Правовые школы в суннитской исламе

Владимир Швец 3
Фикх, будучи частью шариата, является концепцией правил поведения, комплексом общественных норм и религиозных предписаний; в широком смысле, это - исламское право. Главными источниками фикха являются Коран и сунна, и этот факт принимается абсолютно всеми мусульманами.  Необходимость выделения фикха внутри шариата возникает с возникновением Арабского халифата в первой половине VII века. Коран не содержал ясные ответы на ряд возникающих вопросов в повседневной жизни мусульман. Ещё при жизни Мухаммада возникла проблема, как соотнести изложенные в Коране предписания с общепринятыми среди арабов традиционными нормами жизни (адатом). Когда Мухаммад умер, встал вопрос, кто станет его наследником. Коран на это не давал ясного ответа. В результат произошёл первый раскол в исламе – мусульмане разделились на суннитов и шиитов. Границы халифата в VIII-IX веках расширялись и стали возникать правовые коллизии - в единое экономическое и политическое пространство вошли представители культур, живших по иным законам. Кроме того, отдельные аяты Корана допускали разные, нередко противоречащие друг другу, толкования. Всё это в совокупности привело к созданию правовой специализации внутри ислама и выразилось в появлении мусульманских правовых школ - мазхабов. На протяжении двухсот лет возникали и исчезали более пятисот правовых школ. И это помимо отдельных судей (кади), которые, руководствуясь собственным правосознанием, выносили свои собственные судебные решения.
  К середине IX века в суннитском исламе обозначились четыре мазхаба: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Первой сформировалась ханафитская школа, основателем которой был известный богослов Абу Ханифа (699–767). Его метод был основан на следующих источниках: 1) Коран; 2) Сунна (при тщательном отборе хадисов); 3) Высказывания сподвижников (сахабов) Мухаммада; 4) Кияс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Коране; сопоставление правовой проблемы с уже решённой); 5) Истислах (предпочтение противоречащего киясу, но более целесообразного в данной ситуации решения); 5) Иджма (единое мнение богословов); 6) Адат (традиционно распространённые мнения, обычаи).
  Четкая иерархия вердиктов авторитетов школы – это один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе . Благодаря усилиям учеников Абу Ханифы его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной решить практически все проблемы фикха. Большинство современных мусульман — последователи именно этого правового толка.
  Второй после ханафитского мазхаба является правовая школа, основанная Маликом Ибн Анасом (717–801) - внуком одного из сподвижников пророка Мухаммада - Амира. Она называется «маликитский мазхаб». Маликиты отдают предпочтение нормам, сформировавшимся еще при жизни Мухаммеда, и опираются главным образом на указания Корана и Сунны. Из адатов они признают только обычное право Медины. Круг консенсуса (иджма) также ограничен согласным мнением исключительно мединских улемов по каждому конкретному вопросу. Маликиты придерживаются традиций, но допускают индивидуальное толкование (если оно не наносит ущерба общественному благу). В настоящее время маликиты преобладают в Тунисе, Алжире, Марокко, Западной Африке, они есть в Судане и Верхнем Египте.
  В число учеников Малика входил и Аш-Шафии (767–819) — основатель шафиитского мазхаба. Учение шафиитов стоит где-то посередине маликитского и ханафитского толков. Методы и источники фикха в шафиитском мазхабе: 1) Коран и Сунна рассматриваются совместно как единое Откровение. Хадисы, передаваемые мединцами, принимаются безоговорочно; 2) Иджма рассматривается как дополнение к Корану и Сунне; 3) Кияс можно использовать только для выбора доказательств из предыдущих источников; 4) Из маликитского мазхаба заимствован принцип истислаха, по другим данным он отвергается.
  Сегодня последователи данного мазхаба доминируют в Сирии, Пакистане, Индии и Индонезии, а также в восточной Африке.
  Четвертый, ханбалитский мазхаб, появился позже остальных и его основателем считается Ахмад Ибн Ханбал (778–855). Борьба с нововведениями в исламе – отличительный признак этой школы. Ханбалитский мазхаб возник как религиозно-политическое движение, и только со временем принял вид правовой школы. Ханбалиты выражали мнения консервативных мусульман. Ханбалиты очень строги в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата, ими отрицается свобода мнений по религиозным вопросам.  Для ханбалитов были неприемлемы попытки свободного истолкования Корана и хадисов. Только позднее они допустили очень ограниченное применение кыяса и иджма. Под иджма они признают лишь единодушное мнение сподвижников Мухаммада, отрицая иджма их учеников и религиозных авторитетов последующих поколений. Вплоть до XIV в. ханбализм был широко распространен по всему исламскому миру и ханбалиты играли большую роль в общественной жизни. С приходом Османов начался их упадок. В настоящее время этот мазхаб является наименее распространенным среди мусульман. Юридическая школа ханбалитов официально принята в Саудовской Аравии.
  В своей работе исследователь Мухаметов А. Р. отмечает, что существовали ещё несколько суннитских мазхабов (захиритский, аузаитский, джариритский, лайситский, сауритский), которые в прошлом вели свою активную деятельность в различных частях исламского мира, а ныне почти полностью исчезли.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Что можно сказать в целом о правовых школах суннитского ислама? Они возникли и получили своё развитие в результате многочисленных богословско-правовых дискуссий, так что к началу Х века в мусульманском мире сформировалась одна из самых развитых для той эпохи правовая система. Было бы ошибкой считать, что она не содержала в себе противоречия. Но было найдено уникальное решение этой проблемы: по одному и тому же вопросу могут быть различные решения, которые следует рассматривать как дополняющие и допускающие друг друга. В традиционном исламе этот принцип работает до настоящего времени. В сохранившихся ныне мазхабах несовпадающие варианты решения одних и тех же вопросов считаются допустимыми. Кади при вынесении судебного приговору пользуется судебником своего мазхаба и по мусульманскому правовому этикету этот судебник не подлежит критике представителями других мазхабов. Но есть, конечно, одно «но». Такого консенсуса не удаётся достигнуть с представителями шиитских мазхабов из-за существующих между суннитами и шиитами принципиальных разногласий по вполне конкретным доктринальным вопросам.