Есть ли общее в пилотировании с-та и вертолёта доп

Полковник Чечель
    АХТУНГ - опус для тех, кому, кроме "открытой форточки", не с кем спать, а также молодых людей, кому мама с папой  вовремя кепку с большим козырьком не купили, чтобы неба не видел, и в лётчики, (штурманы), не просился...

             «Просто откажись от всех запретов и ограничений, а также от убеждения в том, что ты не умеешь играть. Прикоснись к вещи так, словно она часть твоей жизни, каковой она и является в какой-то альтернативной жизни. Знай, что для тебя играть хорошо – это нормально, позволь своему подсознательному «я» завладеть твоими пальцами – и играй», (Ричард Бах «Иллюзии»).

     Александр Грунский 27 марта 2024 года в 12:56

    Вася, привет! Пару строк, буквально. Трудно ли управлять вертолётом? Иногда мне кажется, что при взлёте его качает и заносит, короче разбалансировка наблюдается...

     Да, ты меня, пожалуйста, "мин херц" не называй. Я ведь из 30 лет почти половину провёл в России, Белоруссии, Африке и т.д. За всё время проживания в Г. у меня было две стычки с немцами, когда я применил кулаки. Моя взяла! В Россию, бывало, приезжал по пять раз в году, тогда это стоило дешёво.

      Полковник Чечель 27 марта 2024 года в 15:43
      Блин, а всё время считал, что это «комплимент»,  ведь так Пётр-1-ый стал называть своего дружбана А. Меншикова после поездки в Голландию. Ну что ж, прости, Ваш Бродь, больше "юморить" так не буду. ...

                Корабельный "ПИПИИЛАЦ" КА-27

      Насчёт вертолёта скажу так, не претендуя на истину в последней инстанции, ведь у меня налёт за период 1992 - 1993 год, на корабельном КА-27 - меньше 100 часов, хотя эта учёба по времени растянулась на 1,5 года, причём, не прерывая полёты на заводских ТУ-22м3, которые по "инерции" до 1994 года ремонтировал наш Николаевский АРЗ, или на ТУ-22м2, которые достались 540 мрап ВВС Украины. Если до полётов на КА-27 я вертолёты называл "вертушка", и, хотя всегда уважал, но относился с лёгким снисхождением, мол, ни высоты, ни скорости...

      То после того, как я вылетел сам на ЛА – КА-27, где лётчик один, и кроме двух, "вечно голодных штурманов", (смеюсь), никого в лётном экипаже больше нету, моё отношение к вертолётам изменилось в корне!!! Во-первых, хотя это аппарат с принципиально другими принципами управления, по сравнению с самолётом, уже в первую смену я мог лететь на нём самостоятельно!!! За счёт чего? 

                ИНСТРУКТОР – ОН БОГ

     Не случайно есть поговорка: «Курсанты помнят первого инструктора ещё сильней, чем первую любовь!!!»

     Талант - хорошо учить - есть не более, чем у 10 % лётчиков, обладающих сильной техникой пилотирования. А о том, какой это нелёгкий, и временами изнурительный труд, говорит факт, что несмотря на то, что инструкторами в училище оставляют лучших пилотов, мало из них, кто выбирает эту стезю добровольно, в основном, по приказу. И каждый, кому удалось прожить жизнь в авиации, может привести десятки примеров, как много завит от работы лётчиков-инструкторов. И от того, как они научат тебя летать, привьют культуру работы с авиационной техникой фактически зависит твоя жизнь и лётная судьба.

    Так вот, когда мой инструктор на КА-27 майор Моисеев, выполнив со мной два первых полёта по БК,   понял, что методику взлёта я ухватил, режим в г.п. тоже держу, предложил поработать над процессом перехода на зависание и самой посадкой. Я, ЕСТЕСТВЕННО, согласился, поскольку поначалу мало что соображал. В итоге, инструктор, с согласия РП, отвёл вертолёт на край лётного поля, и дальше начался "цирк", к которому я оказался морально не готов.

     Мы делали отрыв вертолёта от земли на 1 – 2 метра, дальше я зависал на 20-30 секунд, проверял режим, и, убедившись, что всё нормально, с набором высоты 20-30 метров, задом отпрыгивали назад, метров на 500-800. После чего, ручкой я переламывал «пипилац» на угол тангажа «носом вперёд» и плавно с уменьшением высоты ручкой «шаг-газа, и скорости, ручкой тангажа, выходили на высоте 1,5-2 метра в исходную точку, где я досаживал вертолёт на землю, предварительно повисев около минут почти без движения. Ясно, что Моисеев мне поначалу помогал руками, «совместное управление»; потом голосом, (иногда, в шутку, матом), и с 15-20 подскока я стал делать этот маневр сам. Сначала коряво, а потом всё лучше и лучше…

      Короче, мы таких полётов: «взад, вперёд и обратно» сделали штук 40. И лишь, когда я был весь «в мыле», но добился автоматизма, инструктор доложил РП: «308, работу закончил, прошу на посадку». Чтобы ты, Саша, лучше оценил «творческую находку» инструктора майора, (по памяти – Гены) Моисеева, поясню: ему довелось впервые учить чистого «самолётчика» со стажем полётов на «еропланах» 25 лет, и который продолжает их пилотировать, вместо того, чтобы как все «нормальные пилоТЯГИ», пересаживаться на вертолёт, когда по «здоровью» списали с самолётов. Поэтому, у меня перенос «вредных навыков» с одного типа ЛА на другой был силён, и Геннадий это учёл!!!

     В чём тут «фишка», объясню на «пальцах»: на самолёте есть РУД(ды) (рычаг управления двигателем, одним или несколькими). Он «даёт» тягу на реактивных «лайнерах» и мощность в лошадиных силах – на ЛА с винтами, (турбовинтовых, поршневых и прочих). Для примера, суммарная тяга двух движков ТУ-22м2 на форсаже – 40 тонн, на ТУ-22м3 – 50 тонн. Как мы иногда выражаемся: «У меня в правой руке 50 тонн тяги, а в левой – жизнь экипажа!!!» Кстати, у командира на левом пульте находится спаренный выключатель, подняв который ОДНИМ ДВИЖЕНИЕМ РУКИ «ВВЕРХ», «брюки превращаются в шорты», блин, пардон, молнию заело… ВСЕ ТРИ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА ВЫХОДЯТ НА «СВЕЖИЙ ВОЗДУХ», независимо, хотят они этого или не хотят!!!

     Т.е. РУДы на самолёте дают СКОРОСТЬ. Соответственно, штурвал или ручка (РУС) отвечают за изменение угла тангажа (высота) и крены, (в купе с педалями). А на вертолёте? Скорость зависит от угла тангажа, высота меняется ручкой «шаг-газа», (у КК слева внизу, у правака – справа внизу), и ногами надо «шерудить» намного сильнее, чтобы шарик, показывающий координированный разворот, без скольжения, был в центре. Кроме того, самолёт отриммеровал, и «железяка» летит сама. Даже при полёте в облаках или ночью можно на пару секунд отвлечься, глянуть на луну, звёзды (это у «бедолаг» военных, которые без стюардессы летают), а ГА можно ножками мамзели полюбоваться, которая «кофий» в кабину принесла, и никакой КВС не сделает тебе замечание, мол: «Отставить «базар», следите за режимом!!!»

     На вертолёте допускать отвлечение внимания от приборов – чревато, т.к. он сам по себе, во-первых, неустойчив, во-вторых, этот аппарат нормально пилотируется только при включённом автопилоте, главная задача которого, это демпфирование всех крутящих и возмущающих вертолёт моментов. Поэтому отказ АП считается очень серьёзным ОСП, иногда он может стать сопутствующей или косвенной причиной авиационной катастрофы. Чтобы вы лучше поняли этот момент, представьте себе, вас посадили на бревно в воде с ногами наверху, воткнули кол впереди, заставили взять его правой рукой и сказали: «Плыви…»

     Если подвести итог, скажу так: «Вертолёт проще пилотировать в ПМУ, по сравнению с самолётом. А в СМУ – наоборот. Но вертолётчику трудно представить дефицит времени и внимания, который может испытывать пилот при заходе на посадку на скоростях 350 – 400 км/час. А тому лётчику  на пальцах не объяснишь, почему ручку управления нельзя обжимать крепко как штурвал самолёта, т.к. ты просто перестанешь чувствовать аппарат, и не сможешь его пилотировать чисто. В общем, Саша, я бы мог ещё долго рассказывать о тех или иных нюансах пилотирования самолётов и вертолётов, но ограничусь пока этим. А как дополнение к моему опусу приведу отрывок повествования одного из пилотов-вертолётчиков о трудностях учёбы, и о роли лётчика-инструктора при его становлении из солопеда-курсанта в «матёрые» воздушные «Асы»:

       ИЗ ДНЕВНИКА: «Чур, не подглядывать»

     Когда в 2008 году я сидел целыми днями на Ханкале я тоже начал вести записи, наподобие дневника. А обложку я озаглавил "Вопреки", как у немецкого летчика, который летал в войну на штуке. У него вначале не получалось с полетами и его хотели даже выгнать с летной школы, а впоследствии он стал лучшим летчиком немецких ВВС. У меня тоже не получалось вначале висение на МИ-2. Я вылетал положенное время и инструктор отправил меня на проверку к командиру звена. Он вначале расспросил теорию, с ней у меня было все нормально, затем мы запустились и начали висение.

    Он отриммировал вертолет и отпустил управление - вертолет висел сам. Затем взялся я за управление и вертолет начал уходить влево и опускать нос, он его вырвал почти у земли, занял высоту 5 метров и опять отдал управление. Так как я по национальности чуваш только из Башкирии, а командир звена тоже чуваш только из Ульяновской области, он решил дальше обучать висению на чувашском языке, но и это не помогло.

       Вертолет все время кренился влево и опускал нос. В конце концов он рассердился на тупого курсанта, который смотрит и не замечает первоначальных тенденций вертолета, врезал мне кулаком в правое ухо, затем схватил за шлемофон в верхней части и начал мотать мою голову влево и вправо, при этом приговаривая: «Смотри на землю , на горизонт". Затем мы выполнили посадку и после покидания вертолета я спросил "разрешите получить замечание?"

    Он ответил "нормально, научишься!", но в глубине души я понимал - еще пару часов, и если не будет получаться, то меня спишут по нелетке. Думал,  как я вернусь в свою деревню . У нас в деревне поговорка есть, в переводе означает: «Из мочи алкоголика путного человека не получится". Я думал и про меня так скажут. Затем другой инструктор из нашего звена подсказал моему инструктору, чтобы я ручку управления обхватывал двумя пальцами, большим и указательным. Попробовали и сразу стало получаться.

    Оказывается, я сильно зажимал ручку. Когда уже вылетел самостоятельно подарил пачку сигарет инструктору, который дал правильный совет. В прошлом году через одноклассники нашел командира звена, напомнил о том случае. Он извинился и сказал, что такое он обычно не практиковал, значит у меня получалось не очень. Я поблагодарил его и сказал, что все он правильно делал, и теперь на одноклассниках мы друзья. И в училище ходило мнение: «Кто хорошо учится, у того туговато с полетами. Это был мой случай.

     ВВЧ - "Ещё, конечно, на вертолётах поражает обзор. Если на 22м сидишь, как в "унитазе", и кроме неба, облаков, а также земли или моря где-то в дымке, далеко внизу - ничего больше не видишь, то при при полёте на этом "пипилаце" ты различаешь практически всё: впереди, под собой, сбоку, сзади... Это просто восхищает!!!"...

     https://www.youtube.com/watch?v=-AGvSkrvbck
RU
Войти
2:30 / 30:20
Что за город оставила Россия и вернула Украина? / Редакция контекст

     П.С.  Рецензия на «Есть ли общее в пилотировании с-та и вертолёта» (Полковник Чечель)

     Когда-то в Уфе был смешанный отряд из самолётов и вертолётов. Как-то командир отряда предложил переучиться на вертушку, на что я в шутку ответил: только в связанном виде. Но перед вертолётчиками и их работой всегда преклонялся.
                Валерий Гудошников   29.03.2024

      + добавить замечания

      ВВЧ - Неисповедимы пути Господни, Валерий... Если бы не дефицит керосина, который захлестнул тогда "самостийну" Украину, в результате мы стали выводить на полёты раз в неделю аж один ТУ-22м2м2, и летать на нём всем скопом, как на "телеге", лишь бы кем-нибудь приткнуться, у меня тоже не хватило б "фантазии" с реактивной авиации, (а на другой я тогда не летал: Л-29, ИЛ-28, ТУ-16к, ТУ-22м3, м2 - с 22.04.1967 г. по 1992 г - в итоге 25 на самолётах) возыметь желание пересесть на ЛА с винтами, как менее "прожорливыми", т.к. заправка одного борта 52 тонны керосина украинским ВВС явно не по карману. А поскольку в 33 ЦБП тогда остались только ТУ-22м2 (540 мрап); ИЛ-62м, ТУ-154, ТУ-134, АН-26, АН-2 (ОАЭ) ас Кульбакино; МИ-14, КА-27, КА-27пс, КА-29 (569 вертолётный полк), ас Очаков - выбор у меня был небольшой.

      Правда через 3-4 года нам отдали ас Багерово на Л-39, но кто ж знал, да и класс надо подтверждать ежегодно. Слава Богу, что хватило красноречия и ума, убедить начальника Центра, генерала Амирова Рамиль Сахиевича, что если, я, как начальник СБП, не внедрюсь внутрь 569 полка, волна предпосылок, а может, и катастроф, (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо) нас просто "захлестнёт". Рамиль Сахиевич просто умилился от моего служебного рвения и так прочувствовал возможную "опасность", что тоже принял решение переучиваться на вертолёты.

     Мы вместе прошли теоретическое переучивание, на третью смену вылетели самостоятельно, в 1992 г., потом Рамиль Сахиевич ещё полетал пару месяцев, а потом, сказав себе: "Зачем та власть, если ей не пользоваться, и вообще, блин, НЕ царское это дело подводные лодки в море искать", - переучился на ИЛ-62м, и очень успешно летал на нём КВС в Америку, Италию и прочую заграницу.
Я же, в конец обнаглев, убедил зама НЦ, генерала Солдатова Николая Лаврентьевича, что, переучиваясь на КА-27, мне, для пользы дела, а не "собственной выгоды", мне надо не бросать летать на ТУ-22м2,(тем более, за такие полёты "доллЯры" не платят). В итоге: 1992 год: ТУ-22м3,м2 Налёт – 3 полёта, 3.40 днём, 6 полётов, 1.55 ночью, КА-27 – 120 полётов, 41.39 днём, 8 полётов, 2.46 ночью

     Про остальные года, чтобы не забивать вам голову цифирью, не пишу, скажу лишь, что в 1993 г летал только на КА-27: 18 полётов, 7.04 днём, 7 полётов, 1.44 ночью, а в 1994 г только на ТУ-22м3 - 2 полёта, налёт 1 час 14 мин днём.
1995 – 96г. ЯК-18т, ЯК-52: 15 полётов, 2.35 днём
1997г. - ЯК-52: 1 полёт, 0.30 днём - дальше ДЕМБЕЛЬ

     (исполнилось 50 лет, годен на сверхзвук, но в звании «рядовой полковник», не имеющий «волосатой руки», более этого срока не служат)… + все годы и последующие тоже, в перерывах между полётами не прекращал прыгать с парашютом (823 прыжка, из них две «отцепки») и летать на парапланах: Кавказ, Крым, Карпаты…)

     1998г. «Авиатика»: 1 полёт, налёт 0.36 ЯК-52: 1 полёт, 0.05
     2002г. – планер «Бланик»

     2003 - 2011г АН-2 в НОФАВС (Николаевская Областная Федерация Авиационных Видов Спорта) - возил парашютистов на "работу"; + «Зодиак», ЯК-18т, «Бланик»
     2012 – 2019г. Вильга-35а, «Бланик», ЯК-18т, «Савана» (ЯК-18т, АН-2 - официально, с допуском, записанным в лётную книжку, остальные типы ЛА - по дружбе, за бутылку, ("коньяк" называется), оплату бензина или за банальные деньги)...

     В общем, когда я листаю подённую запись в своей Лётной книжке, после развала СССР, хочется ругаться матом и всякими "нехорошими словами" от того беспредела, который учинила с Авиацией Украина... (детали не разглашаю, дабы "не сыпать СЕБЕ лишний раз СОЛЬ на раны...)
                Полковник Чечель   29.03.2024