Царь Алексей Михайлович

Владимир Швец 3
ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ И ВРЕМЯ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ
  Царь Алексей Михайлович (годы жизни: 1629 - 1676; годы правления 1645 - 1676) являлся сыном царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны, из династии Романовых. С  пятилетнего возраста он находился под надзором «дядьки» Б. И. Морозова, который оказал на него значительное влияние.
    В 14 лет Алексей Михайлович был объявлен наследником престола, а в 16 лет, после смерти отца, был избран. В первые годы правления юный государь, не имея никакого опыта в государственных делах, полностью зависел от своего воспитателя Морозова, в руках которого были все нити управления страной. В 1648 г. он по совету Морозова взял в жёны Марию Ильиничну Милославскую, от брака с которой имел детей: Дмитрия, Евдокию, Марфу, Алексея, Анну, Софью (правительница при малолетних Иване и Петре в 1682-1687 гг.), Екатерину, Марию, Феодора ( царь в 1676-1982 г.г.), Феодосию, Симеона, Ивана (царь в 1682-1696 г.г.), Евдокию. Через два года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669 г.) Алексей Михайлович женился на Н. К. Нарышкиной, родившая ему детей: Петра (царь, а позже и император в 1682-1725 г.г. ), Наталью и Феодора.
  Молодой царь рано осознал необходимость проведения важных преобразований: реформирования государственного управления, армии, проведения церковной реформы. Все это приходилось делать одновременно, в сложных условиях социальных потрясений в стране (многочисленных бунтов и восстаний) и военных конфликтов (постоянных войн с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией).
  Чтобы поправить расстроенные финансы, правительство увеличило прямые и косвенные налоги. В 1646 г. вдвое был повышен налог на соль, особенно тяжкий для низших слоев населения, что вызвало в июне 1648 г. восстание в Москве («соляной бунт»). Соляной налог пришлось отменить. Восстания повлияли на ускорение кодификации законодательства. В 1648 г. в Москве собрался земский Собор из «выборных людей разных чинов государства», который в 1649 г. принял Соборное Уложение. Оно окончательно закрепило крестьян за помещиками, прикрепило посадское население городов к тяглу, поставило духовенство под юрисдикцию светского суда по гражданским делам, тем самым ограничивая компетенцию церковного суда.
  При Алексее Михайловиче проходила централизация местного и центрального управления, расширение самодержавной власти царя, а так же продолжался рост приказной бюрократической системы. Количество приказов к концу его царствования возросло вдвое (с 40 до 80), а число приказных людей - более чем в 3 раза (с 800 до 2800). Приказы учреждались как для новых отраслей управления, так и для управления вновь приобретенными территориями (Смоленский, Сибирский, Малороссийский, Литовский). В 1654 г. был учрежден Тайный приказ (действовал до 1676), служивший личной канцелярией царя.
  При Алексее Михайловиче значительную часть русского войска составили организованные по западноевропейскому образцу «полки иноземного строя». Это были регулярные конные (драгунские и рейтарские) и пехотные (солдатские) полки, устройством которых занимались приглашенные иностранные специалисты. Из Европы приглашались также техники, мастеровые, архитекторы, живописцы, лекари, аптекари.
  В 1653-1655 гг. была проведена церковная реформа, имевшая цель унификации церковной обрядности, богослужебных книг, иконописания, и даже церковной архитектуры. Осуществлять богослужебную реформу был призван энергичный и деятельный патриарх Никон (Минов), который рьяно взялся за проведение реформы, применяя жесткие меры. Церковная реформа встретила сильное сопротивление со стороны части духовенства, знати и простонародья - ревнителей «древлего благочестия», в значительном числе отделившихся от Церкви в раскол старообрядчества и подвергшихся суровым преследованиям. Властный и честолюбивый, усвоив себе титул «великого государя», Никон активно вмешивался даже в ход государственных дел, при этом стремясь поставить власть патриарха выше царской. Все это привело к конфликту между царём и патриархом, а позже в 1666-1667 гг. в Москве был созван церковный Собор при участии восточных патриархов, который утвердил церковные нововведения, осудил действия Никона и лишил его сана патриарха.
  В царствование Алексея Михайловича значительно расширилась территория страны. В 1654 г. в состав России добровольно вошла Левобережная Украина. В результате русско-польской войны (1654-1667) к России отошли Киев с прилегающей к нему областью по правому берегу Днепра, Смоленск, Северская земля с Черниговом и Стародубом.
  При Алексее Михайловиче выросло число городов, развивалось мануфактурное производство, большого размаха достигла внутренняя и внешняя торговля, проходила активная колонизация Восточной Сибири и Дальнего Востока. Промышленники и искатели добычи доходили до берегов Ледовитого и Тихого океанов и до границ Китая. Правительство закрепляло приобретение новых земель постройкой городов и крепостей-острогов: были основаны Нерчинск (1653), Иркутск (1652), Селенгинск и ряд других городов. Значительных успехов Россия при Алексее Михайловиче достигла в культурном развитии. Увеличилось число грамотных людей, появились первые школы и учебники. Построены великолепные храмы (ансамбли Новового Иерусалима под Москвой, царские дворцы в Кремле и селе Коломенском). В архитектуре сформировался новый стиль - нарядное московское «нарышкинское барокко». В изобразительном искусстве получила распространение «парсунная» (портретная) живопись. При дворе появился первый драматический театр, который ставил пьесы в основном на библейские сюжеты.

ЛИЧНОСТЬ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
  Современники искренно любили царя Алексея Михайловича. Самая наружность царя говорила в его пользу и влекла к нему. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушное и приветливое, и в то же время серьезно и важно, а полная фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. Привлекательная внешность отражала в себе, по общему мнению, прекрасную душу.
В зрелые годы царь Алексей представлял привлекательное сочетание добрых свойств верного старине русского человека с наклонностью к полезным и приятным новшествам. Он был образцом набожности, чинного, размеренного и разученного благочестия, над которым так много и долго работало русское религиозное чувство. Это был истовый богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства. И эта набожность оказывала могущественное влияние и на государственные понятия, и на житейские отношения Алексея.
Сын и преемник царя, пользовавшегося ограниченною властью, но сам ставший самодержцем, царь Алексей крепко держался того выспреннего взгляда на царскую власть, какой выработало старое московское общество. В царе Алексее нет и тени самонадеянности, того щекотливого и мнительного, обидчивого властолюбия, которым страдал Иоанн Грозный. Это соединение власти и кротости помогало царю ладить с боярами, которым он, при своем самодержавии, уступал широкое участие в управлении.
От природы живой, впечатлительный и подвижный, Алексей страдал вспыльчивостью, легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам. Вспыльчивость царя чаще всего возбуждалась встречей с нравственным безобразием, особенно с поступками, в которых обнаруживались хвастовство и надменность.
Алексей любил, чтобы вокруг него все были веселы и довольны. Всего невыносимее была ему мысль, что кто-нибудь им недоволен, ропщет на него, что он кого-нибудь стесняет. Он первый начал ослаблять строгость заведенного при Московском дворе чопорного этикета, делавшего столь тяжелыми и натянутыми придворные отношения. Он нисходил до шутки с придворными, ездил к ним запросто в гости, приглашал их к себе на вечерние пирушки, поил, близко входил в их домашние дела.
Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа. Это был довольно пассивный характер. При нравственной чуткости царю Алексею недоставало нравственной энергии.
Современники, даже иностранцы, признавали в нем богатые природные дарования; восприимчивость и любознательность помогли ему приобрести замечательную по тому времени начитанность не только в божественном, но и в мирском писании. Он очень любил писать и в этом отношении был редким явлением своего времени, очень небогатого мемуарами и памятниками частной корреспонденции. Царь Алексей с необыкновенной охотой сам брался за перо или же начинал диктовать свои мысли дьякам. Его личные литературные попытки не ограничивались составлением пространных, литературно написанных писем и посланий. Он пробовал сочинять даже вирши. Он начинал писать записки о польской войне. Он писал деловые бумаги, имел привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах. Значительная часть его литературных попыток дошла до нас, и этот литературный материал замечательно ясно рисует нам личность государя и позволяет понять, насколько интересна была эта личность.
Добродушный и маловольный, подвижный, но не энергичный, царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства: вопросы экономической жизни, законодательные и церковные, борьба за Малороссию – все это требовало чрезвычайных усилий правительственной власти и народных сил. Правительство Алексея Михайловича стояло на известной высоте во всем том, что ему приходилось делать: являлись способные люди, отыскивались средства, неудачи не отнимали энергии у деятелей. А сам царь не совершал ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед. На всякий вопрос он откликался с полным его пониманием, не устранялся от его разрешения. Но, конечно, следует признать, царь Алексей Михайлович, всё-таки, был лишён той страстной энергии, какой отмечена деятельность его гениального сына – Петра Великого.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Царю Алексею Михайловичу было дано прозвище «Тишайший». Однако, время его правления никак нельзя было назвать тихим: были бунты и недовольства, церковные раздоры, шли войны, происходили реформы. В характерах и действиях лучших людях русского общества его времени словно сталкивалось два противоположных течения, одно из которых держалось старины, а другое увлекало вперёд. Всё это порождало в совокупности смутные чувства и настроения, которые затем нередко становились сознательными идеями и практическими задачами. Сам царь Алексей Михайлович возглавлял такое русское общество и на нём, конечно, всё это наглядно отразилось. Он со своими государственными сотрудниками и помощниками взялись за преобразования, и в тоже самое время никак не помышляли ломать существующее и порывать со своим прошлым. Царь Алексей Михайлович вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для преобразований, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины.