Федор Михайлович Ртищев

Владимир Швец 3
М. РТИЩЕВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
  Фёдор Ртищев родился в апреле 1626 года в семье дворянина Михаила Алексеевича Ртищева и его жены Иулиании Фёдоровны (урождённой Потёмкиной). Фёдор Ртищев рано лишился матери, подробности того, как он рос и воспитывался, неизвестны.
  По достижении 15-летнего возраста Ртищев был вёрстан поместьем, то есть зачислен на военную службу с одновременным назначением земельного и денежного жалованья.
  В 1645 году, вскоре после кончины царя Михаила Фёдоровича, Ртищевы были вызваны из Тулы в Москву царём Алексеем Михайловичем. Фёдор Михайлович был пожаловал чином стряпчего в «комнате у крюка», затем занял должность стряпчего с ключом, а потом был назначен постельничим, став одним из приближённых людей царя Алексея Михайловича.
  В 1654—1655 годах Фёдор Ртищев сопровождал царя в походах против Речи Посполитой, в которых он проявил свои дипломатические способности. Вскоре Фёдор Ртищев был пожалован в окольничие, одновременно с царским указанием быть дворецким, а эту должность занимали обыкновенно только бояре.
  В 1656—1664 годах Ртищев управлял Литовским приказом, Приказом лифляндских дел, Дворцовым судным приказом, Приказом Большого Дворца и Приказом тайных дел. В 1663 году Ртищев был одним из кандидатов в гетманы Левобережной Украины.
  Фёдор Михайлович Ртищев считается автором денежной реформы 1656 года. По замыслу Ртищева начали чеканить медные деньги, стоимость которых приравняли к серебряным. Однако уже в 1658 году медные деньги стали понижаться в цене, и к лету 1662 года падение цены медного рубля дошло до того, что он стоил в 12—13 раз дешевле серебряного и в конце концов дошёл до одной двадцатой изначального. Причиной тому был, в числе прочего, незаконный чекан медных денег. Падение стоимости медных денег совпало с новым налогом на войну с Польшей из-за Малороссии. В 1662 года в Москве вспыхнул мятеж, который был подавлен, а медные деньги были изъяты из обращения.
  В 1664 году царь Алексей Михайлович и царица Марья Ильинична выбрали Фёдора Михайловича Ртищева вторым «дядькой» (воспитателем) своему сыну, наследнику престола десятилетнему царевичу Алексею Алексеевичу. Приняв на себя обязанности воспитателя царевича, Ртищев освободился от службы в Дворцовом, Лифляндских дел и Литовском приказах. Ртищева хотели возвести в бояре, однако он отказался от этой чести. 17 января 1670 года царевич Алексей совершено неожиданно скончался. Ртищев тяжело переживал эту потерю, он удалился от двора и от государственной деятельности.
  Фёдор Михайлович Ртищев был женат на Ксении Матвеевне Зубовой. У них были две дочери: Анна Фёдоровна, в замужестве княгиня Прозоровская, и Акулина Фёдоровна, в замужестве княгиня Одоевская
  Умер Фёдор Михайлович Ртищев 21 июня 1673 года.

Ф. М. РТИЩЕВ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬ, МЕЦЕНАТ И БЛАГОДЕТЕЛЬ
  Это был один из тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия. Ртищев не понимал обиды и мести. Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть - смиренномудрие. Царь Алексей, выросший вместе со Ртищевым, разумеется, не мог не привязаться к такому человеку. Своим влиянием царского любимца Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе, устранять вражды и столкновения, сдерживать сильных и заносчивых или неуступчивых люде вроде боярина Морозова, протопопа Аввакума и самого патриарха Никона. Такая трудная роль тем легче удавалась Ртищеву, что он умел говорить правду без обиды, никому не колол глаз личным превосходством, был совершенно чужд родословного и чиновного тщеславия, ненавидел местнические счеты, отказался от боярского сана, предложенного ему царем за воспитание царевича. Соединение таких свойств производило впечатление редкого благоразумия и непоколебимой нравственной твердости.
  Ртищев очень любил читать книги духовного содержания и посещать богослужение. Но ни то, ни другое не могло удовлетворять его в своем тогдашнем виде. Не все сочинения святых были ему доступны в славянском переводе, да и списки тех, которые он мог читать, не отличались правильностью и однообразием смысла. Ртищев видел, что нужны новые, более правильные переводы. Богослужение совершалось в то время, как искони в Москве, небрежно, невежественно, неблагочинно. Ртищев настаивал на том, что надобно привести его в достойный вид и произвести пересмотр богослужебных книг. Бояре же смотрели на Федора Михайловича не совсем дружелюбно, даже с насмешкою; при тогдашнем господстве внешности, тот, кто слишком задумывался о внутреннем смысле внешнего благочестия, казался для многих чудаком. Ртищев знал, что в Киеве уже делается то, о чем он помышлял, и, преданный всецело своей мысли, обратился туда. Но, при дружелюбных отношениях православной Малороссии к православной Москве, у москвичей, однако, образовалось предубеждение против малорусской образованности и заподозревалась чистота правоверия киевских духовных писателей и наставников. Однако, Ртищев, поддерживаемый царем, в виде частного предприятия, принял на свой счет пригласить и содержать нескольких киевских ученых, "ради обучения словенороссийского народа детей еллинскому наказанию". По его просьбе, несколько ученых монахов решились оставить родину и служить делу духовного просвещения в Московском государстве.
  Ежеминутно на глазах у царя и располагая его полным доверием, Ртищев, однако, не стал временщиком и не остался безучастным зрителем поднимавшихся вокруг него движений. Он участвовал в самых разнообразных делах по поручению или по собственному почину, управлял приказами. Чуть где проявлялась попытка  исправить, улучшить положение дел, Ртищев был тут со своим содействием, ходатайством и советом. Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды и злобы. Впрочем, не государственная деятельность в точном смысле слова была настоящим делом жизни Ртищева: он избрал себе не менее трудное, но менее видное и более самоотверженное поприще - служение страждущему и нуждающемуся человечеству. В Москве он велел собирать по улицам валявшихся пьяных и больных в особый приют, где содержал их до вытрезвления и излечения, а для неизлечимых больных, престарелых и убогих устроил богадельню,  которую также содержал на свой счет. Он тратил большие деньги на выкуп русских пленных у татар, помогал иноземным пленникам, жившим в России, и узникам, сидевшим в тюрьме за долги. Он подарил городу Арзамасу свою подгородную землю, в которой горожане крайне нуждались, но которой не могли купить. В 1671 г., прослышав о голоде в Вологде, Ртищев отправил туда обоз с хлебом, как будто порученный ему некоторыми благодетелями для раздачи нищим и убогим на помин души, а потом переслал бедствующему городу большое денежное пожертвование, продав для того часть своего платья и утвари. Он заботился о своих дворовых людях, и особенно о крестьянах: старался соразмерить работы и оброки крестьян с их средствами, поддерживал их хозяйства ссудами, при продаже одного своего села уменьшил его цену, заставив покупщика поклясться, что он не усилит их барщинных работ и оброков. Перед смертью Ртищев всех дворовых отпустил на волю и умолял своих  наследников только об одном - лучше обращаться с завещанными им крестьянами, «ибо,— говорил он,— они нам суть братья».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Людей, подобных Фёдору Михайловичу Ртищеву, не то что в XVII веке, а даже в наше современное и развитое время очень трудно найти. Сочетая в себе государственные таланты и лучшие качества русской христианской души, он собою являл пример человека уникального и достойного. Это тот образец, на который, например, мы, воспитанники учебно-духовных заведений, должны ориентироваться в своей дальнейшей жизни. Для всего же человеческого общества фигура Ртищева не только памятник жизненного благочестия, но и маяк, освещающий верное направление в добродетельном пути труда во благо ближних.