Омулевая бочка

Белов Владимир
(Байкал. Байки деда Михи – 2)

Это продолжение баек, рассказанных некогда моим собеседником, с которым мы познакомились на станции Слюдянка у озера Байкал. Начало этой истории я уже описал в своем рассказе «Байкал. Байки деда Михи – 1» (http://proza.ru/2024/03/23/1093). А это в продолжение.

Опять встретился с дедом Михой на следующий день. Он, как будто, поджидал меня на той же завалинке у магазина.
Еще бы! Ему скучно!
Глядя на меня, он напевал потихоньку:
- Му-му му-му-му-му, священный Байкал,
Му-му му-му, омулевая бочка,
Эй, баргузин, му-му-му-вай, —
Молодцу плыть му-му-му-му.

Музыкальный слух у деда Михи был! Довольно легко я распознал слова знаменитой народной песни о Байкале, превратностях жестокой судьбы, и ветрах, связанных с ним.
 - Привет, дед Миха! – поздоровался я с ним,  - Как здоровье?
В ответ он только кивнул головой, продолжая мычать мелодию народной песни.
 - Настроение у него, наверное, лирическое, – подумал я, и уже почти прошел мимо.

 - Эй! Служивый! Присядь, - отдохни! – остановил он меня, и без предисловий спросил, -  А ты видел когда-нибудь омулевую бочку?
 - Это про которую ты сейчас песню пел? – ответил я, - Нет! Не видел. Я и омуля ни разу в глаза не видал.
- Да пойдем! Я тебе омулевую бочку покажу! – вдруг оживился дед Миха.

С моим экскурсоводом, мы неспешно перешли железнодорожные пути и двинулись к берегу.
По дороге дед Миха продолжал рассказывать:
- Да сейчас с омулем туго. Как построили бумажный завод вон там, - махнул он рукой куда-то на восток вдоль озера, - Так и рыбы не стало… И промысла нету. Болгары какой-то рыбзавод в Байкальске построили. Всю рыбу выловили!
Он горестно вздохнул.
 - А раньше мы омуля тоннами заготавливали! – продолжил он.
Тогда я ничего не знал о построенном целлюлозно-бумажном комбинате и рыбзаводе на берегу Байкала.
Это уже потом я посмотрел фильм «У озера», снятый еще в конце 60-х годов.
А сейчас было довольно и байки, рассказанной дедом Михой.

Неспешно мы подошли к каким-то старым сараям, ютившимся на берегу почти у кромки воды.
За одним из этих сараев и валялась старая бочка. Это была собственность деда Михи, доставшаяся ему еще от его отца.
 - Это моя! Родимая! – с гордостью похлопал по ее подгнившему боку дед Миха.

И что такого? Огромная конечно, почти под два метра высотой бочка, валялась на берегу. Днище ее было несколько шире, чем верхняя часть… Вместимость такой бочки, наверное килограмм 500 рыбы… К бочке сверху были приделаны два металлических уха, назначения которых я сначала и не понял…
 - Вот на ней даже я два раза выходил на лов омуля, - сказал дед Миха.

Тут я посмотрел уже на бочку совсем другим взглядом…
 - Как выходил? – спросил я деда Миху, - Ты что, на ней плавал?
 - А как же! – весело ответил дед Миха, - В третий раз перевернулся на ней, - больше потом не выходил  на лов. Боязно!.. А вот тятька мой, заготавливал омуля впрок каждый год!

Слегка сокращаю рассказ деда Михи
… Готовая к «плаванью» бочка заполняется солью. Обычно это 2 мешка соли. Рыбак залазит в бочку с провизией и снастями для рыбалки.
Сразу у меня вопрос:
 - Как в такую бочку высокую залезть?
 - Да у нас «притулка» специальная была сделана… Ну, ступенька! – отвечает дед Миха.
Затем, он продолжил рассказ:
 - С помощью соседей и членов семьи «приспособой», бочка спускается на воду…
 - «Приспособа», - это что такое? – прервал я деда Миху, услышав еще одно незнакомое слово.

Он начал объяснять на пальцах. Тогда я понял, что это самодельный кран – подъемник, сделанный из бревен и веревки.
 - Надо еще правильную погоду выбирать. Если ветер и волны, - бочку перевернет. Тогда,  - конец рыбалки! – уточнил дед Миха, - У меня в третий раз так и было… Еле выплыл! - горестно добавил он.

Я представил себе эту картину... Пустая бочка, водоизмещение минимальное… Если волна, то ее качает как мячик…
 - Сбоку еще несколько сосновых жердин подвязывали… для устойчивости, - добавил дед Миха, - А потом, когда бочка уже наполнялась уловом и давала усадку, жердины перевязывали повыше, или совсем выкидывали.
 - Это уже почти бочковый катамаран, получается? - сказал я.
 - Чаво? – не понял дед Миха.
Я не стал объяснять. Тем более, сам до конца того не понял всех конструктивных хитростей этого приспособления.

Дед Миха продолжил свой рассказ:
 - Выплываешь на омулевое место. Начинаешь лов. Снасть простая, - подергуша.
 - Что такое подергуша? – удивился я опять незнакомому слову.
 - Палка с тонким шнуром, и привязанными к ней крючками, - пояснил дед, - Опускаешь на рыбном месте, и дергаешь. Потому и подергуша! Омуль сам на крючок цепляется!

С ловом все понятно… Но вот вопрос:
 - А как можно в такой бочке выплывать? Как и чем грести?
 - Вот! – засмеялся дед Миха, - Тут нужны не простые весла,… а сборные! Сначала они длинные, чтобы доставали до воды. Да и гребешь еле – еле, чтобы бочку не крутило… А когда бочка уже дает усадку, - разбираешь их потихоньку, и гребешь уже короткими веслами. Да еще камень хороший с собой с берега на веревке вяжешь…
 - Якорь! – догадался я.

Дед Миха рассказал, что на лов в бочке решались обычно в конце июня. В это время и омуль хорошо ловился, и погода была не особо ветреная.
Пойманного омуля рыбак кидал в соль на дно бочки, затем перемешивал его под собой ногами с солью, и припасенными специальными таежными травами.
Для того чтобы заполнить бочку, обычно уходило до пяти - семи дней лова.
Все это время рыбак стоял, а потом уже, по мере заполнения бочки, и сидел на выловленной рыбе.
Питался рыбак заготовленными припасами и водой, а когда уже бочка достаточно оседала, - пил воду прямо из озера.
Очередной мой вопрос не давал мне покоя:
 - Дед Миха! А в туалет как? Ведь невозможно неделю ни по маленькому, ни… большому?..
 Дед Миха плюнул:
 - Не задавай дурные вопросы!   
 Загадка осталась!..

Когда бочка заполнялась, рыбак уже сидел на выловленной рыбе верхом. Потихоньку веслами он подгребал бочку к берегу, где его уже ожидала швартовая команда.
Там, при помощи уже описанной выше «приспособы» и команды домочадцев и соседей, бочка с уловом и рыбаком вытаскивалась из воды.
Выловленного омуля еще раз посыпали сверху солью с добавлением трав, накрывали крышкой.
Все! Омуль на год заготовлен!

 - Надо было еще бочку потом камнями обложить, и сверху камней насыпать, - добавил свой рассказ дед Миха, - А весной, когда потеплеет, - остатки рыбы в погреб унести… Да и с душком омуль вкусный!
Сразу куча вопросов:
 - Зачем камнями заваливать? Что значит «омуль с душком»?
Дед Миха разъяснил:
 - Камни затем, чтобы бочку не унесло в озеро, и медведь не перевернул, когда рыбу учует. Да и птицы, если бочка не привалена камнями, начнут рыбу таскать… А душок… Ну это когда омуль с запахом будет… Но его, если травами неправильно приправили, - есть нельзя. Отравишься!

Я смотрел на несколько полуистлевших бочек, валявшихся на заснеженном берегу Байкала, и не понимал: - Правда, это все, или байка от деда Михи?
 - Тут всего 3 таких рыбака было на наш поселок, кто решался ловить омуля в бочке, - как бы отвечая на мои сомнения, сказал дед Миха, - Но в ту сторону их было больше! – махнул он рукой опять в сторону востока.
 - А почему на лодках не ловили омуля? – спросил я его.
Дед Миха ответил раздраженно:
 - Не было у нас лодок тогда! А в бочках омуля ловил мой отец,.. и его отец,… и его отец…

… В конце 90-х годов, я, уже, наверное, в крайний раз, проезжал на поезде мимо Байкала, возвращаясь с Дальнего Востока.
Та же станция Слюдянка… Остановка поезда 20 минут. С соседями по купе высыпались на перрон прогуляться.
За почти двадцать прошедших лет Слюдянка изменилась. Город разросся и похорошел.
На перроне нас встретила толпа бойких торговцев:
 - Омуль жаренный!.. А кому сушеный омуль!.. – Омуль копченый! А вот омуль с душком! Вкусный! Рта не оторвать! – наперебой кричали они.
 - Ну вот! А тогда, в моей молодости, про омуля я только байки деда Михи слушал…

Дорвавшись, мы набрали и жаренного, и сушеного, и копченого с икрой омуля.  А наш попутчик по купе прикупил еще и омуля с душком…
Вернулись в купе. Омуль с душком сразу «порадовал» нас своим характерным запахом… Мы отказались его дегустировать. Товарищу, который прикупил эту экзотику, мы предложили, есть его самостоятельно, и делать это только в тамбуре вагона…
Горемыка ушел в тамбур. Вернулся минут через пять. Видимо этого времени ему вполне хватило, чтобы оценить кулинарные особенности блюда с названием «омуль с душком». Главное, - скорая помощь не понадобилась!
Омуль в любом виде, (кроме душка!) - обалденно вкусный был! Особенно, - копченый омуль с икрой!…

Я рассказал за поеданием этого вкусного деликатеса, с пивом конечно (!), байки деда Михи своим соседям по купе... Грустным был только наш сосед по купе, омуля с душком которого, мы отвергли.
Байки деда Михи все равно понравились всем!
А Вам?