К 100-летию со дня преставления патриарха Тихона

Алексей Николаев 6
5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя иеросхимонах Зосимовой пустыни Алексей вынул жребий с именем нового Патриарха Московского и всея России. На вдовствующую двести лет кафедру был возведен святитель Тихон (Белавин).

В страшное время возглавил русскую церковь первосветитель. Вот что он писал в своем посланий: «Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью православной.» 

Это цитата из послания «об анафематствовании творящих беззакония…» от 19 января 1918 г. Подобным пафосом проникнуты все документы этого периода. В них содержится глубокая скорбь о истекающей кровью Родине, гневное обличение власть предержащих, призыв народа к покаянию и сплочению вокруг Церкви. Предполагалось, что активная гражданская позиция духовенства и мирян сможет оградить Церковь от произвола властей.

В 1922 году большевики под предлогом помощи голодающим приступили к тотальному ограблению церквей. Это привело к народному возмущению и столкновениям. Пролилась кровь. В мае патриарх был арестован и предан суду.

В это время поддерживаемые ОГПУ смутьяны наглым обманом захватили церковное управление и учинили раскол. Патриарх объявлялся низложенным в церкви вводились множественные изменения обновленческого характера, несовместимые с канонами. Гонимые от властей православные не имея вождя, оказались дезорганизованы, Церковь на грани распада, превращения в сообщество протестантствующих группировок.

16 июня 1923 г. патриарх пишет заявление в верховный суд, о том, что он раскаивается в антисоветской деятельности, отмежевывается от контрреволюции и советской власти больше не враг. 28 числа святейший был на свободе деятельно приступил к борьбе с обновленческим расколом. Его энергичные действия, а наипаче само его появление возымели гипнотический эффект: архиереи и священники стали во множестве приносить покаяние и возвращаться в лоно Церкви. Над раскольниками была одержана решительная победа.

25 марта 1925 года, в Праздник Благовещения, Патриарх Тихон, предал свой дух Богу, горько оплакиваемый всей православной Россией, горячо любившей своего доброго пастыря.

Возникает вопрос: когда святейший патриарх был прав, когда призывал анафему на большевиков или когда «отмежевывался» от контрреволюции? Скорее всего после 1917 года у русских архиереев не было хорошего выбора. Мы, живущие в благополучное время, не должны, не имеем права обсуждать тех кто существовал в условиях террора.