Догмат о Боговоплощении

Владимир Швец 3
ДОГМАТ О БОГОВОПЛОЩЕНИИ или об Иисусе Христе как богочеловеке – это учение о признании Иисуса Христа Богом, воплотившимся в земного человека. Согласно догмату, во Христе нерасторжимо слиты два совершенных существа – истинное божество и истинное человеческое. Оба они соединены ипостасно, т.е. представляют одно лицо. Христос – истинный Бог и истинный человек. Как человек, он обладает нормальной человеческий природой и, подобно людям, он испытывает голод, холод, жажду, усталость, потребность во сне. Он подвержен страданиям и смерти, переживает любовь, скорбь, жалость. Он проходит человеческий путь взросления и духовного развития. Он являет собой образец служения Богу. Сам себя Христос называет Сыном Человеческим. Единство Бога и человека в одном лице – это символ личного единства с божественным бытием. Церковь предписывает исповедовать одного и того же единого Христа.
  Боговоплощение есть начало и основание восстановления теснейшего союза человека с Богом. Через Боговоплощение устраняется грех и, следовательно, та пропасть, которая разделила человека и Бога с момента грехопадения. Боговоплощение есть начало обожения целостного человеческого естества. Человеческое естество было воспринято Спасителем в Воплощении во всей полноте. Поэтому важнейший сотериологический принцип православия, сформулированный свт. Григорием Назианзиным в полемике с Аполлинарием Лаодикийским, гласит: «Не воспринятое — не уврачевано». Цель восприятия человеческой природы состоит в ее исцелении и преображении, поэтому только то может быть исцелено и преображено, что воспринято в Воплощении. Если мы чаем всецелого спасения и по телу, и по душе, и по уму, т. е. спасения всего нашего естества, а не только некоторой части его, то мы должны исповедовать, что человечество было воспринято Спасителем во всей полноте.
  Учение о Христе как истинном Боге и истинном человеке с большим трудом усваивалось человеческим сознанием, порождало различные ереси, среди которых наиболее опасными были несторианство и монофизитство, являющие собой два взаимопротивоположных уклонения богословской мысли от православия. Для несториан Христос есть прежде всего нравственный образец совершенного человека, в то время как монофизиты исходят из абстрактной идеи невоплощенного Бога и недооценивают той истины, что Христос ради нашего искупления должен был стать истинным человеком. И в том, и в другом случае, если бы Боговоплощение, пришествие Христа в мир, не достигало бы своей цели и оставалось бы внешним фактом, человеческая жизнь не претерпевала бы существенных изменений и оказывалось бы обреченным смерти, а спасение  могло бы распространяться не на весь человеческий род, а только на некоторую его часть. В любом случае главная цель Воплощения — упразднение смерти — не могла бы быть достигнута, так как эта цель может быть достигнута только в том случае, когда в силу ипостасного единства осуществляется не только взаимодействие, но и взаимопроникновение двух реально различных природ, выражающееся в единстве жизни Богочеловека.
  Воплощение Божие происходит на каждой Божественной Литургии, которая совершается в православном храме каждый день, кроме некоторых великопостных дней. Однако, Христос только один раз сошёл на землю (воплотился), и поэтому христиане, вкушающие Святые Дары, вне времени и пространства участвуют вместе со Христом и апостолами именно в той самой первой Тайной Вечери в Сионской горнице. По смыслу, Святой Дух сходит на предложенные евхаристические хлеб и вино, не нарушая их физическую природу, но соединяясь с ними, как соединились во Христе Божественная и человеческая природы. Как во Христе две природы: нетварная — Божественная и сотворённая — человеческая, так и в Святых Дарах две природы: нетварная — Божественная и сотворённая — хлеб и вино, посредством которых верующий соединяется уже с самой Божественной Личностью, отождествляющей Себя со Святыми Дарами: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».
  Итак, на основе вышеизложенного материала мы приходим к тому, что догмат о Боговоплощении — это один из основополагающих догматов христианства. Согласно учению Церкви о Боговоплощении, в Иисусе Христе соединены две природы: божественная и человеческая. В 451 г. на IV Вселенском соборе было утверждено догматическое определение, согласно которому, эти природы соединены неслитно, нераздельно, непреложно и неразлучно. А в 680 г. на VI Вселенском соборе было закреплено учение о наличии во Христе двух волей: божественной и человеческой.