49-50. Современное искусство или Новые бесы

Гарри Цыганов
Отрывок из романа Олух Царя Небесного

Олух Царя Небесного 5. Новая редакция
http://www.proza.ru/2020/03/16/469




©

49. Современное искусство и Куча мусора.

Ну, и… дальше-то что? Выставка прошла, можно даже сказать – с успехом. Ну, типа, нахваливали меня на открытии (а кого на открытии ругают?). Я так скажу, все эти выставки, и «невыносимые лёгкости бытия» нужны, конечно, художнику. Однако. Сами понимаете, когда у тебя жена и двое детей – всеми этими «чудесами» не прокормишься.

Правда, жена мне досталась из той области, где именно чудесами и кормятся. Она мне так и сказала: «ты только пиши!». То есть, не сказала: «а на что мы жить будем?», а сказала то, что сказала. И повторяла это не раз.

И всё-таки. Нет такой профессии «ты только пиши!». А есть реальность на все времена: «как найти денег»? Уточню вопрос: как найти денег художнику? И ещё одно уточнение: как найти денег художнику в России? Хочу напомнить в этой связи одно популярнейшее в нашей среде изречение: художник в России должен жить долго. То есть настолько долго, что все подумали, что его уже нет… и стали, наконец, покупать его творения.
 
Так вот, чтобы форсировать процесс, решил я понять, как сегодня обстоит дело на том таинственном рынке. В связи с этим, познакомился с одной милой женщиной, которая всю жизнь занималась этой нелёгкой работой – участвовала и способствовала продаже картин. Говорю это без намёка на иронию, потому что знаю – работа эта действительно нелёгкая. Она требует чутья, вкуса, и прочих специфических навыков, потому что искусство вообще вещь непредсказуемая, а уж о нашем брате творце лучше промолчать – в живописи (скажу по секрету) никто НИЧЕГО не понимает. Вообще!

Да, да, да – я настаиваю на этом – НИКТО НИЧЕГО. Наша интеллигенция,  которой сегодня, кажется, и нет вовсе, а есть странное образование под названием либерал, от которого никто ничего путного не ждёт давно. Так вот, наша советская интеллигенция в недавнем прошлом худо-бедно разбиралась в классической музыке; знатоков литературы всегда было как грязи. Плюнь – обязательно попадёшь в большого знатока поэзии. Но живопись!.. – это недосягаемые высоты. Я даже не говорю о своих коллегах – эти, ясен перец, дальше своего носа никогда не видели. Но где, где вы – беспристрастные утончённые ценители живописи? Ау! Их просто нет…

Есть, конечно, салонное искусство, которое всем понятно, надёжно и… вечно. Вечно потому только, что нет в нём никаких тайн, а есть желание ублажить вкусы обывателя. Есть всякие там «Измайловы» и «Арбаты», (впрочем, не знаю, существуют ещё эти порождения 90-х?) где делают деньги всё на тех же непритязательных потребностях населения.

Но где же формируется вкус, мода, где продаются произведения сегодняшних гениев? Где проверенные, бесценные Имена? Где новейшее искусство? И куда, наконец, можно вложить деньги в наше время ненадёжных ценностей?  Я отвечу вам, да и сами, вы, наверное, слышали об этих непререкаемых и вечных форпостах Истины в искусстве.

Это, конечно же – Sotheby’s энд Christie’s! – эталоны надёжности, как бренд Hollywood. Но если Голливуд – фабрика грёз, то здесь – аукцион РЕАЛЬНЫХ ценностей. Только… не спешите радоваться, господа Денежные Мешки! В изобразительном искусстве всё так тонко устроено, что фраза «я так вижу!» стала не только нарицательной, но и открыла гигантские возможности для арт-бизнеса. И в этом бизнесе сегодня открылись просто невероятные возможности!

Здесь вас могут нагреть и развести абсолютно легально, но уже на гигантские деньги, всучив ту же куклу, что и в дешёвом артсалоне. Но распознать обман не сможет никто, потому что, фраза «я так вижу!» снимает все ограничения. И, как я уже говорил – нет в природе этого бизнеса таких знатоков, как, скажем, в ювелирном деле. Фальшивый бриллиант или настоящий здесь вам не скажет никто. Я не говорю о подделках. Я говорю о работах изначальных. Здесь всё «как бы», и даже те немногие истинные ценители, которые порой попадаются, сегодня в недоумении и растерянности.

Вот вам, пожалуйста – Шемякин, который, будучи сам замечательным художником – оказался ещё и тонким понимающим ценителем искусства и искусствоведом. Он состоялся во всех смыслах, имеет в Америке мастерскую, что уже – показатель успеха. Так вот, эта мастерская окнами выходила на музей современного искусства, и наш замечательный художник и знаток искусства, заглядывая в те окна накануне вернисажа, видел кучу мусора в центре зала. И он не знал что это – куча мусора, оставленная рабочими, или… очередной шедевр концептуального искусства.

Поэтому всё, даже у редких знатоков – запуталось. И что это значит? А то, что, как же не воспользоваться, и не начать делать деньги из  НИЧЕГО. И это Sotheby’s – надежнейший банк вложения капитала! Здесь (я перехожу на шёпот) – виртуозы жулья, здесь – мировая элита. Больше скажу – это КАСТА неприкасаемых. Этот рынок вообще самый непредсказуемый и непостижимый, потому что здесь идёт фальсификация на уровне метафизическом. Проще говоря – здесь зарождаются идеи великих фальсификаций.

Чтобы не быть голословным раскрою некоторые их «прихваты»,– как делают бабки эти виртуозы. Вот один из классических примеров: Рокфеллер (под крышей ЦРУ) собирал абстракционистов, то есть скупал за бесценок никому не известных авторов никому тогда неизвестного искусства. После «разогрева», сделанного ЦРУ, картины взлетели в цене настолько, что считаются одними из самых дорогих работ в мире. Работа Поллока «Номер 5» стала самой дорогой картиной того времени – 140 миллионов долларов.

В чём здесь подвох? А в том, что Поллок художник всё-таки яркий и уникальный. Может, он и не тянет на 140 миллионов, но в истории искусства он прозвучал. Не это важно! Важен прецедент. Тогда же появляется Марк Ротко, вошедший в мировой бренд, как автор огромных трёх или двухцветных полотен. Тоже нехилый результат – 80 миллионов. Дальше, больше – Энди Уорхол, со своей Мэрилин Монро, сделанной по трафарету, и банками из-под Пепси Колы. Дальше ещё красивее – Рой Лихтенштейн, рисовал и продавал комиксы и копии с картин Пикассо и Матисса, сделанные как комиксы.

А сколько скандалов, о которых не принято у них вспоминать. Вложил некий богатей, по совету больших знатоков из того же Sotheby’s, в некоего абстракциониста кучу бабла, а через пару лет – какая неприятность, господа! – абстракционист «сдулся» и работы его оказались копеечными. То есть происходят некие тайные процессы, которые опять же никому не понятны: лотерея это или… банальное кидалово?

И если с реализмом как бы всё понятно – похоже на натуру – и ладушки. Кубизм, сюрреализм – это, хоть и непонятно, но объяснено. Всё это стало уже предметом и историей искусства. Хотя сам Пикассо и раскрылся в 90 лет, что дурил богатеев, и даже переживал за это. Но это Пикассо! У него за одну подпись платили огромные деньги.

А как быть, если на холсте – просто цветные пятна. Это в лучшем случае. А если дырка? «Концепция пространства, ожидание» художника Лючио Фонтана ушла с аукциона в Лондоне за полтора миллиона долларов. Это произведение представляет собой одноцветный холст, с продольными прорезями. Или как недавний случай с художником Бэнкси и его «Девочкой с воздушным шаром». Примитивнейшая картинка девочки с шариком в виде сердечка, (которую нарисует вам любой обормот) – ушла за баснословные деньги!

Самого Бэнкси никто не видел. Он умудрялся делать свои граффити, не попадаясь никому на глаза. (Быть может его и нет вовсе, а есть проект под крышей того же ЦРУ). Но тут, блин, – фокус-покус! Проданная картина самоуничтожилась – её разрезал в лоскуты тайный механизм, вмонтированный в раму. И что? скандал? Что вы, что вы – лохмотья, свисающие из-под рамы, тут же возросли в цене в два раза!

То есть происходит подмена ценностей. Стало ценным не само произведение, а обёртка. Вся эта мишура ВОКРУГ: неуловимость автора, цирковой номер самоуничтожения, наконец, бренд самого аукциона Sotheby’s! То есть воплотилась мечта любого торгаша – продавать фу-фу, нечто неосязаемое, воздух, продавать скандал!

А вот вам исчерпывающий рассказ, который нашёл я на одном из форумов в интернете. Он об этом же – о нынешних фокусниках: «Я был в Нью-Йорке в музее Гуггенхайма. Пятый этаж – «Современное искусство». Захожу... Смотрю, висит картина – «Желтый параллелепипед». Подпись: «Желтый параллелепипед». Я думаю, ну, вообще-то сто лет назад, Малевич что-то в этом роде уже нарисовал, тема закрыта. Ладно, иду дальше. Два треугольника красный и синий. Подпись: «Два треугольника – красный и синий». А я-то думаю, что это? А это, оказывается, два треугольника. Иду дальше, смотрю – куча мусора (вспомните рассказ Шемякина!), обнесена веревочкой, и подпись: «Куча мусора». Ну, иду дальше, смотрю... туалет... ровно такая же веревочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать, это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»? Так... и что оказалось? – Не знаю. А я подумал, туда же все равно писать нельзя, потому что... либо туалет не работает  –  закрыто, нельзя, либо, ты нассышь в произведение искусства... прямо художнику в душу. И пошел искать произведение искусства под названием «Туалет работает».

На любом другом рынке, ТАКОЕ бы не прокатило.  Да, там тоже могут надуть, всучив подделку, но вариантов мало. Там должен быть изначальный бренд. Пусть китайский, но Калашников, пусть, сделанные в Подольске, но швейцарские часы. И все фокусы здесь рано или поздно будут разоблачены. А вот как быть с «Кучей мусора»? Что это, кому, зачем? КАК такое вообще возможно? Но кость кинута! Рассуждайте, господа, делая умное лицо, и оплачивая этот трюк, хотя бы купленным билетом в музей. Так кто мне скажет, что это? – шедевр, достойный музея Гуггенхайма или банальнейшая афера? Мысль или полный абсурд. Или насмешка и презрительный плевок в Гармонию и Смысл?

В общем, всем всё понятно – что ничегошеньки здесь НЕПОНЯТНО. То есть настолько непонятно, что за это платят гигантские деньги и даже радуются, что вложились в надёжный проект. У меня, правда подозрение, что вся эта дурь – все эти «новые направления» – и есть один гигантский проект. Одна гигантская финансовая пирамида.

Оказалось, и у нас создан подобный аукцион – VLADEY. И туда я пошёл, с тайной мыслью зацепиться… а вдруг! НО – здесь разочарование моё стало визуальным. У нас даже «кидалово» оказалось вторично. Здесь я увидел перестроечный хлам, который продаётся худо-бедно, но цифири на прядок ниже. «Поцелуй Брежнева с Хонеккером» – тысячная копия, разрисованные советские флаги, какой-то чёрный скворечник с нацисткой символикой…

Писать об этом как-то неловко – тебе будто душу заложить предлагают. Возмущается всё – и вкус, и честь художника. Скажу одно, здесь свои игры. Нам, простым ребятам, как и на Sotheby’s – дорога заказана. Здесь не продают произведения, здесь также нужен скандал, извращение мысли и вкуса и, как обязательное условие, – принадлежность к касте.



50.  Новые бесы

Вот и приплыли. «Куча мусора» стала предметом искусства! Ой, ля-ля! Куча в музее, правда, подана несколько эстетски – мусор уложен со знанием дела, и чувак наверху восседает из того же мусора. Хотя, подозреваю, этих куч …– куча. Главное, в этом символика – Куча Мусора. Все думали, «Чёрный квадрат» поставил точку. Ан, нет! Что ещё было? Говно по баночкам уже раскладывали, холст прорезали… да, много чего было. Ну, как ещё закончить эту современную бурю творческой мысли?

Захотелось и мне поучаствовать. Есть у меня задумка одна. Озвучить её, или затаиться? – тут ведь никто не подскажет. Затаишься, кто-нибудь кукарекнет – локти потом кусай. Расскажешь – тоже не факт, что не используют, доказывай потом, что это моё. Осталось только исполнить, и засветить Идею. Ну, и… получить положенный лимон доллариев, и стать для потомков новым Малевичем. Короче, вот вам: «Чёрная Дыра». И «Белую Дыру» в серию. НО. Думал, тут думал – вряд ли сработает. Как бы это объяснить… – умно слишком: астрал, философия, да и ассоциации мощные. А тут «Куча Мусора» – примитив, а что ещё надо моему современнику.

Но и Куча эта, ясен перец, не шуточки, это, как я уже доложил – мощный СИМВОЛ, который всё обессмысливает, а из нас делает идиотов. Только вот, что любопытно – кто это нам такую лабуду в мозг внедряет? Что за тайная Каста образовалась, которая и правит бал, и подсовывает такие вот символы! Доводится, что мы живём и участвуем в некоем ПРОЕКТЕ, который запустили тайные силы – небедные и циничные наследники профессора Мориарти. Или ещё круче – это проект самого Дьявола. Это бесы водят нас по гиблым местам…

Только почему это бесы вдруг стали у меня новыми? Бесы, и есть бесы – как говорится, проблема стара как мир. И всё-таки. Старые  как бы уже изучены, на них лежит тень гения Достоевского, накрывшая их мелькания. Они отыграли своё, оставив за собой кучу мусора (того самого), горы трупов, и нашу растерянность. Новые же – ещё только формируются, только глазки протирают и коготками скребут.

Причём, «новые бесы» – пока загадка для нас. Не решили ещё, где они начинаются, и с чем их едят. Это такое новообразование, с которым мы в России не столкнулись вполне. Это всё там – на циничном Западе. Но, как говаривал ещё один знаток бесовщины – писатель Булгаков: будьте благонадёжны! Больше он ничего не сказал, но ведь и так ясно, если на западе кто-то камень в воду кинет, у нас обязательно круги пойдут.

Да уж, будьте благонадёжны – они скоро выползут из покрова небытия и наведут свои порядки. И дадут ещё фору всем предыдущим бесам. Нет, не количеством загубленных душ, а уникальным способом их умерщвления. Умерщвляются только души, тела же продолжают существовать и размножаться. А это, согласитесь, гораздо страшнее.

Эти вообще не похожи на бесов предыдущих эпох. Это – фрик (для новых бесов и словечко новое). Они экстравагантны, вызывающе ярки, асоциальны, показушно толерантны, и беспринципно харизматичны! В этом-то и весь фокус. Это утончённые бесы новой формации, которые особенно преуспели в науке лицедейства –  и таким он может быть, и эдаким. Причём, они мимикрируют так искусно, что мозги у нас, у достоевских ребят, буквально заплетаются. Это я к тому, что для «новых бесов» понадобится и «новый Достоевский».

А чтобы попытаться разгадать их бесовский кроссворд, я использую один фильмец, потрясший меня до самых до глубин! Проводником туда и станет режиссёр, снявший тот фильмец в конце прошлого века с говорящим названием «Идиоты» – Ларс фон Триер. Он и станет нашим Достоевским, ведущим нас вглубь вопроса. Или новым Данте, устроившим экскурсию в известный подземный мир. Во всяком случае, там мы наглядно увидим бесовские танцы в новой хореографии.

Вместо эпиграфа Триер использовал слоган, который сам и запустил в мир в качестве провокации: «Ты тоже идиот. Не сомневайся!». Считается, что фильм, задуманный как провокация, ею и стал. Кино, кричащее о том, что это – «не есть кино!», шокировало не столько откровенностью и демонстративным пренебрежением правил хорошего тона и вкуса, но и самим режиссерским взглядом – как бы безучастным, но пристальным и наглым, как и его герои.

А самое отталкивающее в этом фильме – его натурализм. Камера равнодушно фиксирует документальную хронику событий, и сам ты – хочешь-не хочешь – становишься их участником. Хотя всё в тех кадрах тебя отвращает от них, и возмущает. Всё, как в музее Гуггенхайма, только здесь нет символики – «Туалет не работает» реально, и «Куча мусора» возлежит перед носом и нещадно смердит. А ты, заворожённо смотришь, нюхаешь, терпишь, а, главное – ПРИНИМАЕШЬ игру. То есть, понимаешь всю мерзость игры, но участвуешь в ней. Ты теперь тоже идиот!

Сюжет фильма, скорее всего, подсмотрен в реальности, уж больно он ложится в нашу сегодняшнюю жизнь. Компания молодых людей объединяется в коммуну «идиотов». По замыслу идеолога движения Стоффера (а им мог быть и сам Триер в молодости), имитируя психические расстройства (идиотизм, олигофрению, умственную отсталость), герои фильма должны раскрепоститься настолько, чтобы, в конце концов, обрести что-то вроде «истинной свободы». Оказываясь в людных местах, они, играя в свою игру, проверяли не только себя (смогут ли), но и зрителей – насколько те толерантны, насколько великодушны к убогим соотечественникам.

Кстати, и денежку они на этой игре рубили. В кафе, не расплатившись, уходили дёрганой походкой Дауна. А как его, такого, остановишь! Но главное, что меня особенно впечатлило – на Рождество продавали ребята свои поделки. Уродливые сувениры, сделанные из какого-то хлама, продавались за большие деньги гражданам в качестве благотворительной акции в пользу убогих. Убогие тут же и сидели в колясках и корчили счастливые рожи! Ну, как тут опять не помянуть «Кучу мусора» в музее Гуггенхайма и слоган Триера: «Ты тоже идиот. Не сомневайся!». Так уже и не сомневаемся…

Лидер движения, который поначалу настаивает на равноправии,  незаметно становится тираном. Долгожданного освобождения не происходит – напротив, члены коммуны лишь сильнее замыкаются в себе. Выясняется, что у некоторых участников есть вполне реальные психические расстройства, от которых не избавиться игрой. Не удается решить и проблемы экзистенциального характера. Короче, сама жизнь вмешивается, которая и расставляет все точки над «i». У них.
 
А у нас? Что происходит в реальной жизни? У нас, оказывается, всё уже давно расставлено по местам! Этими «бесами» уже всё забито. Взять хоть сегодняшнюю горячо и преданно любимую «кучу мусора» – интернет, который и есть теперь наша жизнь. Те же «прихваты» играющих в «идиотов», та же игривая наглость, переходящая в фобию. И вершина и смысл этих игр – фейки. А по-русски: просто враньё, лажа, бред!

Хотите знать ВСЮ ПРАВДУ? – спрашивают они нас. Таки мы для этого и существуем! Мы – ваша новая реальность! Мы раскроем вам всю подноготную, всё, до мельчайших подробностей.  И так надурим и запутаем, что реальный мир станет фейком, а придуманный – вашей жизнью.

Но что, интернет! – это только средство доставки информации. Можно и не участвовать. А новый мир? Вся нынешняя политика – сплошная игра в «Идиотов». Раньше создавались тайные общества, писались Учения, доступные только избранным, о которых и знать никто не знал. Иллюминаты, масоны – там была выстроена своя бесовская система, своя сеть исполнителей. Об элите знали избранные. Они и творили политику, объявляли войны, убирали неугодных… и проч., и проч.

Каббала была за семью печатями! Тайное учение, в котором всё переплелось и спеленалось: и знания древних, и философия, и оккультизм и Тора (куда ж без неё?).  Кстати, вопрос на засыпку, с какого перепугу, они вдруг раскрыли Каббалу в конце XX века, что тысячелетия была наглухо закрыта? Вопрос вопросов… пришёл на смену Книге книг? Какая-то муть пошла в «государстве Датском»… не находите? Кстати, открытая Каббала сдулась, как воздушный шарик. Читал я их главную книгу Зоар…

И что же нонче, господа?.. Какие на хер, тайные общества! О чём вы? Всё просто как мычание. Вспомните великую и несравненную Псаки! Фейк узаконен. ФЕЙК – стал религией и образом жизни. Фейки, фрики, лайки, Псаки! – вот она новая музЫка.

«Ты убил кассира!», (если кто помнит жванецкий юмор нашей молодости). Главное, глаза округлить и громко кричать. Все СМИ теперь этим занимаются. Игра в «Идиотов» завораживает. «Ты зачем убил Скрипаля!». «Я?.. да я… да мне…». «А президента Трампа, зачем выбрал?». А Харви Вайнштейн – главный маньяк Голливуда! Что дурачок, попался в жернова своих же девок, которых сам и выпестовал.

Всё паря, тебя купили как пацана. Ты – в Игре. Ты уже зашёл на их территорию, и… – оправдываешься, дурачок, строя доказательную базу: не мог я убить! и на выборы не мог повлиять! и бабы ко мне сами пришли. Да, кто ж тебя, дурачка, слушает! Тебя и не замечают вовсе. Сам ты не нужен, разве только твой лепет. Ты затрачиваешь энергию, а твоя энергия нужна бесам для подпитки. Чтобы жить, чтобы чморить тебя далее…

А потом ты и сам отдаёшь им СВОЮ территорию. И сам зазываешь туда бесов. Уж лет шесть устраивают у нас дикие по своей нелепости ток шоу. На них приглашаются открытые враги твои, которые на голубом глазу поливают грязью и тебя, и твою систему ценностей, и всё, что свято для тебя. Ты им ещё приплачиваешь, и охраняешь от гнева народного. И показываешь по телеку на всю страну, как некие образования под кодовым названием «Ковтун» или «Янина» – с улыбочкой «победителя» чморят твою великую державу. И всё это называется «свобода слова»…

Общество вывернулось наизнанку. Дозволено теперь всё. Даже то, чего невозможно исполнить – и то дозволено! А главное, как в набившем оскомину «Доме 2», всё открыто, всё под лупу – нет теперь Таинства отношений. Любовь на площади под объективом тысячи глаз! – вот она, её Величество, ГОЛАЯ ПРАВДА. Вот оно – Его Величество ДОЗВОЛЕНО ВСЁ. Смотрите на наше обнажённое тело, к тому же – вывернутое наизнанку!

Конечно, от безысходности и скуки на что только не пойдёшь! В какие омуты не кинешься. Экскременты рода людского (по-простому – говно) повылазили из всех щелей и стали предметом искусства и даже почитания! Тут и ненависть к здравому смыслу, и гендерная шиза и феминистская ересь, и ювенальный мрак. И пещерный нацизм как высшее проявление свободы, то бишь либерализма. И вся эта мерзость разлилась огромным мусорным пластмассовым островом в океане. Видели такую хрень, величиной с Францию? Теперь это по телеку показывают, и говорят, что копец настал. Колеблется в мироздании порождение цивилизации…

Ну вот, и закольцевалась проблемка. Вот и докопались мы до великого посыла сего шедевра. КУЧА МУСОРА теперь наше ВСЁ. Пушкин, мог такое предположить? Ты, Пушкин – наше всё. Ещё вчера был. Чего молчишь? Впрочем, я знаю, что ты скажешь. Какой мир – такие и шедевры…

Да, да, да, и я про то! И что, брат Пушкин, пофилософствуем? Как считаешь, выходит, всё дело в прогрессе? Как говаривал мой папашка, загадочно улыбаясь: «человечество должно поставить золотой памятник АТОМНОЙ БОМБЕ!». Если бы не бомба – говорил мне участник Второй Моровой войны  – давно бы началась Третья Мировая. А раз её нет, но по всем законам, должна быть, то на наших глазах и случается такая вот метаморфоза. Люди под гнётом МИРНЫХ ДНЕЙ задыхаются. Их бьёт неврастения нерастраченной энергии. И они становятся монстрами. И бесами.

Поначалу мир породил супер БОМБУ, а потом, пригрёб, что на этом всё и закончится. И, не желая умирать сразу и всем вместе – этот же мир породил людей-тварей, убивающих мир постепенно. Псаки рассказывающая байки. Фрики делающие фейки. Мир стал пластмассовым – придуманной и ненужной КУЧЕЙ МУСОРА.

Да, уж, что уж – философия, однако. Причём, чисто моя – ОЛУХООБРАЗНАЯ.

Вот и вспомним здесь мою теорию Надприродного Сознания. В данном случае, важен сам принцип НАД – принцип нагромождения. Назовём это просто: засерание всего и вся. У бесов сознание многослойное. Мозг слоёный, как торт Наполеон, когда над одной мыслишкой – другая тут же образовывается, а над ней третья и многие прочие. То есть мозг у беса извилист и провокационен.

Чтобы Великую Победу в Отечественной войне назвать победобесием – нужно сознание твари и чёрную душонку беса. Всё теперь смещено, всё дозволено. И бессовестно всё.

Надо бы писать: беЗсовестено, а то получается бес-совестный. Совестливый бес. Вот, вот – у них всё двусмысленно, и не просто. Это ж только божьи олухи мыслят просто и прямо (и глазками хлопают), а у беса – всегда многоходовая конструкция. Он должен мутить сознание, чтобы не только надуть, но и просто существовать. Это его среда обитания.

Вот и подвёл я к главной мысли своего романа. Будьте Олухами. Ну, хоть чуть-чуть. Будьте как дети, как птахи божьи. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их». А это уже Христос – Олух всех олухов. Вот так-то. Что старые бесы, что новые – разницы никакой. Без Христа их не осилить, не победить.

Ладно. Закончу философствование ещё одной светлой мыслью Олуха. Жить скоро станет возможно только в России. Всё по той же логике. У нас нет такой роскоши, как МИРНЫЕ ДНИ. Поэтому и загнивания не происходит. У нас вечный кризис, а значит – и вечное очищение. Здесь все воюют со всеми. С миром, с самими собой, да и внешний мир не даёт расслабиться.

У нас, если кто не помнит, идет вечная Гражданская война. Белые воюют с Красными, староверы с попами, коммунисты с капиталистами, ну, а русские либералы (а это некое образование, нигде более не встречаемое)  – со всеми подряд. Зато с Олухами у нас полный порядок.

Так что – вперёд Россия!  У тебя всё получится.