В логове врага. Часть третья

Андрей Грачев 2
2 ВА.

Мы рассмотрели бои в Восточной Пруссии, Латвии, Венгрии и Австрии. Но самые отчаянные бои шли на других участках. В небе Вроцлава и Ополе вела жестокие бои 2 ВА. Ей противостояла 52 эскадра и, хотя силы врага были здесь ограниченные, потери асов были достаточно тяжелые, не сравнимые с потерями других выше рассмотренных армий. Конечно, "залетали" сюда и пилоты других эскадр, например вездесущей JG6, иногда здесь работали и пилоты JG77. Кроме того, работала здесь и SG4, пилоты которой могли действовать как заправские истребители. Нам предстоит понять, с чем же связаны такие большие потери 2 ВА.

13 января во время вылета на штурмовку был сбит ас 16 гиап Жердев Виктор Иванович, имевший 12 побед на счету. После вынужденной посадки он убит на земле вражеской пехотой. По советским данным, сбит он огнём с земли, атак немецких истребителей не отмечено, у немцев тоже нет никаких заявок на него.

19 января также огнём ЗА сбит штурман 32 иап Шаранда Николай Николаевич, имевший 8+7 побед на счету. В январе немецкая авиация здесь работала ограничено по причине сложных метеоусловий, потери советские асы несли от огня ЗА.

В феврале ситуация изменилась, погода значительно улучшилась, и теперь немецкая авиация проявляла большую активность. Выросли, конечно, и потери советских асов. И уже первая из этих потерь была очень тяжёлой...

12 февраля погиб замечательный ас, комэск 41 гиап Семенцов Михаил Иванович, опытнейший пилот, первую победу одержавший ещё в 41 году. Первые свои 9 побед он одержал ещё на и-16, позже воевал на Ла-5, а всего он имел 17 личных и 10 групповых, а по другим данным 19 личных и 8 групповых побед. При этом самого Семенцова сбивали немцы 8 раз. В тот день беды ничто не предвещало. Была густая облачность, небольшая группа пе-2 в сопровождении звена Ла-5фн, ведущий Семенцов, производила удар по аэродрому Нэйссе. В ходе вылета было встречено звено фв-190, их советские пилоты атаковали, заявили сбитым один из них. А дальше Семенцов, атакуя одного из фв-190, увлёкся и, когда тот ушёл в облачность, попытался его преследовать. Больше его не видели...

Конечно же, это было большой ошибкой, для 45 года совсем не типичной. Возможно, Семенцов был очень увлекающийся воздушный боец, на это указывает и большое количество случаев, когда его сбивали. Но есть и другая версия, что остальные члены четверки попросту не уследили за ним в ходе боя. Впрочем, если брать такую версию за истину, то итогом должно было стать расстройство четверки и потеря в облачности её членов, чего не произошло. Как бы то ни было, потеря была до боли необязательной. Мы разбирали потери 17 и 5 ВА, но там асы гибли из-за прекрасной работы вражеских пилотов, в сложных групповых боях, здесь же мы со стороны немцев не видим особого искусства. Собственно, мы и не знаем, кто сбил Семенцова, судя по идентификации нападавших, это могли быть пилоты JG6, не особо искушённые бойцы, или даже пилоты SG4.

14 февраля погиб пилот 69 гиап Еловский Алексей Николаевич, имевший 13 побед на счету. Он погиб при возвращении с боевого вылета, но не по причине воздействия врага. На малой высоте ас попытался сделать бочку при заходе на посадку, но неустойчивая "Кобра" сорвалась в пике и разбилась. Тоже, конечно, весьма нелепая гибель. Очень напоминающая гибель знаменитого северного аса Сгибнева. На капризной Кобре такие фигуры делать было крайне опасно.

20 февраля погибли в одном бою два аса 482 иап, летавшие на Ла-5ф: Назаренко Александр Александрович, имевший 10 побед на счету, и Шевырев Степан Ефимович, имевший 11 побед на счету. Они в районе Губен вели бой с фв-190, пытавшимися бомбить наши войска, но бой оказался неудачен. Немцам удалось расчленить советскую группу, после чего и были понесены тяжёлые потери: погибло три пилота, двое из них были асами. От немцев заявка на Ла-5 есть от Эриха Хартманна, вероятно он одержал одну из побед.  Но это мог быть также оберфельдфебель Хельмут Мишке из SG4, заявивший в этом районе целых семь побед (типы неизвестны). Тем более по советским данным сбиты Назаренко и Шевырев именно в бою с фв-190.

27 февраля погиб выдающийся ас Русаков Владимир Васильевич из 1 гиап, имевший 13 побед на счету. В некоторых источниках даётся ошибочная дата его гибели - 23 февраля. Он вылетел в качестве ведущего пары на прикрытие, но, обнаружив вражескую колонну, не смог удержаться от искушения её проштурмовать. Итог был плачевен, ас попал под огонь МЗА и, хотя и совершил успешно вынужденную посадку, в часть не вернулся. Обратим внимание на схожесть гибели аса с гибелью некоторых немецких асов, например Фюлльграббе.

28 февраля погиб Графин Иосиф Игнатьевич из 104 гиап, имевший на счету 12 личных и 6 групповых побед. На задание по прикрытию ушла четверка Онищенко. Вскоре на усиление пришла пара Графина по вызову с земли. Графин, однако, действовал самостоятельно. Заметив звено фв-190, собиравшихся атаковать группу, он атаковал их первым. На помощь пришло звено Онищенко, но атаковала только пара самого Онищенко, вторая пара - Брюханова, осуществляла прикрытие. На неё свалилась пара бф-109, и, пока Онищенко вёл бой с фв-190, Брюханов отбивался от бф-109. Про Графина забыли, его ведомый сильно оторвался от него, а другие пары слишком были заняты боем. Итог боя был печален - потеря отличного аса.

Отметим целый ряд ошибок, которые вообще были не характерны для советских пилотов в 45 году. Очевидно, фв-190 сопровождали два бф-109. Графин атаковал фв-190, не нейтрализовав бф-109, вдобавок оторвался от ведомого и от остальных, то есть остался в одиночестве. Остальные пилоты тоже действовали не очень согласованно. В общем, бой прошёл довольно сумбурно. Сказалась некоторая однобокость действий 104 гиап. Этот полк был, если можно так сказать, полком остроатакующим. В полку были приняты дерзкие, внезапные атаки с вертикалей, и такими атаками частенько пилоты полка сбивали сильных немецких асов. Однако был и минус: пилоты полка слишком плохо оборонялись, порой атаковали неосмотрительно, отрываясь друг от друга. Это и привело к гибели Графина. Установить, кто его сбил, мы не можем.

Итак, в феврале потери асов были достаточно велики, причём в ряде случаев мы видим, что эти потери никак не вытекали из логики событий, связаны были с ошибками пилотов или со случайными факторами. Что, конечно, сильно отличает эти бои от боев, которые мы рассматривали ранее, в Венгрии и Пруссии.

Март стал ещё более тяжелым, чем февраль. Уже 1 марта погиб выдающийся ас Лазарев Сергей Иванович из 728 иап, имевший на счету 22+1 победу, летавший на Яке-3. Во время вылета на сопровождение Пе-2 пара вражеских истребителей атаковала ведущего бомбардировщиков, Лазарев пошёл на перехват, но не рассчитал маневр и врезался в Пе-2. Тоже, в общем, потеря из разряда случайных.

5 марта хорошего аса снова лишился 104 гиап. Погиб Николай Николаевич Климов, имевший 6 побед на счету. На задание ушла шестёрка полка, ведущим был Луканцев. Климов шёл ведущим замыкающей пары. Во время вылета пара Мальцева была атакована парой бф-109, но без успеха. Затем была атакована пара Луканцева, так же без урона. Климов отбивал атаки и, по мнению других пилотов, столкнулся с одним из бф-109. Впрочем, немцы столкновение не признают. Кто сбил Климова, нам тоже неизвестно, но, судя по стилю, это были охотники из JG52

15 марта был сбит и погиб комэск 69 гиап Шикунов Фёдор Иванович на "Кобре". Это был замечательный ас, имевший 21 победу на счету. Сбили его, по советским данным, огнём ЗА. Он вылетел на блокировку немецкого аэродрома, но попал под огонь зениток. Невозможно установить, так ли это было или всё же Шикунова сбил незамеченный немецкий охотник. Но в данном случае и такое развитие событий нельзя исключить.

16 марта был сбит командир 16 гиап Иван Ильич Бабак. Выдающийся ас, имевший 40 побед на счету. Он попал в плен. Без сомнения, это была самая тяжелая потеря для 2 ВА. Сбит он при атаке на вражеский эшелон огнём с земли. Про этот бой написано достаточно много, поэтому особо повторяться не будем.

20 марта пострадал знаменитый 5 гиап, потеряв одного из своих асов. Мастерков Александр Борисович, имевший 15 личных и 2 групповых победы, отправился на свободную охоту на Ла-7, но из этой охоты вернулся только ведомый и доложил, что Мастерков был подбит огнём ЗА и при попытке покинуть самолет разбился насмерть. Впрочем, в данном случае потеря могла произойти и от огня немецкого охотника. Впрочем, исследование осложняет то, что мы, как обычно, не располагаем подходящими заявками от немцев.

21 марта погиб лётчик Рагулин Виктор Яковлевич из 179 иап, на счету он имел 7 побед, воевал на Яке-9. Он сбит был в бою с фв-190, которые внезапно его атаковали во время сопровождения Илов.

25 марта погиб Баранов Георгий Захарович, ас 31 иап, имевший 5 побед на счету. Он воевал на Яке-3. В том же бою был сбит и его ведомый, но он смог спастись с парашютом.

Стоит отметить, что в марте немцы применяли большей частью тактику внезапных атак, характерную для JG52, иногда им удавалось таким способом добиваться успехов в боях с асами.

В апреле продолжались жестокие бои не только в районе Вроцлава, но и на юге Германии. И они стоили 2 ВА ещё нескольких значимых асов. Хотя первая половина апреля прошла спокойно, но с середины апреля шли жестокие бои.

16 апреля погиб пилот 32 иап Старшинов Александр Васильевич, имевший 6 побед на счету. Воевал он на Яке-3. Это был бой с бф-109, причём велся не очень организованно. Один из пилотов, Усков, увлекся преследованием уходившего на бреюшем полете бф-109 и попал под огонь МЗА, был сбит и погиб. Старшинов в ходе боя тоже оторвался от остальных, что и стало причиной гибели. По всей видимости, оба пилота сбиты были знаменитым асом Вальтером Вольфрумом, который в 45 году оправился от ранения и продолжал воевать, правда уже был не так успешен, как в 44 году, и потерял в боях ещё несколько своих бф-109, о чем ещё будет речь.

В тот же день погиб ас 53 иап Потрясов Константин Иванович, имевший 9 побед на счету, на Яке-9. Он вылетел в составе большой группы на сопровождение Илов. Немецкие фв-190 пытались атаковать сначала Илы, причём, судя по всему, не безуспешно, затем их небольшая группа атаковала группу Назарова, однако Назаров Александр Андреевич, пилот весьма опытный, притормозив, пропустил вперёд ведущего врага и затем завязал с ним бой на виражах. Он гонял немца вместе со своим ведомым, но сбить никак не мог, тот ловко маневрировал. И только когда враг начал уходить на свою территорию, Назаров смог его достать и сбить.  Но в ходе это боя был сбит Потрясов, причём как и когда, никто не видел, его потерю обнаружили только когда пришли на аэродром.

18 апреля погиб Гучёк Пётр Иосифович, пилот 100 гиап, отличный ас, имевший на счету 18+3 побед. Причём, как нами было установлено, именно этот ас является самым вероятным победителем выдающегося немецкого аса Бертольда Кортса, а также ему удалось сбить известного румынского аса Шербанеску. Погиб он во время штурмовки немецких колонн, по советским данным от огня ЗА.

В тот же день потерял своего аса 482 иап. Комэск Ландик Иван Иванович отправился на задание ведущим четверки, встретил четверку фв-190 и атаковал ведущего этой группы. По отчётам, он его сбил, но затем и сам был сбит, очевидно, напарником немца. Почему-то впоследствии в литературе укоренилрсь мнение, что он сбит ЗА, что не совпадает с оперативными данными. Воевал ас на Ла-5ф.

19 апреля во время сопровождения Илов погиб пилот 53 иап Перетокин Виктор Степанович на Яке-9. В том бою полк потерял два своих самолёта. Перетокин имел 5 побед на счету. Немцы в том бою смогли также прорваться к Илам и фатально повредить один из них. В тот же день пострадал 129 гиап,  летавший на "Кобрах", в ходе ожесточённого и тяжелого боя было сбито два самолета этого полка. Терехов Василий Петрович погиб, а Задирака Леонид Васильевич попал в плен, после Войны вернулся. На его счету было 7 личных и 2 групповые победы.

24 апреля огнем ЗА при сопровождении штурмовиков был сбит Киценко Иван Павлович из 153 гиап, имевший 6 побед.

25 апреля погиб отличный ас 89 гиап Гончар Иван Алексеевич, имевший 15 побед на счету. Он вылетел на разведку ведущим шестёрки в сложных метеоусловиях, летели на Як-9Д повышенной дальности. Самолёты попали под огонь ЗА, Гончар был подбит и не смог дотянуть до своих...  В тот же день 306 иап понёс тяжёлые потери, было сбито в ходе вылета три самолета вместе с пилотами, враг атаковал из облаков внезапно и добился полного расстройства советской группы. Одним из погибших был Хоренко Константин Фёдорович, имевший 7 личных и 1 групповую победу.

26 апреля тяжкую потерю понёс 32 иап. Погиб ас Денисенко Владимир Гурьевич, имевший 24 победы на счету. Как отмечено в донесении, четверка полка, ведущим был как раз Денисенко, вступила бой с группой фв-190, в ходе боя Денисенко одержал одну победу, но затем, атакуя ещё один фв-190, был сбит огнём ЗА и погиб. Конечно же, эта версия боя не может полностью удовлетворять, чаще всего во время ожесточённого боя ЗА огонь не вела и подобные отчёты как с нашей, так и с немецкой стороны демонстрировали нежелание признать, что ас сбит в воздушном бою. Возможно, в ходе преследования фв-190 ас несколько утерял бдительность, а другие пилоты не смогли его подстраховать.

Денисенко стал последним погибшим асом 2 ВА в ходе Войны. Резюмируя, мы видим, что только в апреле потери были связаны с серьёзной боевой деятельностью. Потери, понесенные ранее, никак не отражали интенсивность воздушных боев. К сожалению, довольно много этих потерь были случайными. По своей тяжести количество потерь асов 2 ВА сопоставимо только с потерями 16 ВА, но там иная ситуация: там шли бои за Берлин, и там враг сосредоточил большие силы авиации. В жбд 2 ВА никогда не отмечалось большого количества вражеских самолётов, более того: если и в небе Будапешта, и в небе Пруссии немцы порой решались на групповые бои, то здесь почти всегда их тактика ограничивалась "тычками". Когда же они на такие бои решались, как правило исход был не в их пользу. В общем, в небе Кенигсберга бои были ничем не слабее, как и в небе Будапешта. Откуда же такая разница в потерях?

Вы, наверное, могли заметить, что в большинстве случаев потери эти несли пилоты не самых известных полков. Действительно, в составе 2 ВА было довольно много полков, которые включали в себя не самых сильных пилотов, и, если 17 и 5 ВА практически целиком пересела на Ла-7 и Як-3, то здесь вовсю использовались более старые "Кобры", Яки-9, Ла-5ф. Как вы также могли заметить, что некоторые полки практически отсутствуют в нашем перечне. Например, 8 гиад. Потеря Семенцова является единственной серьёзной потерей этой дивизии и, как мы отмечали, она не была следствием ошибок в проведении боя, скорее следствием ошибки самого аса. Потери же многих других асов стали следствием ошибок именно в построении боя, которые были связаны с тем, что у остальных экипажей групп не было необходимой квалификации. Немного потерь несли и некоторые другие дивизии, например 22 и 23 гиад, весьма хорошо организованные. Сравнивая две дивизии 5 ИАК - 256 и 8, мы сразу видим разницу в количестве потерь. Конечно, эта разница не в пользу 256 иад. О некоторых недостатках построения групповых боев в этой дивизии писал ещё и Ворожейкин, хотя и максимально деликатно. Это относилось в большей степени к 43 году, но, как видим, некоторые застарелые болезни сохранились.

В этом плане, конечно, и 17, и 5 ВА были поровнее. То же относится и к 1, и к 3 ВА. Возможно, сказалась некоторая расхоложенность 2 ВА, которая в 44 году вела не так много серьёзных боев, а в августе 44 года в небе Сандомира немцы совсем ее "разбаловали" так как вместо реального противодействия они вдохновенно врали о своих успехах. Некоторые части сохранили отличный боевой настрой и добились ряда успехов в боях с лучшими немецкими асами в 45 году. Мы уже говорили о фатальных потерях немецких асов на этом направлении и скажем о нефатальных. Но некоторые части, увы, воевали несколько слабее.

И, конечно, многие потери понесены при вылетах на штурмовку. Командование 2 ВА придавало этим вылетам повышенное значение. Красовский придерживался концепции, что враг должен постоянно подвергаться штурмовым ударам малых групп. Этим должны были заниматься как истребители, так и штурмовики. Честно говоря, руководство JG52 с ним бы согласилось. Её пилоты тоже очень часто летали на штурмовку.

8 ВА.

Этой армии, которая давно работала в связке с 2 ВА и даже рассматривалась как её придаток, повезло больше всех. Она держала чехословацкий участок фронта, где ей противостояла JG77. Бои здесь были не особо ожесточённые, с организацией у 8 ВА всегда был полный порядок, поэтому и потери этой армии в асах были совсем невелики. По злому стечению обстоятельств, обе потери понёс 111 гиап.

19 марта четверка полка (воевал полк на Ла-7), ведущим был опытный ас Мурашкин Яков Андреевич, 16 побед на счету, совершала обычный вылет на облет местности. Были замечены сверху шесть фв-190. На них внимания не стали обращать, так как фв-190 шли вверху, особо не прячась и агрессии не проявляя. Однако внезапно группа попала под густой огонь ЗА. Один из самолетов был сбит, а Мурашкин поспешил укрыться в облаках. Однако обратно он уже не вернулся. Очевидно, "фоккеры" воспользовались внезапно подвернувшейся возможностью и сбили Советского аса. Мурашкин попал в плен, откуда благополучно вернулся. В разных источниках указывается, что он сбит ЗА, но на самом деле огнем ЗА сбит был другой пилот его полка.

А 13 апреля погиб Каргопольцев Григорий Яковлевич, имевший 11 побед на счету. Причём как он вообще был потерян, непонятно: вылет был вполне спокойный, атак вражеских истребителей не отмечено, правда в ходе вылета подавили позицию МЗА. Только на аэродроме обнаружили потерю одного из лучших асов полка. Скорее всего, его сбила немецкая МЗА.

Комментировать тут особо нечего, скажем лишь, что, пожалуй, наряду с 1 ВА 8 ВА добилась самого большого перевеса в боях с немцами в 45 году.