Сквозь века протянулась незримая нить Гл. 1

Лаура Симонян
                Сквозь века протянулась незримая нить,
                Нам историю нашу и дальше хранить.
                И пока будем помнить, откуда и кто мы,
                Не грозит нам пропасть в этом мире огромном.               

                Н. Василькова

       Гл. 1
      
       НЕМНОГО ИСТОРИИ (*1)

Мои деды и прадеды, а также их деды и прадеды происходили из села Бердадзор. Это - в Нагорном Карабахе, или Арцахе, если использовать армянское название.

Карабах принято переводить как «Черный сад», поскольку на тюркском «кара» означает черный, но с таким же успехом можно перевести как «Каменистый сад», поскольку «кар» на армянском означает камень. На самом деле произношение этого слова, кроме как на русском, другое – Gharabagh. Просто в русском языке нет звука, идентичного гортанному звуку «gh». По странному стечению обстоятельств прижился звук «К», хотя лучше подходит звук «Г» в украинском произношении или звук «Х» - Гарабах или Харабах. Иранские лингвисты переводят это слово как «Большой сад».

Бердадзор расположен на расстоянии 37 км от г. Шуши и 50 км от г. Степанакерта на вершине каменистого утёса-сопки, находящемся на высоте 1700 метров над уровнем моря. Этот утес тоже окружён камнями, вернее, скалами. В переводе с армянского на русский Бердадзор означает «Крепость в ущелье».


Жители Бердадзора - потомственные земледельцы. Занимались также скотоводством и коневодством. Несмотря на то, что почва в этом регионе в основном каменистая, они знали язык земли и находили подход к каждому типу почвы, чтобы получить хороший урожай. Это умение передавалось из поколения в поколение.

Есть упоминания об этой деревне и её жителях с 13-го века и ранее. Некоторые из них:
В 13-ом веке татаро-монголы, возглавляемые Ленк-Темурм, напали на Арцах, но им не удалось захватить Бердадзор.
В 1604 г. иранский правитель Шах Аббас завоевал весь Нагорный Карабах, а жителей насильственно переселил в Иран. Легенда гласит, что сам Шах Аббас подошел вплотную к деревне Бердадзор, взобрался на скалу, окинул взглядом деревню. Вдруг голова его закружилась, он упал и едва не провалился в пропасть. «Действительно, это неприступная крепость», - пробормотал он. Чтобы справиться с деревней, он велел разузнать все ходы-выходы. Но жители деревни завели посланный отряд в узкое ущелье и уничтожили его. Узнав о поражении, Шах Аббас велел своему войску покинуть это «проклятое» место, которое для бердадзорцев с незапамятных времен было святым. Эту дату жители увековечили памятником в виде глыбы камня (*2), установленном на том месте, где они одержали судьбоносную победу.

В 1826-1828 годах селяне воевали вместе с русской армией против Персии. Интересен эпизод, сообщенный в донесении полковника Реута (Регата) Паскевичу; «Противник напал на село Аганус (*3), ограбил жителей и угнал скот. Прапорщик Хвостиков, оставив 30 егерей в деревне, с 50 вооруженными жителями Карадараси (т.е. Бердадзора) преследовал противника, отнял награбленное и пригнал скот, нанося значительные потери врагу». Основные бои шли за город Шуши. В этой войне на стороне русской армии принимали участие армяне всего Нагорного Карабаха. Покорить деревню Бердадзор персам не удалось. В память об освобождении восточной Армении в русско-персидской войне один из родников вблизи деревни Бердадзор назвали «Рус ахпюр» - русский родник.

1829 год. Русско-турецкая война. Пушкин в своих путевых заметках писал: «…Возвращался карабахский (т.е. армянский) полк, который захватил 8 турецких знамен». В этом полку были и жители деревни, которые оставшееся после войны оружие сохранили до конца своей жизни.
Сельчане принимали участие во всех русско-турецких и русско-персидских войнах, в сражениях Сардарапат, Давид-Бек, Мхитар-спарапет и славились своим стойким боевым духом.
Можно проследить историю Бердадзора и дальше. Рассказы, легенды говорят о том, что его населял поистине героический народ, который обрабатывал эту каменистую, но святую для них землю, имел в своих амбарах хлеб до следующего урожая, занимался скотоводством, ткал ковры, создавал все, что было необходимо для жизни, излишки продавал, чтобы купить спички, соль, сахар, мыло, домашнюю утварь.

В Арцахе жить было непросто. Его пытались завоевать то одни, то другие захватчики. Завоеватели разоряли и опустошали деревни и города, вынуждая  коренных жителей покидать свои дома. Однако никогда народ не покорялся и не подвергался порабощению. Несмотря на все беды, которые обрушивались на жителей, они не сдавались.
Самые упорные (упрямые), самые бесстрашные возвращались обратно в свои дома, восстанавливали, что могли, и продолжали жить, как жили, до следующих набегов и войн (*4).
То, что писал Герцен в отношении России, относится и к этой маленькой горной стране: «…Зависимость, в которой находился народ, переходя от одного завоевателя к другому, выражалась только в признании «чужого владычества и во взносе дани» (*5). Таким образом, народ через длинный ряд столетий сохранил свою идентичность, свой нрав, свой язык, свою культуру. А те, кто волею судеб оказались за пределами своей родины, не теряли связь с ней. Многие из них прославили свое имя и свой край.

Описывая свое детство отец пишет: "Война дошла и до деревни Бердадзор, куда на протяжении веков не ступала вражеская нога. Годы были очень тяжелые. Нури-паша, воспользовавшись тем, что Зоравар Андраник (*6) оставил наши края, разорял наши деревни. Наши односельчане оказали упорное сопротивление врагу и после десятидневной ожесточенной борьбы, руководителям отрядов народного ополчения нашей деревни (*7) удалось организовать эвакуацию мирного населения в город Шуши и в деревни других районов Карабаха. Моя семья нашла себе приют в городе Шуши (*8)». В своей повести «Белый конь» отец рассказывает о тех бедствиях, которые пришлось претерпеть его родным из-за набегов турецкой армии на деревню, в результате чего они вынуждены были стать беженцами. Ему тогда было 6-9 лет и он был непосредственным свидетелем этих событий

Кто такой Нури-паша? Это - турецкий военачальник, сводный брат Энвер-паши (*9), командующий Кавказской исламской армией, который в сентябре 1918 году взял Баку, но через месяц по Мадрасскому перемирию и под давлением англичан был вынужден покинуть его (*10). Он окопался в Нагорном Карабахе, его солдаты нападали на деревни, в том числе, на Бердадзор, опустошая их. В июле 1920 года Нури-паша возглавил восстание мусульман в Карабахе против советской власти. Со своими солдатами вёл борьбу с дашнаками и большевиками.

*1. Из книги моего отца: Айрапетян М.П. «Бердадзор». Изд. «Амарас», 2011 г. Ереван. 255 с. (на армянском языке).
*2. И сейчас этот камень существует, называют его Шахи кар (камень).
*3. Соседняя с Бердадзор деревня.
*4. Эта черта, упрямство (в хорошем смысле), стала национальной особенностью карабахцев (арцахцев). По крайней мере, для нашего рода это весьма характерно.
*5. «Большая часть этих славянских племен почти никогда не подвергалась порабощению вследствие завоевания. Зависимость, в которой так часто находились они, большею частию выражалась только в признании чужого владычества и во взносе дани. Таков, например, был характер монгольского владычества в России. Таким образом, славяне сквозь длинный ряд столетий сохранили свою национальность, свои нравы, свой язык». Герцен А. И., Русский народ и социализм, 1852
*6. Андраник Торо;сович Озанян, Род. 1865, вилайет Сивас, Османская империя — ум. 1927, штат Калифорния, США) — один из лидеров армянского национально-освободительного движения конца XIX — начала XX веков, национальный герой армянского народа. Также известен как Полководец Андраник, Зоравар Андраник), Генерал Андраник (в Российской империи) и Андраник-паша (в Османской империи). 23 января 1918 года получил звание генерал-майора Русской армии.
*7. Имеется в виду деревня Бердадзор.
*8. Часть нашей родни приняли в селе Чартар.
*9 Один из участников и идеологов геноцида армян в 1915 году, осуждён за военные преступления турецким военным трибуналом 1919—1920 годов
*10. Впоследствии англичане арестовали его и посадили в тюрьму в Батуми, однако ему удалось бежать https://ru.wikipedia.org/wiki

Продолжение следует
http://proza.ru/2024/03/29/1679