Индейское бабье лето
Возвращалось стадо с лугов, степенно коровушки плыли
В ореоле достойном богов из закатного солнца и пыли.
А ватага босой ребятни, да хозяйки в цветастых платьях
Выходили встречать за плетни красавиц своих ненаглядных.
И звучали клички коров, и призывно в ответ те мычали….
Возвращается стадо из снов, снов о детстве с оттенком печали.
В моей душе, где-то глубоко-глубоко, хранится янтарная капелька последнего дошкольного бабьего лета. В те далёкие доинтернетовские времена деревенское детство давало полную свободу в познании бесконечного волшебного мира методом набивания собственных шишек.
На самом деле, наш «бесконечный волшебный мир» умещался на двух усадьбах – на Вовкиной и моей. Вовка – друг детства, сосед и двоюродный брат по совместительству. Когда взрослые уходили на работу, мы становились практически полными хозяевами двух домов с таинственными чердаками и тёмными подвалами, трёх огромных тополей, длинных лабиринтов сараев и бесконечного огорода с берёзовой рощей в самом конце. Конечно, за нами приглядывала, вернее, была нашим ангелом-хранителем бабушка Маланья. Красивее и добрее бабушки я не встречала в своей жизни. Эта была красота, которая не ослепляет, не кричит о себе и не ищет повсюду только своего отражения. Великолепные волнистые волосы, бархатистые карие глаза. Полная самодостаточность без тени суетливости – одно это уже есть красота. Все невзгоды, подлость, предательства эпохи революций и войн разбивались о мудрость и великую доброту бабушки Маланьи. А нам, внукам, было очень важно, что бабушка снисходительно относилась к нашим детским шалостям, кормила вкусной выпечкой, обрабатывала зелёнкой содранные коленки.
В то незабываемое бабье лето мы с Вовкой решили перевоплотиться в индейцев племени без названия, потому что не смогли договориться по этому важному вопросу. В выходные дни родители объявили субботник по уборке картошки. Это был удобный момент, чтобы посветить родственников в наши намерения стать индейцами. Для большей убедительности мы нанесли акварелью боевую раскраску на свои мордашки, а на головах соорудили что-то напоминающее ирокез. Неожиданное появление на огороде двух белокурых и голубоглазых индейцев вызвало неоднозначную реакцию в стане взрослых. Возникло подозрение в несерьёзности наших намерений. Лишь мой папа адекватно оценил обстановку. Он поприветствовал представителей дружественного индейского народа, поинтересовался из какого мы племени. Был искренне огорчён, что у племени нет названия и, как математик, нашёл выход из ситуации. Мы стали представителями племени «Х». Так же он пояснил скептически настроенным родственникам, что картофель исконно индейский овощ, и товарищи из племени «Х» сейчас продемонстрируют им, как надо убирать урожай. Вдохновлённые такой встречей мы с усиленным рвением принялись рыть землю в поисках истинно индейского овоща.
День был по-летнему тёплым. Над нашими головами круто выгнулся купол яркого неба. В упругом пространстве планировали отважные паучки на серебристых паутинках, кружились берёзовые листья. Казалось, что время остановилось, попав под небесный колпак. Первым не выдержало солнце, смущаясь, оно стало незаметно отклоняться к западу, окрасив край неба стыдливым румянцем. День шёл к концу, силы и решимость таяли на глазах. Родители, пережившие голодное детство и юность, предпочитали иметь внушительные запасы в погребах. Поэтому картофельное поле казалось таким бесконечным, а финальное золото берёзовой рощи – не досягаемым. Нужно было срочно готовить пути к отступлению. Произведя рекогносцировку на местности, решили покидать огород по-индейски незаметно через заросли репейника. План сработал идеально, кроме одного «но» – урожайным этот год был не только на картошку, но и на репьи. Наши растрёпанные ирокезы были щедро облеплены ими. Вовке было проще, мои косы пострадали основательно – репьи можно было удалить только вместе с прядями волос. Вовка, как истинный индейский джентльмен, решил утешить меня комплементом, сказав, что я сейчас ещё больше похожу на индейскую скво. На самом деле, всё это казалось нам такой мелочью по сравнению с пьянящим чувством свободы, охватившим нас. Мы выбежали на поляну возле дома. В деревню с пастбища возвращалось стадо коров, оставляя за собой длинный шлейф золотистой пыли. В том, что шлейф состоял не только из пыли, мы убедились буквально через несколько минут. Эмоции свободолюбивых индейцев требовали срочного выплеска. Вовка, вскочив на деревянные качели, стал быстро набирать высоту. В это время во дворе появился отец. Чтобы не быть обнаруженным, Вовка резко присел и, соскользнув с качелей, упал лицом во что-то мягкое и тёплое. Это было реальное доказательство, недавнего возвращения стада с пастбища. С одной стороны, оно уберегло лицо от царапин и синяков, с другой стороны, мне пришлось долго вытирать лопухом и умывать дождевой водой из бочки Вовкину мордашку.
Наступивший вечер заплетал в синеву кудрей жемчужины первых звёзд. Таинственные птицы неслышно появлялись из темноты, казалось, ещё чуть-чуть, и они коснутся крыльями лица. Туманная прохлада текла из леса. Зажигался свет в окнах, призывая всех домочадцев в обжитой круг семейного тепла. Два индейца из племени «Х» разбежались по родным вигвамам, преследуемые запахом щедрого коровьего подарка и ощущения, что день был прожит не зря.
В обязанности настоящих индейцев, по нашему с Вовкой искреннему убеждению, входила объездка диких мустангов на бесконечных просторах прерии. На роль мустанга идеально подходил козёл Кешка. Он был гордостью нашей с Вовкой общей тёти Они. Кешку держали в открытом загоне, отдельно от остального населения двора. Холили, вычесывали пух, из которого вязали тёплые, пушистые шали. Несколько дней подряд, пока тетя Оня была на работе, мы с Вовкой навещали потенциального мустанга Кешку, изучая его привычки и вкусы. Кешка при виде нас разгонялся и со страшной силой таранил рогами деревянный забор. За тем милостиво разрешал кормить себя хлебными корочками. С исчезновением корочек тряс бородой и утрачивал к нам интерес. Рабочая неделя подходила к концу, нужно было срочно принимать решение. Вечером на экстренном совещании в полутьме чердака был разработан и единогласно принят секретный план под кодовым названием «Мустанг». Основная миссия по объездке досталась Вовке. Мне отводилась второстепенная роль отвлекающего внимание. За ужином я незаметно собрала все хлебные корки, кусочки сахара, спрятав секретные припасы под подушку.
О традициях нашего семейного застолья можно было бы написать отдельный рассказ. Через большой обеденный стол проходила граница двух государств – лириков и физиков. Мы с моей старшей сестрой Тамарой, как дикое племя кочевников, осуществляли постоянные набеги на территорию обоих государств, приобретая ценные знания, приобщаясь к цивилизации. Папино государство физиков влекло нас новизной последних научных открытий, тайнами вселенной, там мы всегда находили простое и наглядное объяснение самым сложным явлениям природы. Мамино государство лириков сверкало бриллиантами поэтических и музыкальных шедевров. Эта граница физики - лирики пролегла и в наших душах. Мы с сестрой всегда жили на два государства. Обе получили техническое образование, всю жизнь посветили профессиям, основанным на точных науках. Но души наши – вечные пленницы и поклонницы всяческих искусств. И верность этому свята.
Да, но сейчас нас ждёт полная опасности история объездки деревенского мустанга - Кешки. Ночь была беспокойной и длинной. Утром, дождавшись, когда взрослое население отправилось на работу, два индейца племени «Х» приступили к реализации плана «Мустанг». Вначале кешкино поведение было предсказуемым. Он снисходительно позволял угощать его хлебными корочками, но стоило Вовке сделать попытку перелезть через забор, мустанг-Кешка бросал лакомство и нёсся со всей мочи к нарушителю границы. Было предпринято несколько безуспешных попыток. План трещал по швам, количество сахара и корочек таяло на глазах. После короткого обмена мнениями решили пойти на хитрость – обойти Кешку с тыла, то есть через калитку, ведущую в огород. Пока я усыпляла бдительность подопечного, Вовка на цыпочках протиснулся в калитку. Мы не оценили кешкиных сверхвозможностей. Несмотря на выдающиеся габариты, Кешка обладал молниеносной реакцией. Его хищные жёлтые глаза из-под нависших огромных рогов фиксировали малейшие изменения на 360 градусов вокруг. Вовка в ужасе вскрикнул, когда на него понеслась со всей козлиной прыти громада из рогов, копыт и шерсти. Я тоже издала боевой индейский клич, оседлав забор. Ватные от страха руки и ноги не слушались, и я со страшным грохотом свалилась вниз. Некоторое время Кешка был в замешательстве от нашей наглости. Придя в себя, он сосредоточил свое внимание на объекте шума. Теперь я с завистью вспоминаю о тонкости своей талии, сумевшей поместиться в зазоре между рогами, забором и кешкиным лбом. Кешка пытался вдавить меня в забор, сосредоточив все внимание на процессе. Вовка, воспользовавшись удобной дислокацией, вскочил на него сзади, ухватившись крепко за рога. Дальше началось невообразимое. Мустанг - Кешка носился по загону, взбрыкивая задними ногами, вертя головой, подпрыгивая выше забора. Длилось это несколько секунд, но для нас, как в замедленной съёмке, всё запечатлелось до мелочей. В какой-то момент Вовка не удержался и отлетел в сторону. Не знаю, что было бы дальше, если бы в это мгновенье в кешкину ногу не вцепился наш верный друг – пёс Булька. Кешка, как смертельно раненный мустанг, метался по загону. Мы с Вовкой воспользовавшись моментом, незаметно ретировались. Булька разжал свои мощные челюсти и, с чувством выполненного долга, тоже покинул загон. Инцидент был исчерпан. От кешкиной ухоженности и вальяжности не осталось и следа. По загону, как будто Мамай прошёл. Два индейца племени «Х» и их верный друг Булька зализывали раны и царапины, чувствуя себя при этом победителями – мустанг был объезжен.
После бурных событий прошедшей недели, мы решили провести древний индейский обряд – раскуривания трубки мира. Началась тщательная подготовка. Были собраны и окрашены в яркие цвета гусиные перья со всей округи. В берёзовой роще, что золотом своей листвы украшала опустевший после уборки картофеля огород, нашли укромное местечко для строительства вигвама и кострища. Не было только самого главного – трубки. В те далёкие времена никто из мужчин нашей деревни не имел привычки курить трубку. Это несколько усложняло ситуацию. Но индейцы племени «Х» не привыкли останавливаться на полпути – решили присмотреться к церемонии раскуривания дядей Колей козьей ножки. Всё оказалось проще простого. Мы были так близки к осуществлению плана. Необходимо было только достать спички. С этой целью мы отправились в летнюю кухню – святые владения бабушки Маланьи. Кухня представляла собой низкую избушку с тщательно выбеленными стенами и с покрытою изумрудно-зеленным мхом крышею. Бабушка Маланья в это время ставила на плиту кастрюлю с маслом, чтобы перетопить его. Заметив нас, бабушка обрадовалась и попросила покараулить кастрюлю с маслом. Сама заторопилась в дом. Нам только это и надо было. Быстро припрятав коробок спичек, мы с нетерпением стали заглядывать в кастрюлю. Толи дрова ещё не разгорелись, как следует, толи для нас так медленно тянулось время, масло не поддавалось ни на йоту. Мы с Вовкой, воспользовавшись свободной минуткой, взобрались на огромный тополь, который своей оголенной кроной уходил высоко-высоко в небо. Как же было приятно лежать на гладких прохладных ветвях, крепко обнимая их руками, и, прижимаясь ухом, улавливать мощный поток энергии, идущий от корней. Три тополя посадил дедушка Николай. Я знала о его судьбе только по рассказам бабушки Маланьи. Когда-то он был священником в большом сибирском селе. Чтобы избежать жёстких репрессий, ему пришлось срочно, поздней осенью, с четырьмя маленькими детьми на одной подводе, с минимумом вещей уезжать в урман, так называл эту деревню дедушка. Зимовали в наскоро вырытой землянке. А летом построили эту маленькую избушку, в которой сейчас топится масло. А что это за запах горелого? Наше масло! Мы забыли про него! Первым в кухню ворвался Вовка. На плите полыхал яркий факел. Молниеносно схватив ковш с водой, он плеснул с размаху на масло. Прозвучал мощный взрыв, всё потонуло в тумане, рухнула штукатурка с потолка. Мы с Вовкой, остолбенев, стояли белые от осыпавшейся извёстки. Вбежала испуганная бабушка Маланья: «Живы? Ну, славу Богу!» - вымолвила она непослушными губами. Мы пулей вылетели из избушки и помчались к нашему убежищу – вигваму.
Известковую белизну нашей кожи оттенял наряд из ярких гусиных перьев. Скрученная из большого газетного листа и влажных осенних листьев трубка мира, долго не раскуривалась. Пошёл затяжной, холодный, серый дождь. От него невозможно было скрыться даже в вигваме. Мы побежали к бабушке Маланье есть самые лучшие в мире драники со сметаной. Так закончилось наше индейское бабье лето.
Мы тогда ещё не предполагали, что в скором времени закончится и наша безмятежная детская дружба, не выдержав злых насмешек деревенской ребятни и обидной дразнилки – тили-тили тесто, жених и невеста.
© Copyright:
Валерия Ванина, 2024
Свидетельство о публикации №224032801423