Камчатские казаки. Мифы и реальность

Гаврила Камчатсков
               
                Камчатские казаки -- мифы и реальность

              Активное освоение Камчатки началось казаками якутского острога после того, как осенью 1648 года атаман Семён Иванович Дежнёв, обойдя северным морским путём на шести кочах с 90 казаками «Необходимый нос» (мыс Дежнёва) заложил в устье полноводной неизвестной ранее чукотской реки Анадырьский острог. (До устья реки Анадырь доплыл только один коч с 25-ю казаками). После тяжёлой голодной зимовки, оставшиеся казаки добирались до Якутска посуху, через север камчатских гор, где и подробно узнали о существовании неведомой для них ранее корякской земле, расположенной южнее Пенжинской губы. После их возвращения в Якутск и отписания Дежнёвым в Москву «скасок» о выполненном мероприятии, на освоение «незнамой землицы» ринулось множество казачьих ватаг, известных и неизвестных нынешней Истории.
             К Российской короне Камчатка была присоединена в 1697 году казачьим атаманом-пятидесятником, хорунжим якутского полка, Владимиром Владимировичем Атласовым «со товарищи». При впадении речки Кануч (Белая) в реку Камчатка они установили большой деревянный православный крест и заложили первое поселение на полуострове: Верхне-Камчатский острог. С тех пор казачья государева служба на Камчатке не прерывалась до 1922 года и имеет большую, боевую историю.
            На долю камчатских казаков за два столетия их верной службы России выпали тяжелые испытания практически не прекращающимися локальными кровавыми войнами с аборигенами. Довелось им пережить и две великих войны: отражение в 1854 году англо-французского десанта в Петропавловске и русско-японскую войну 1904-1905 гг. Из обеих этих войн казаки вышли с честью.
           Численность казаков на Камчатке в особо тяжелый колонизационный период 1703-1798 гг. доходила до 500 человек. Казачьи пешие сотни размещались в Большерецке, Верхне-Камчатске и Нижне-Камчатске, позже – в Петропавловской гавани и Гижиге. Все служивые получали жалование в якутском полку (не регулярное из-за отдаленности) и имели двойное подчинение: атаману якутского полка и командиру Камчатки по согласованию с якутским атаманом.
           Царским Указом от 1707 г. устанавливалось обязательное зачисление на службу казачьих детей и родственников казаков, что в итоге узаконило наследственность казачьего звания и установило сословные перегородки. При острой «нехватке» численности состава, в казаки разрешалось «брать людей из посада, а что недостает, то пополнять из доимочных рекрут и гулящих людей». С 1764 г. разрешалось зачислять в казаки и «камчадалов, знающих по-русски».
            С приходом после 1922 года на Камчатку советской власти, о казачестве как бы забыли, и началось оно возрождаться только после проведения в Москве 29 июня 1990 года I-го Большого Всероссийского казачьего круга, на котором была создана Общероссийская общественная организация «Союз казаков». Год спустя, 13 сентября 1991 года, и на Камчатке была учреждена общественная организация, замыкающаяся на Союз казаков России – «Камчатский отдел Союза сибирских казаков», правопреемницей которой впоследствии, с апреля 1999 года, стала Общественная региональная организация «Всекамчатский Союз казаков».
            В мае 2009 года на сходе Совета атаманов Общественной региональной организации «Всекамчатский Союз казаков», казачка Валентина Александровна Сурикова обратилась к собравшимся с предложением о взятии шефства над диким ключом, выбивающимся из под горы у объездной городской дороги на Высотной сопке. Члены Атаманского правления и Совета атаманов ОРО ВСК: атаман общины Г. Я. Струначёв-Отрок, председатель Совета старейшин В. И. Чечушков, станичные атаманы – В. М. Музыка, А. Я. Похилько, И. Л. Беляев, Ф. В. Шкильнюк и все другие члены правления поддержали высказанное предложение. После схода казаки обратились за поддержкой к депутату Законодательного Собрания Камчатского края по 2-му избирательному округу (на территории которого и располагается ключ) В. Н. Полукарову и связались с Федеральным казённым учреждением «Дальуправтодор» в Хабаровске, которому принадлежит данная трасса. Казачья инициатива была поддержана.
              Изначально шефство над Казачьим ключом сводилось к благоустройству территории вокруг источника. Установили стол, лавки, урны для мусора, земляные вазоны с цветами. Но потом попросили казака-художника В. П. Соколова-Ширшова нарисовать более масштабный проект со скульптурой, назвали этот проект МЕМОРИАЛОМ «Казачий ключ» и приступили к его возведению.
             В настоящее время «Казачий ключ» – место паломничества горожан за холодной чистой ключевой водой, особенно в жаркие летние дни и дни ремонта городского водопровода. А казаки Всекамчатского Союза казаков продолжают доводить строительство до логического конца: ремонтировать сломанные незадачливыми водонаборщиками фрагменты мемориала и убирать, и вывозить за ними оставленный мусор.
            По этому поводу обращаемся к посетителям мемориала: «НЕ ПЛЮЙТЕ В СВОЙ КОЛОДЕЦ!»

            На фотографии Геннадия Струначёва-Отрока: «Мемориал защитникам Петропавловска от англо-французской эскадры в войне 1854 года – казакам, камчадалам-охотникам и всем жителям, принимавшим участие в обороне города – "Казачий ключ". Июль 2014 года.
               
                КАЗАКИНФОРМ.