Ночное купание

Валерий Симоненко
    Начинало смеркаться, пора было присматривать удобное пристанище на берегу и располагаться на ночлег. Где-то далеко слышались глухие раскаты грома, наверняка гроза доберется и до них, поэтому надо было поторапливаться – ставить палатку, успеть чего-нибудь пожевать перед сном и укладываться спать.
    Это был рядовой сплав по одной из маленьких наполовину пересохших тундровых речек Югорского полуострова. Был конец июля и река обмелела так, что добрую половину пути лодку приходилось тащить волоком. Сплавлялся геолог Семериков и молодой рабочий Миша. Работа заключалась в отборе геохимических проб на всем протяжении маршрута с целью выявления участков с повышенными содержаниями химических элементов, присущих алмазоносным кимберлитам. Ничего особенного.
    Расчетное расстояние до конечного пункта по карте около 280 км. Это со всеми возможными непредвиденными задержками примерно месяц работы.
    Палатку ставили второпях прямо в русле реки на песчаной косе в нескольких метрах от уреза воды, растяжки привязывали к крупным угловатым камням. Так всегда делали, если приходилось располагаться на ночевку в протяженных каньонах среди высоких обрывистых берегов; не карабкаться же со всем скарбом на самую верхотуру. Нос лодки вытащили из воды и привязали к самому большому валуну, который оказался поблизости. Разгружать ее не стали - завтра поутру на скорую руку костерок из сухих веток плавника, пару кружек крепкого сладкого чаю с сухарями и в путь.
    Проснулся Семериков от непонятных звуков, какого-то бульканья и шуршания, к ним еще примешивался шум хорошего дождя, который вовсю барабанил по палатке. Он долго прислушивался, пытаясь понять – что бы это значило. Напарник похрапывал, как ни в чем не бывало, и будить его не хотелось. Вылезать самому из теплого спальника и высовываться в кромешную дождливую тьму, чтобы посмотреть в чем дело, не было ни сил, ни желания – днем пришлось изрядно покорячиться, когда перетаскивали по берегу лодку со всеми причиндалами и шмотками в обход непроходимых порогов, перегородивших почти на километр все русло. Вдали не стихали раскаты грома. Да хрен с ним, утром разберемся, подумал он, повернулся на другой бок, устраиваясь поудобней, почмокал губами и снова заснул.
    Уже когда Семериков разомлел и начались сонные подрагивания, он сквозь дрему почувствовал что ноги у него, почему-то стали мокрые. Не понимая в чем дело инстинктивно поджал их под себя, а потом ошарашенно сел в своем спальнике. Уже не только ноги, но и задница была в воде, и ее с каждым мгновением становилось все больше.
    - Это что… - заорал спросонья напарник.
    Вода добралась и до него. Они в панике выскочили из палатки и в предутренних сумерках в ужасе увидели – мелкая пересохшая речушка, которую в любом месте можно было в обычных болотниках запросто перейти на другой берег, превратилась в мощный водный поток с пенистыми бурунами и воронками. Вода в реке прямо на глазах быстро прибывала, палатка уже стояла наполовину затопленная. Мощным течением ее уже начинало заваливать и сносить вниз вместе с привязанными камнями и всем, что находилось внутри – спальниками и одеждой. Было не до шуток. Лодка плавала рядом, веревка, удерживающая ее на месте, натянулась как струна, готовая в любую секунду сорваться с валуна, к которому была прикреплена.
    Они босые и раздетые, бросились спасать лодку, если бы ее унесло - была бы катастрофа. В ней было их спасение. Палатка и остальное барахло не так важно, их можно отыскать позже где-нибудь ниже по течению. Они ухватились за боковой фал, протянутый вдоль бортов лодки и уже сами по пояс в воде, упираясь в каменистое дно и стараясь устоять на ногах под напором набирающей силы бушующей реки, стали подтаскивать ее ближе к берегу. Там судорожно цепляясь за кусты, каменистые выступы, то и дело срываясь вниз, крича и матерясь на чем свет стоит, изо всех сил старались удерживать ее, карабкаясь все выше и выше по крутому береговому склону.
    Река бесилась полдня, потом на глазах начала стихать, успокаиваться и быстро мелеть, тот участок косы, где стояла палатка, постепенно обнажился и никаких следов от их стоянки не осталось. Палатку и спальники спасти не удалось, их снесло течением и скорее всего где-нибудь зацепит за береговой кустарник или выбросит водой на берег и тогда их можно будет отыскать. Ну хоть лодка со всей провизией, теплой одеждой, куревом и отобранными образцами с полевой документацией не пострадала, и это было хорошо.
    Когда уже переоделись во все сухое, разобрались со шмотками и перевели дух, они сидели возле костра на берегу, отхлебывали горячий чай и не спеша осмысливали пережитое приключение и создавшуюся ситуацию. Кто бы мог подумать, что в верховьях пройдут такие ливни, что в считанные минуты превратят мелкую речушку в мощную, ревущую и сметающую все на своем пути водную стихию. Именно такое и произошло в эту злополучную ночь. Еще хорошо отделались, могло закончиться гораздо хуже. Это был хороший урок.
    - Ты хоть плавать то умеешь? – спросил Семериков напарника.
    - А, это необязательно, жилет на что.
    Они, поглядев друг на друга, рассмеялись. Оба спасательных жилета накануне вечером были безалаберно брошены возле лодки, и поэтому благополучно уплыли к чертям собачьим самыми первыми.

2019 год