Записки 2

Геннадий Васильевич Есин
     В Керчь я прибыл по служебной надобности. Мне предстоит на месте установить, какие именно экспонаты местного музея подлежат непременной эвакуации…

     Эллинский Пантикапей, хазарский Чарша, норманнский Корчев, генуэзский Воспоро, ныне Керчь – захудалый городишко, на берегу одноимённого пролива. Интерес к нему обнаружит разве что зауряд-доцент от археологии, да восторженный почитатель античной истории, обломки коей лежат буквально под ногами. Я говорю о черепках амфор, коими изобилуют тропинки на горе «Митридат». Несмотря на столь громкое имя, «Гора» - это всего лишь самая восточная, в гряде холмов, возвышенность высотой 91,4м. Но для туземных жителей это именно «Гора» или - «Горка».

     Несмотря на явную провинциальность, необычность Керчи бросается в глаза тотчас. На въезде в город, с постаментов высотой в два человеческих роста, на путников угрюмо взирают два каменных грифона, давая понять историческую особенность этого, в общем-то, рядового уездного городка. А в самой Керчи впечатляет разве что церковь Иоанна Предтечи – четырёх колонный храм, увенчанный плоским куполом. Стены выложены из чередующихся рядов белого камня и плоского красного кирпича-плинфы и образуют характерную для византийских зодчих кладку. Обыватели утверждают, что оная церковь была построена ещё во времена Римской империи и в доказательство указывают на цифирь «6265» (от сотворения мира. По Византийскому кадендарю - 757 г. н. э. Г. Е.), что наблюдается на одной из внутренних колонн. Полагаю, что гвоздиком, я бы нацарапал дату и постарше…

     Касательно самого здания, я полагаю его изрядной архитектурной реликвией, а в сём предмете я разбираюсь, ибо ещё в 6-м году по личному указанию графа Дурново занимался «делом мздоимцев», высокопоставленных чиновников московского градоначальства, разворовавших казённые деньги, выделенные на реставрацию исторических зданий на территории московского Кремля. Для пользы вышеозначенному делу мне даже пришлось посетить несколько лекций по истории и теории искусства на историко-филологическом факультете московского университета…».

***

      Комментарий: Граф Дурново (ударение – на последнем слоге) Пётр Николаевич – с октября 1905 по апрель 1906г. министр внутренних дел в правительстве Витте С. Ю. В феврале 1914 года направил императору Николаю II меморандум о возможных последствиях грядущей войны с Германией, где в частности указал: «… оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению».

***

    «…Каменный арочный мост через узкую, поросшую камышом и весьма грязную речонку; вымощенные булыжником улицы; православные, армянская и католическая церкви; таможня, адмиралтейство; Босфорская набережная с «царской пристанью»; скверики; фонтаны; белённые известкой опрятные домики под красной черепицей, с их аркадами, колоннами и иными архитектурными изысками. Здесь переплелись античность, византийский стиль и русский классицизм, оттого Керчь кажется более европейской, чем сплошь деревянные города средней полосы или, скажем, Поволжья.

     Широкая каменная лестница, ведущая на вершину горы Митридата, берёт начало с Предтеченской площади и, не сужаясь в перспективе, кажется уходит в самое небо. Площадку первого яруса стерегут всё те грифоны. Вершину «Горы» венчает часовня-мавзолей некоего Стемпковского. На северном склоне привлекает внимание музей древностей. Окружённое колоннадой здание являет собой точную, но изрядно уменьшенную копию достославного афинского храма Тезея, получившего в своё время весьма внушительные разрушения от взрыва, хранившихся там турецких артиллерийских зарядов…