Средство от бессоницы. Глава 6

Геннадий Васильевич Есин
К месту приведу проверенный способ борьбы с потливостью ног. Эти знания будут весьма полезны для много путешествующих, да и всем прочим рекомендую. Три унции травы хвощ кипятить в трёх четвертях пинты воды около получаса, а полученный отвар применять для ножных ванн.

      Парусно-гребная баржа медленно тащилась вверх по течению Рейна…

       А я пока поведаю прелюбопытную историю, непосредственным участником коей был мой незабвенный учитель фехтования. Во время войны во Франции[42] небольшой отряд немецких ландскнехтов[43] забрёл на ночёвку в маленькую деревушку неподалеку от Кресси. Но необразованные вилланы не пожелали, чтобы их ночью защищали их от англичан, которых в этих краях отродясь не видали. В результате возникших разногласий часть прижимистых жаков была перебита, а остальные позорно бежали. В азарте солдаты чуть было не спалили дотла и саму деревеньку, но вовремя спохватились. Дело было к ночи, а спать под открытым небом им не хотелось… Если опустить некоторые не совсем приличные подробности, то далеко за полночь, утомившиеся бравые вояки заснули, где кого сморила усталость.

      А перед рассветом началась кровавая резня. Не имевшие представления о рыцарском кодексе и о правилах ведения боя недобитые жители бывшей деревни напали именно перед рассветом, когда сон особенно сладок. Они резали глотки серпами, молотили крепкие немецкие головы цепами и насаживали видавших виды воинов на вилы, словно пласты весеннего сена. Из всего отряда только одному Карлу и удалось спастись. Случайно подвернувшийся конь, вынес раненого германца из самой гущи кровавой бойни… На следующий день бургундский коновал, лучковой пилой отпилил ему левую кисть. Потом, уже в Париже в уличной схватке Карл выручил герцога Вильгельма, и тот приютил ветерана, изредка упражняясь на нём в искусстве фехтования…

     Я добрался до Швейцарии… Двести лет назад три лесных кантона Швиц, Ури и Унтервальден, начали длительную войну за право стать свободными и нищими, и вот, на территории древнеримской Реции появилась новая страна. В ней уживались немцы, французы, итальянцы и потомки древних римлян, говоривших на скверной латыни. Швейцарцы так и не поняли, что же им делать с долгожданной свободой? За прошедшие две сотни они научились, разве что воевать. Вот и разбрелись швейцарские наёмники по всей Европе. Они охраняли французских королей, служили в гвардии римского папы и предлагали свои услуги любому, кто был готов заплатить.

     Я поселился в горной деревушке Сарн, на берегу речки Ааре. Упомяну, что мой покровитель и благодетель ссудил меня толикой денег, и на герцогские гульдены я нанял слугу и довольно приличный дом рядом с церковью.

     Пришло время привести в порядок и собственные дела. За последующий месяц, по памяти я восстановил часть фолианта древнегреческого мудреца, написав греческие слова по-испански.

     Тебе, мой терпеливый читатель, поясню: если баскское слово написать по-арабски, то прочитать его сможет любой магрибский мавр, а поймёт - только баск, знающий арабскую грамматику!

      Мой род занятий и уединённый образ жизни, не привлекли внимание местных жителей. При редких встречах они кланялись первыми, приветливо приподнимая шляпы. Я обитал одиноко, но, живя в обществе нельзя быть свободным от оного, и потому пастор местной протестантской церкви, отец Жозеф, навещал меня запросто, по-соседски. Он был уверен, что я обуян духом протестантизма и потому был вынужден бежать из деспотической Испании в поистине свободную страну. Я не разубеждал пылкого пастора, и мы проводили время в философских беседах и богословских диспутах. Мне приходилось выслушивать пространные лекции о сложности иерархической лестницы католической церкви, об алчности и продажности папского духовенства. Отец Жозеф безоговорочно осуждал целибат и монашество, с пеной у рта опровергал культы икон, ангелов и святых, а из всех таинств он, как и всякий истинный протестант, признавал только два: крещение и причастие.

      Кроме выслушивания проповедей многословного пастора я много гулял по окрестностям. У этих прогулок была и практическая цель. В предгорьях Альп мне удалось обнаружить довольно утаённую пещеру, в которой я оборудовал свою лабораторию. Веротерпимость, безусловно, положительная черта швейцарцев, но, во-первых, я хотел сохранить в тайне свои изыскания, а во-вторых, был уверен, что и здесь существует нечто вроде инквизиции, только на протестантский лад.

      Опыты по получению монет, в виду их сложности, я решил не проводить, а появление у меня золотого песка я мог легко пояснить добычей оного в одном из горных ручьёв.

      Работы начались и, совершенно случайно, мне довелось совершить величайшее открытие. Ниже я приведу его полное и подробное описание. Хочу отметить, подобное великое открытие ещё никогда не становилось достоянием гласности, и, искушённый в алхимии читатель (коль таковой попадется) по достоинству оценит тот неоценимый вклад, внесённый мной в эту серьезную и достойную науку…

***
[42] Серия военных конфликтов (первый (Эдвардианская война) продолжался в 1337—1360, второй (Каролингская война) - в 1369—1389, третий (Ланкастерская война) - в 1415—1429, четвёртый - в 1429—1453), продолжавшихся с перерывами 116 лет (англ. Hundred Years War, фр. Guerre de Cent Ans). Термин «Столетняя война» как обобщающий, появился значительно позднее. Начавшись с династического конфликта, война приобрела национальный оттенок в связи с оформлением английской и французской наций. Поводом явились притязания на французский престол английской королевской династии Плантагенетов, стремящейся вернуть территории на континенте, ранее принадлежавшие английским королям. За это время население Франции сократилось на две трети. Несмотря на начальные успехи, Англия так и не добилась своих целей. На континенте у неё остался только порт Кале, который она удерживала до 1558 года.

[43] Ландскнехты – немецкая наемная пехота в XV-XVII веках.