Как я открывал месторождение алмазов

Анатолий Ельянов
В конце полевого сезона 1962 г, когда геология района уже была понятна, я разрешил техникам - студентам вечерникам - делать самостоятельные маршруты. В одном из них Нина Соломонидина обнаружила небольшой развал неизвестных ей пород. Кругом простирались обычные осадочные толщи. Нанеся точку на карту и отобрав образцы, Нина продолжила маршрут.

Породы не смог определить никто в экспедиции. Изготовив шлифы (тонкие срезы пород, изучаемые под микроскопом), я пошёл консультироваться со специалистами. «Диагнозы» можно было коллекционировать. Были и тектонические брекчии, и туфы, и миндалекаменные базальты, и граувакки...Наконец, заведующая кафедрой петрографии МГРИ (петрография - наука о горных породах) профессор И.Ф.Трусова вынесла приговор: «Больше всего это похоже на алмазоносные кимберлиты. У меня был аспирант из Амакинской экспедиции и я видела его шлифы». Первые в России алмазоносные трубки «Зарница» и «Мир» были открыты в Якутии совсем недавно (1955 г), и даже Ирина Фёдоровна видела кимберлиты только потому, что у неё был аспирант-заочник из «алмазной» Амазонской экспедиции.

В нашей партии началась паника. Почему? Разве не понятно?

Алмаз - самый твёрдый минерал созданный природой. Технические алмазы определили переворот в бурении скважин, горных работах, обработке металлов. Бриллианты (огранённые алмазы) хранятся в главных музеях мира, сокровищницах монархов и коллекциях миллиардеров, украшают короны и скипетры королей, церковные реликвии. Крупные бриллианты имеют собственные имена, сложные, иногда криминальные, биографии. Для определения их веса создана специальная единица - карат (0,2 гр). Ни об одном артефакте мира не написано столько книг, научных и популярных, детективных романов, не снято столько фильмов и сериалов; Конан Дойль, Уилки Коллинз, Агата Кристи, Жорж Сименон, Иван Ефремов, Калатозов. Бриллиант Кохинор украшает скипетр английской королевы, бриллиант Орлов, подаренный фаворитом графом Григорием Орловым Екатерине, украшает скипетр русских царей. И Орлов, и алмаз Шах, уплаченный Персией за убийство русского посла А.Грибоедова, также как усыпанные бриллиантами большая и малая короны русских царей, хранятся в Алмазном фонде Кремля. Можно не продолжать.

Что же знали геологи о месторождениях алмазов в 1962 году?

Месторождения алмазов крайне редки. В мире их всего насколько десятков. Ни одного в Северной Америке, Европе, Австралии. На огромном Азиатском континенте только россыпь Голконда в Индии и недавно открытые в Якутии. Несколко месторождений в Бразилии и десяток в Африке южнее Сахары. Для геолога открыть месторождение алмазов всё равно, что для космонавта высадиться на Марсе или для капитана фанерного торпедного катера потопить линкор противника.

Алмазы встречаются только в очень редких загадочных породах «кимберлитах» или в рыхлых отложениях, формирующихся при их разрушении (россыпях). Кимберлиты же образуют так называемые «трубки взрыва» - воронкообразные тела, на поверхности имеющие диаметр в несколько сотен метров, а на глубину простирающиеся до 2 км, постепенно сужаясь. Но как искать их?

Месторождения большинства металлов содержат минералы железа и меди. На поверхности они образуют зоны «ржавых» (окислы железа), часто с зеленью (окислы меди) пород и хорошо заметны. Месторождения золота, олова, вольфрама, лития, многих драгоценных камней связаны с кварцевыми жилами и пегматитами, которые благодаря своей стойкости и белому цвету выделяются в рельефе и хорошо видны в обломках на склонах и в ручьях. Кимберлиты же легко разрушаются, коренных обнажений не образуют, имеют серый цвет, в условиях российского ландшафта обычно задернованы, заболочены, покрыты тайгой, на аэрофотоснимках не дешифрируются.

Но может быть, искать надо не кимберлиты, а прямо алмазы? Ведь прочные тяжёлые минералы олова, вольфрама, тантала, ниобия, титана и, конечно, золото и платина при разрушении материнских пород накапливаются в рыхлых, особенно речных, отложениях, и обнаружить их не трудно простой промывкой пород в лотке. А поднимаясь вверх по течению водотока, можно легко обнаружить и коренной их источник. Алмазы тоже сохраняются при выветривании пород, однако содержания их в кимберлитах ничтожны (среднее содержание алмазов в кимберлитах ЮАР равно 0,00001%), удельный вес невелик и в аллювии они не накапливаются. И вообще при промывке отличить бесцветный алмаз от кварца может только опытный глаз. Открытие известных месторождений в основном происходило случайно.

К счастью, Природа всегда кидает человеку какой-нибудь «спасательный круг». При поисках алмазов это минералы-спутники, главным образом, гранат пироп. Содержание пиропа в кимберлитах в десятки тысяч раз выше содержания алмазов, удельный вес - 3,65, он накапливается в аллювии водотоков, имеет яркий красный цвет. Двигаясь по «пироповой дорожке», неизбежно придёшь к кимберлитовой трубке. Именно так была открыта геологом Ларисой Попугаевой первая в Якутии алмазоносная трубка «Зарница».

И вот я держу в руках образец найденного нами кимберлита (пока под вопросом)!

Срочно достали образец настоящего кимберлита из якутской трубки «Мир». Сделали из него два шлифа и протолочку. Раздробили и наш образец. Породы были очень похожи. Самое главное, в наших породах в изобилии присутствовал пикроильменит - также специфический спутник алмазов, не известный ни в каких образованиях, кроме кимберлитов. В следующем 1963 году в сопровождении трёх техников и минералога я отправился открывать месторождение алмазов.

Кимберлиты мы искали по «пикроильменитовым дорожкам». Минерал накапливался в рыхлых отложениях на склонах, в отложениях речек и ручъёв. Пробы брали из закопушек, на въючных лошадях отвозили в лагерь, промывали; минералог определяла количество пикроильменита в шлихе. Непосредственно ниже по склону от кимберлитовых тел содержание минерала резко возрастало. Можно было идти на склон с магнитометром, оконтуривать тело, вскрывать его шурфами. Так мы открыли две трубки взрыва и многочисленные крупные дайки. Крупнообъёмные пробы из выветрелых кимберлитов мы разделяли на ситах на фракции и промывали. Осенью я повёз подготовленные фракции (8-4мм, 4-2мм, 2-1мм) для просмотра в пос. Нюрба на базу «алмазной» Амакинской экспедиции.

Присутствие алмазов в пробах девушки-лаборантки выявляли там весьма своеобразным способом. Материал пробы распределялся тонким слоем на транспортёрной ленте и медленно двигался перед глазами лаборантки. На пробу был направлен пучок рентгеновских лучей, в которых алмазы ярко вспыхивают. Однако лаборантки видели вспышку только через стекло; во избежание «утечки алмазов» руку за стекло просунуть было нельзя. Извлекались драгоценные камни нехитрым приспособлением, состоящим из пылесоса «Вихрь» и пылесосной трубы со стеклянным наконечником в форме реторты. Заметив вспыхнувший «камешек», лаборантка останавливала транспортёр, ногой включала пылесос и приближала наконечник к светящемуся алмазу. Секунда, и щепотка пробы вместе с «камешком» засосана в реторту. В тонком конце её струя воздуха мощная и легко забирает материал, а при резком расширении трубки мощность струи падает и материал остаётся в реторте, не засасываясь в пылесос. По окончании просмотра комиссия из трёх человек снимала опечатанную реторту. Предварительно определяла количество, качество и размер алмазов и фиксировала это в акте. «Вот, теперь не доверяют, - жаловались девушки, - а когда мы смотрели первые пробы, то просто заворачивали алмазы в носовой платок и несли сдавать. И ничего не пропадало».

Обширный двор лаборатории, огороженный забором, был на полметра выше улицы. Сюда несколько лет высыпали материал просмотренных проб, и каждый мог набрать здесь сколько угодно яркокрасных пиропов и зелёных хризолитов. Пироп - с ХVll века популярнейший в Европе самоцвет, открытый в Богемии (Чехия) и называвшийся «богемским гранатом», добывался там из пород сходных с кимберлитами, но не содержащих алмазы. (Сейчас месторождение это истощено и туристам в Чехии продают подделку). Судя по описанию, «гранатовый браслет» из повести Куприна был сделан именно из богемского граната.

Увы! Алмазов в наших пробах не было. Однако выявленные загадочные породы оказались уникальными, единственными в своём роде, получившими в дальнейшем собственное название «ингилиты». Исследование их продолжил на следующий год отряд Ф.Каменского. Они открыли несколько новых трубок и множество даек, образующих гигантский веер к западу от Ингилийского щелочного массива. Обобщая материалы по массивам щелочных пород региона для диссертации, я установил, что сходные с ингилитами породы в форме небольших даек выявляются в связи со многими такими массивами, но лишь вблизи Ингилийского они образуют гигантское поле.

Прошло всего 60 лет(!) и слово «алмаз» уже не может вызвать у геолога паники. Открыты сотни месторождений, очень крупные из которых есть не только в Африке (15), но и в Южной Америке (5), в Канаде (3), Индии (3), Китае, Австралии и, конечно, в России. В Якутии сейчас разрабатывается 17 трубок и 30 россыпей, а в Танзании около сотни трубок. В интернете по запросу «алмаз» можно получить 8млн ответов. Благодаря успешной маркетинговой компании главной алмазодобывающей компании “De Beers” , не так давно контролировавшей 95% рынка, сейчас бриллианты стали предметом повседневного спроса. В США, Японии и др. странах они непременный атрибут свадебных церемоний - «лучший подарок невесте». В сотнях торговых центров России бриллиантами усеяны витрины магазинов «Якутские алмазы», «Московский ювелирный завод». «Соколов» и др. Фирмы придерживают огромные запасы бриллиантов, чтобы не сбить цены.

Шагнула вперёд и технология. Алмазы, в том числе ювелирные, научились синтезировать. У каждого «мужика» дома есть алмазный инструмент. Открывают кимберлитовые трубки теперь аэромагнитной съёмкой; так было открыто богатейшее месторождение им. Ломоносова в Архангельской области, перекрытое мощной толщей осадков.

И геологическая наука не отстала. Установлено, что алмазы кристаллизуются в кимберлитах только при температурах 1200-1700 градусов и давлении более 40000 килобар, а пироп при давлении свыше 20000 килобар. Только такие породы принято называть кимберлитами (алмазоносными либо пироповыми). Сходные породы, образующиеся при меньших параметрах, относят к группе пикритов. Исключением является единственное месторождение Австралии, где алмазы содержатся не в кимберлитах, а в редких породах - лампроитах.

Лишь приключения знамениых исторических алмазов остаются по прежнему увлекательными. Но и о них теперь проще всего прочитать в интернете.