Принц. Следствие по делу. Версия третья

Геннадий Васильевич Есин
На фото: Вильям Симпсон The gale off the port of Balaklava, 14th Nov. 1854 из серии Театр военных действий на Востоке». Опубликована в 1856 году в Лондоне.

    
     Проведём собственное расследование и мы… После стольких лет и таких исследователей, возможно ли обнаружить что-либо новое? Посмотрим... А вернее послушаем, предоставив слово очевидцам. Да! Да! Я не оговорился! Более чем через 150 лет - именно очевидцам!

     Интернет – большая мусорная свалка, но сперва - большая, и только уже потом – свалка. Много чего можно найти в Сети, особенно если знаешь, что, а главное – где искать!

     «Штормовой ветер разразился с пяти утра». - Отмечено в частном дневнике»[9].

     А теперь обратимся к морским архивам, а именно к письму некоего мистера Котгрейва (H.G.F. Cotgrave, Late Midshipman, G.S.S.S Company’s steamer Prince), находившегося в тот роковой день на борту нечастного корабля («Принца» - Г. Е.). Письмо начинается с утверждения, что это «… официальное заявление о потере корабля ноября 14 в пол восьмого утра в трёх кабельтовых на восток от входа в Балаклавскую бухту…

     (Желающие могут нанести первую – вертикальную линию на морскую карту Г. Е.)

     «…судно стояло на двух якорях примерно в полумиле от берега…»

     (а вот вам и вторая - горизонтальная линия. А две линии в пересечении дают точку. В нашем случае точку якорной стоянки «Принца» на момент начала шторма Г. Е.)

     «…когда усиливающийся ветер набрал силу урагана и подул с юг-юго запада. Транспорт № 16 навалился на нас и причинил серьёзные повреждения, мы были вынуждены срубить все мачты. Примерно в девять часов запустили машину, но из-за повреждения винта двигаться не смогли. Примерно в 9:15  корабль выбросило на скалы и после пяти-шести сильнейших ударов, «Принц» развалился на куски и в течение пятнадцати минут затонул»[10].

     Теперь мы точно знаем, что: 1) трёх мачтовый парусно-винтовой фрегат «Принц» в Балаклавской бухте не стоял и в гавань не заходил. Корабль встретил шторм в открытом море, неподалёку от береговых скал, что и явилось последующей причиной его гибели. Именно так и указал в письме от 17 ноября Т. С. Бил (T. S. Beal) капитан винтового парохода «Харбингер» («Harbinger»).

     Сам «Харбингер» жестоко пострадал от шторма, но уцелел именно потому, что СТОЯЛ В БАЛАКЛАВСКОЙ БУХТЕ[11].

     2) Мы можем с достаточной точностью нанести на карте местоположение «Принца» до начала катастрофы. Зная направление ветра, волновое и ветровое течения, можно определить вектор дрейфа судна и, соответственно участок акватории, где погиб корабль.

     Отдадим должное морякам спасательных партий с кораблей «Медвей», «Трент», «Тоннинг» и «Харбингер» (Medway, Trent, Tonning and Harbinger), не смотря на жестокий шторм до конца боровшихся за спасение жизней своих товарищей! Именно на «Харбингер» подняли Котгрейва и четверых выживших моряков с «Принца», вот их имена: «Паркер, Питчер, Холл и Макдональд». («I have Mr. Cotgrave and four of the men from the Prince now on board; their names are Parker, Pitcher, Hall, and Macdonald»)[11].

     3) Всё тот же Котгрейв сообщил, что его и других моряков, после пяти часового сидения на камнях вытащили моряки спасательных партий («we were hauled up by parties from the Medway, Trent, Tonning, and Harbinger (who had been engaged all day with life-buoys and lines, endeavouring to save lives) over an almost perpendicular cliff, of about 250 feet in height.»)[10]. Вот вам - искомая точка, через которую надо провести третью, диагональную линию! Дело осталось за малым… найти эту 76 метровую, почти отвесную скалу!

     Выходит, искали не там, и всемогущие Органы ошиблись! Не может быть!

    Ещё как может! Немногим выше мы убедились, что и ОГПУ, и японская экспедиция допустили один и тот же просчёт, полагая «Принц» - единственным, среди погибших кораблей, имевшим металлический корпус!

     В завершение ещё раз обратимся к показаниям Джона Вильяма Смита (выделено Г. Е.). Обратите внимание на фамилию должностного лица! Ничего, вернее, никого не напоминает? У англо-саксов фамилия «Смит» - столь же распространена, что и «Петров» - в России. Какое вымышленное имя выбирают, чтобы записаться в отеле? Верно! Но – это, так…, лирика. А теперь внимательно перечитайте показания этого самого мистера «Никто»: «… я не имел специального приказания … распоряжения этими деньгами…». Приказания не имел! Распоряжаться не мог! Но «… взял на себя ответственность выгрузить их». «…взял на себя ответственность»!

     Вы всерьез полагаете, что какой-то там клерк в жёстко иерархированной Британской империи времён королевы Виктории по собственной инициативе решился снять с борта корабля жалование целого экспедиционного корпуса?

     «Кто вы на самом деле, мистер Смит»?


Post scriptum

     Рассуждая о тайнах, разгадывая загадки, мы забываем о не упокоенных останках моряков, покоящихся на черноморском дне. А ведь они умирали при памяти, будучи в сознании и навряд ли с благими пожеланиями на устах… ПрОклятое золото – на костях мертвецов! А заговорённые клады, как известно, просто так не открываются.

Но это уже совсем другая история…