Актер Игорь Олегович Горбачёв вторая часть - оконч

Борис Пономарев 3
Актер Игорь Олегович Горбачёв (вторая часть — окончание)

Игорь Олегович Горбачёв становится любимцем советских кинозрителей. В 1966 году он снимается в роли полковника милиции Николая Ивановича Николаева, вдумчивого, умудренного жизнью человека, в детективном фильме «Два билета на дневной сеанс», поставленном на киностудии «Ленфильм» режиссером Гербертом Морицевичем Раппапортом по сценарию Бориса Фёдоровича Чирскова и Евгения Ивановича Худика.
 
Наши зрители очень любят фильмы-детективы, особенно когда они радуют своим высоким качеством. Этот фильм явно обладал таким достоинством. Сотрудникам ОБХСС во главе с полковником Н.И.Николаевым удалось взять с поличным преступников, действовавших под «чутким руководством» директора фабрики Рубцова, причем в основу фильма было положено реальное уголовное дело директора Ленинградской областной оптово-торговой базы Георгия Зуйкова. Данная лента имела большой кассовый успех — 35,3 млн зрителей. Аудитория XXI века с удовольствием вспоминает эту кинокартину: «Один из лучших фильмов шестидесятых годов для понимания того времени. Фильм сделан с большой искренностью, мастерством и верой в идеалы, верой в то, что мир можно улучшить, а человека перевоспитать». 

В 1972 году Игорь Олегович Горбачёв снимается в той же роли полковника милиции Николая Ивановича Николаева в детективном фильме «Круг», который является продолжением фильма «Два билета на дневной сеанс» и вновь рассказывает о службе инспекторов ОБХСС под руководством Н.И.Николаева. Данный фильм также был поставлен на киностудии «Ленфильм» режиссером Гербертом Морицевичем Раппапортом по сценарию Эдгара Борисовича Дубровского и Г.М.Раппапорта. В данном фильме расследуется дело о хищении опиума, хранившегося на складе химфармзавода. Естественно, это уголовное дело завершается успешным разоблачением преступников. Фильм имел в кинопрокате весьма значительный успех, его посмотрели более 21 миллиона зрителей.

Еще больший успех И.О.Горбачёву принесло участие в четырехсерийном приключенческом телефильме режиссера Сергея Николаевича Колосова «Операция «Трест», созданном по мотивам романа-хроники Льва Вениаминовича Никулина «Мертвая зыбь» в 1967 году на киностудии «Мосфильм». Фильм рассказывал о контрразведывательной операции «Трест», проведенной в 1921-1925 годах ВЧК (затем ГПУ, ОГПУ) Советской России путем создания фиктивной антисоветской организации «Трест», связанной с белоэмиграцией и предназначенной для осуществления терактов на территории нашей страны с целью последующего захвата власти.

Игорю Олеговичу довелось создать сложный образ бывшего русского монархиста, дворянина Александра Якушева, в прошлом действительного статского советника, а тогда высокопоставленного сотрудника Наркомата путей сообщения, человека искреннего, убежденного в правоте цели, которую он защищает. Арестованный ГПУ, он ожидал со дня на день расстрела, но неожиданно получил предложение стать главой «Треста». Чекисту Артуру Христиановичу Артузову, начальнику Контрразведывательного отдела (КРО) Секретно-оперативного управления ГПУ, удалось перевербовать А.Якушева и полностью привлечь его на свою сторону. В результате, он отлично исполнил свою роль лидера «Треста», а И.О.Горбачёв, естественно, великолепно сыграл роль Александра Александровича Якушева, после чего совершенно заслуженно стал одним из самых любимых киноактеров нашей страны.

Успех фильма был поистине феноменальным. На этой волне усилиями Сергея Николаевича Колосова и его соратников на «Мосфильме» было создано Творческое объединение «Телефильм», а фильм «Операция «Трест» в апреле 1969 года получил «Большой приз» на III Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов, проходившем в Ленинграде.

Большим позитивным явлением в жизни нашей страны стало появление фильма «Укрощение огня», поставленного в 1972 году на киностудии "Мосфильм" режиссером Даниилом Яковлевичем Храбровицким по мотивам биографии основоположника советской космонавтики конструктора ракет Сергея Павловича Королёва, а также биографий других конструкторов авиационной и ракетной техники. Главную роль — Андрея Ильича Башкирцева — генерального конструктора ракетно-космической техники СССР, главного конструктора ОКБ-1, прототипом которого, в основном, и был С.П.Королёв, сыграл превосходный актер Кирилл Юрьевич Лавров. А роль Евгения Огнева, заместителя А.И.Башкирцева, прекрасно исполнил И.О.Горбачёв.

Прототипом Е.Огнева был академик Валентин Петрович Глушко, один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения. Именно его двигатели подняли в космос первый спутник Земли, Юрия Алексеевича Гагарина и практически все боевые ракеты, сконструированные в бюро С.П.Королёва, М.К.Янгеля и В.П.Челомея. Но многие говорили, что Е.Огнев был похож и на Василия Павловича Мишина, академика, конструктора ракетно-космической техники, соратника С.П.Королёва, продолжившего его работы в области космонавтики.

Андрей Башкирцев и Евгений Огнев в фильме показаны верными друзьями и соратниками, однако, в реальной жизни между их прототипами С.П.Королёвым и В.П.Глушко отношения были не столь однозначно теплыми. Но, по моему мнению, нужно обязательно сказать о том, что в ленте «Укрощение огня» имело место своего рода пророчество: после кончины А.Башкирцева его место занимает Е.Огнев. Это пророчество впоследствии сбылось. В 1974 году место умершего генерального конструктора Сергея Павловича Королёва занял Валентин Петрович Глушко.
 
Съемки картины были завершены в 1971 году, и ее предполагалось выпустить в кинопрокат к десятилетию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина. Между тем, служба безопасности космической программы требовала все новых и новых сокращений фильма, переделок сценария. Дело зашло в тупик, и премьеру показа пришлось отложить. Положение спас секретарь ЦК КПСС Дмитрий Фёдорович Устинов, курировавший советскую ракетную промышленность, который лично дал окончательное разрешение на выход картины на экраны нашей страны 12 апреля 1973 года, в одиннадцатую годовщину гагаринского полета.

Фильм имел большой успех, в год выпуска его посмотрело более 28 миллионов зрителей. Он был отмечен несколькими международными наградами: призом «Хрустальный глобус» XVIII Международного кинофестиваля в Карловых Варах (Чехословакия), Специальным почетным дипломом VIII Международного технического конкурса фильмов в рамках Конгресса УНИАТЕК в Берлине (ГДР), Премией Союза чешских драматических артистов Даниилу Яковлевичу Храбровицкому за идею, сценарий и режиссуру.

А жизнь шла своим чередом. В 1975 году Игорь Олегович Горбачёв стал художественным руководителем и главным режиссером Ленинградского Государственного Академического Театра Драмы имени А.С.Пушкина. В 1990-е годы название «Александринский» вновь стало официальным, и новое название театра стало звучать так: «Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (Александринский)». В 1992 году И.О.Горбачев покинул родной театр, и все свои силы направил на создание некоммерческого театрального института «Школа русской драмы» в Санкт-Петербурге, став его первым ректором. 
  
Это был единственный в России частный ВУЗ, в котором студенты не платили за свое обучение. Вот что говорил по данному поводу Игорь Олегович: «Я пошел на такой шаг, чтобы быть свободным. Не желаю учить «позвоночных» недорослей, которых богатые родители устраивают по звонку и могут заплатить за учебу любые деньги. Мы принимаем только способных. Ну а я, как чеховская Мерчуткина, хожу с протянутой рукой по спонсорам, добывая деньги на зарплату педагогам». С 2011 года — это факультет театрального искусства «Школа русской драмы имени И.О.Горбачева» Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики. В данном ВУЗе Игорь Олегович преподавал до конца своей жизни.

Игорь Олегович Горбачёв сыграл 35 ролей в театре, 69 ролей в кино, на его счету 16 режиссерских работ. Он скончался 19 февраля 2003 года в связи с тяжелой продолжительной болезнью. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Позднее, а именно в 2010 году, рядом с ним была похоронена его любимая жена Людмила Ивановна Горбачёва (в девичестве — Митрофанова), Заслуженная артистка РСФСР, с которой он прожил в браке более 50 лет. В 2011 году, по завещанию его жены Л.И.Горбачёвой, их квартира в переулке Джамбула, дом №15, стала музеем-гостиницей при Александринском театре.


Борис Пономарев