Путь художника по имени Джонатан Ливингстон

Валентина Михальцова
«Пойми, что ты больше всего на свете хотел бы делать, – и делай!», – сказал Ричард Бах, автор повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

По профессии Ричард Бах – лётчик, по творческой деятельности – журналист и писатель, по рождению – прапраправнук гениального немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

Любопытна история возникновения художественного образа повести. Со слов автора, идея создания повести пришла к нему во время прогулки по берегу канала Белмонт Шор. Он услышал голос, который произнёс загадочные слова: «Jonathan Livingston Seagull» (то есть, «чайка Джонатан Ливингстон»), а затем увидел начало истории про чайку, которая была не похожа на других. Повинуясь этому голосу, Ричард Бах записал увиденное. Так родилась повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Когда я впервые ее прочитала, точно не помню. После первого прочтения у меня в голове возник обобщенный образ свободной личности, главная мечта которой – жить не так, как все. Не сдаваться, твёрдо идти к намеченной цели. В контексте для птицы – это полёт, свобода). Конфликт с окружающим миром выражается в изгнании личности-одиночки из Стаи (то есть, из общества.

Внешняя фабула произведения, на первый взгляд, незамысловата. Это – история жизни чайки по имени Джонатан Ливингстон, которая доводит своё мастерство полёта в небе до совершенства. Столкнувшись с враждебно настроенной Стаей, герой превращается в одиночку, в изгоя, а, умирая, переселяется на Небеса, где обретает истинную Стаю, продолжает своё совершенствование и после возвращается на Землю, чтобы передать свои знания всем жаждущим.

Когда спустя несколько лет я познакомилась с книгой Джулии Кэмерон «Путь художника», у меня сразу возникли ассоциации между образом Чайки Джонатана и личностью художника, творца. Я подумала, что, может быть, повесть в скрытой форме передаёт практические сведения о системе духовного роста и становления человека, как художника?

Причём, личность художника здесь, как и в книге Джулии Кэмерон, нужно понимать широко: музыкант, художник, танцор, певец, писатель и любой человек, мыслящий креативно и наполняющий свою жизнь творческой деятельностью (от оригинального рецепта обеденного блюда и оформления дизайна своей квартиры до творческих проектов в масштабах страны.

И я решила в поисках ответа обратиться непосредственно к тексту повести, сопоставляя его с концепцией Джулии Кэмерон, изложенной в книге «Путь художника».

1. Итак, в каждом из нас живёт наш внутренний художник – ребёнок.
Первая часть повести Ричарда Баха открывается эпиграфом: «Невыдуманному Джонатану Чайке, который живёт в каждом из нас».
Что это, как не творческий ребёнок, который живёт в каждом из нас?

2. Но мы часто живём, не задумываясь об истинном призвании, о смысле жизни, о духовных ценностях. Мы проживаем день за днём, погрузившись в ежедневные бытовые хлопоты и порой не замечаем, как жизнь заканчивается, едва успев начаться.

«Чайки не раздумывают во время полёта и никогда не останавливаются».

3. Думаю, что у многих людей есть мечта, которую можно осуществить. Но при одном условии: если мы сможем признаться самим себе в том, о чём мечтаем, а после набраться смелости и реализовать свою мечту.
С другой стороны, мы постоянно наблюдаем, что в современном обществе потребителей для обывателя главное – жизненные блага и удовольствия, а не творчество и духовное развитие.

«Для большинства чаек главное – еда, а не полёт».

4. Творческая личность в реализации своей мечты как творческой деятельности нуждается в поддержке. В первую очередь, психологической, но зачастую – и материальной. А вот отношение большинства родителей и близких людей к первым шагам и успехам творческого ребёнка (да и взрослого человека), как правило, негативно.

« – Почему ты не можешь вести себя, как все мы? <…> Почему ты ничего не ешь? Сын, от тебя остались перья да кости».

5. Творческая профессия и будущая жизнь творческого ребёнка видится родителям неуспешной.

« – Полёты – это, конечно, очень хорошо, но одними полётами сыт не будешь».

6. Художник остро ощущает быстротечность времени, и считает бесполезным время, проведённое вне творчества.

Джонатан говорит: «Я мог бы потратить всё это время на то, чтобы учиться летать. Мне нужно узнать ещё так много!».

7. На творческом пути художника подстерегают различные трудности, неудачи, преследует чувство стыда, отчаяния. Всё время подаёт свой голос внутренний Цензор, критик, живущий в нашем логическом полушарии мозга.

Джонатан «…услышал незнакомый глухой голос где-то в себе самом: «У меня нет выхода. Я Чайка. Я могу только то, что могу. <…> Голос умолк, и Джонатан смирился. «Ночью место чайки на берегу, и отныне, – решил он, – я не буду ничем отличаться от других. Так будет лучше для нас всех».

8. Отказ от творчества приносит художнику лишь временное облегчение или успокоение. Нет творчества – нет проблем. Нет борьбы – не будет и горьких поражений. Но художник сам нарушает свой запрет – ведь он не мыслит свою жизнь без творчества.

« – Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте!».

9. Таким образом художник пытается выйти из творческого кризиса. Способ один – верить в свои силы, искать новые решения, творить, не смотря ни на что.
Джонатан находит решение проблемы – короткие крылья (как у сокола).

«Он понимал, что это триумф! Это был Прорыв, незабываемый, неповторимый миг в истории Стаи и начало новой эры в жизни Джонатана».

10. Естественное желание художника – поделиться своей радостью с другими людьми, показать своё творение.

«Когда они услышат об этом, – он думал о Прорыве, – они обезумеют от радости. Насколько полнее станет теперь жизнь!».

11. Художник верит, что его новое произведение, его дела, мысли, новые идеи сделают жизнь человечества лучше, богаче, наполнят её истинным смыслом.

«Мы покончим с невежеством, мы станем существами, которым доступно совершенство и мастерство. Мы станем свободными! Мы научимся летать!».

12. Для человека полёт в небо всегда был заветной мечтой. Высота – божественная стихия, царство духа и духовности, бестелесность, это «космический разум» – как хранилище всех идей и достижений человечества. Недаром многие художники отмечают, что их творческие идеи приходят «из воздуха», «из ниоткуда», их рукою часто «пишет рука Бога».

«Я хочу поделиться всем, что узнал, показать им, какие дали открываются перед нами».

13. Но общество, как правило, не воспринимает новое. Страх неизвестности пугает людей.

«Нам не дано постигнуть смысл жизни, ибо он непостижим, нам известно только одно: мы брошены в это мир, чтобы есть и оставаться в живых до тех пор, пока у нас хватает сил».

14. Художник старается противостоять натиску критиков, публично отстаивая свои убеждения или творения.

«Но сейчас понятно, наконец, зачем мы живём: чтобы познавать, открывать новое, быть свободными! Дайте мне возможность, позвольте мне показать вам, чему я научился…».

15. Критика, общество и родственники не понимают и не принимают деятельность художника. Он остаётся один на один со своими мыслями, сомнениями и своим творчеством. Он страдает, но не предаёт свою мечту, своё дело.

«И одиночество его мучило, а то, что чайки не захотели открыть глаза и увидеть!».

16. Художник продолжает работать над собой и творить. Каждый день он узнаёт что-то новое. Он продолжает жить полной жизнью, наполненной событиями и впечатлениями, учится постигать смысл жизни.

«Джонатан понял, почему так коротка жизнь чаек: её съедает скука, страх и злоба, но он забыл о скуке, страхе и злобе и прожил долгую счастливую жизнь».

17. В нашей жизни существует «закон синхронности» (по К. Юнгу) или по-другому – «закон притяжения». Если мы твёрдо стоим на своём, к чему-то стремимся изо всех сил, то некая божественная сила идёт к нам навстречу. И тогда перед нами открываются нужные двери, к нам в руки попадают необходимые книги, происходят новые знакомства и встречи.

«Однажды вечером <…> прилетели они. Две белые чайки, которые появились около его крыльев, сияли как звёзды и освещали ночной мрак мягким, ласкающим светом. <…> – Мы из твоей Стаи, Джонатан, мы твои братья. <…> Мы прилетели, чтобы позвать тебя ввысь, чтобы позвать тебя домой».

18. Естественно, художнику трудно жить и работать в одиночестве. Ему необходимо общество единомышленников, «творческий кружок». И в то же время, художник не должен останавливаться на достигнутом, он должен «переходить» на новый, более высокий уровень в своём творчества.

«Ты можешь подняться выше, Джонатан, потому что ты учился. Ты окончил одну школу, теперь настало время начать другую».

Так заканчивается первая часть повести. Выражением идеи бесконечного совершенствования в познании и творчестве…

Получается, что каждый читатель «считывает» тот слой, ту часть содержания текста, к пониманию которых он готов в момент прочтения. Расшифровка скрытых смысловых подтекстов, выстраивание ассоциаций настолько индивидуальна, что сам автор отказывается давать какие-либо разъяснения относительно метафизического смысла повести.

В любом случае, вполне очевидна аналогия с жизнью людей и человеческим обществом.

Для кого-то эта повесть – манифест безграничной духовной свободы, для кого-то – проповедь о самосовершенствовании и самопожертвовании, кто-то главной идей будет считать философию сверхчеловека, восходящую к Ницше; для других эта повесть – литературное воплощение буддийской философии, кто-то обнаружит в подтексте концепцию перевоплощения в другой жизни, и многое другое.

октябрь 2016 года

А как думаете вы, мои дорогие читатели?