Средство от бессоницы. Глава 7

Геннадий Васильевич Есин
Подробнейшее описание величайшего алхимического открытия
     В стеклянную реторту я внёс четыре унции чистой ртути. Она была получена из киновари. Я не стану здесь приводить способ очистки последней, дабы не злоупотреблять читательским терпением. Позволю только напомнить, что все металлы произошли из ртути и серы, а разница в их свойствах и внешнем виде определяется комбинацией семи основных элементов, коими являются огонь, воздух, вода, земля, дерево, железо и эфир…

      Реторта находилась на огне, который я поддерживал непрерывно почти шесть часов. В течение первого часа ничего примечательного не происходило. Кипевшая ртуть находилась в состоянии непрерывного испарения, и её капельки появлялись на внутренних стенках реторты, вначале они были маленькими, но постепенно увеличивались и при достижении определённого объёма они опять падали на дно и соединялись с остальной ртутью.

      На второй час наблюдений на поверхности ртути начали появляться небольшие красные частицы, что в течение времени увеличивались в количестве и объёме. Заметив, что дальнейшее окаливание ртути ни к чёму не приводит, я потушил огонь и дал реторте остыть. Объём воздуха в реторте до опыта был равен примерно пятидесяти кубическим дюймам. По окончанию опыта произошло его уменьшение примерно на 1/6 часть. Тщательно собрав образовавшиеся на поверхности красные частицы и отделив их от жидкой ртути, на которой они плавали, я нашёл их вес равным 45 гранам[44].

      Воздух, уменьшившийся вследствие прокаливания в нем ртути, не был годен для ни дыхания, ни для горения. Введённая в него лягушка умерла в короткое время, горящие же предметы потухали в одно мгновение, как если бы их помещали в воду.

      Взяв все 45 гранов, полученного красного вещества, я поместил его в другую маленькую стеклянную реторту, к которой был подсоединён сконструированный мною особый прибор, предназначенный для приема воздухообразных и жидких продуктов. Поместив реторту на огонь, я заметил, что, по мере того, как красное вещество нагревалось, его цвет становился всё более и более интенсивным. Когда реторта накалилась окончательно, красное вещество начало уменьшаться в объеме и через некоторое время совершенно исчезло. В то же время в приёмнике собралось 41 и ; грана жидкой ртути, а под колоколом 7-8 кубических дюймов упругой жидкости, способной поддерживать горения и дыхание, гораздо более, чем обыкновенный воздух. В испарениях сей жидкости свеча сгорала быстрее, сами по себе ярко вспыхивали и сгорали кусочки угля и железные проволочки… Я вдохнул пары полученной жидкости, и меня охватила настоящая эйфория, я перестал чувствовать тело, захотелось взлететь. Я безудержно хохотал. Всё вокруг смешило без видимых причин. Я назвал этот газ Живительным Воздухом[45].

***

      Пришла зима. Мне надо было срочно ехать в Берн, чтобы пополнить реактивы и купить необходимые припасы. Я отправился в путь, препоручив дом и слугу Ханса попечению отца Жозефа, которому я оставил свой прекрасный теплый серый плащ с капюшоном. Должен заметить, что зимы в Швейцарии необычайно суровые, а мой фламандский плащ был ещё и утеплён зелёной фланелевой подкладкой. Особенно удобными были боковые прорези, позволявшие при сильных холодах прятать руки вовнутрь. Этот плащ в некотором роде был предметом моей гордости, ничего похожего не было ни у одного из жителей Сарна.

      Я вернулся домой через девять дней. Обрадованный моим скорым возвращением, Ханс рассказал новость, потрясшую меня до глубины души. Через три дня после моего отъезда сарненские пастухи, спустившись за упавшей овцой, у одной из пещер нашли труп отца Жозефа. В спине у него торчал обыкновенный кухонный нож. Но самое ужасное было обнаружено в пещере. Ханс сам ходил смотреть - настоящая преисподняя. Люди шептались, что именно там отец Жозеф пил кровь невинных младенцев и общался с самим дьяволом…

      Псам Святой Инквизиции понадобилось не боле шести месяцев, чтобы найти меня.

***
[44] Старая аптекарская мера веса. Один гран равнялся примерно 64,8 мг.

[45] Таким образом, впервые был выделен и открыт кислород.