Актер Игорь Олегович Горбачёв первая часть

Борис Пономарев 3
Актер Игорь Олегович Горбачёв (первая часть)

В самом начале своего нового повествования хочу проинформировать читателей о том, что Игорь Олегович Горбачёв не имел никаких родственных связей с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым. Они были однофамильцами, только и всего.

Мое первое знакомство с творчеством этого знаменитого впоследствии актера состоялось в далеком 1953 году, когда на экраны Советского Союза вышел новый кинофильм «Ревизор», поставленный на киностудии «Мосфильм» режиссером Владимиром Михайловичем Петровым по одноименной комедии Николая Васильевича Гоголя, в котором И.О.Горбачёв невероятно ярко, нетрадиционно, сыграл роль Ивана Александровича Хлестакова, чиновника из Петербурга. Эту первую в его жизни крупную роль в кинематографе он получил, несмотря на то, что у него не было профессионального актерского образования, по той причине, что с огромным успехом сыграл ее годом ранее на сцене Студенческого театра ЛГУ, за исполнение которой он получил главный приз на Всесоюзном конкурсе-смотре самодеятельных театров. Кроме того, на такой выбор режиссера повлияла появившаяся тогда статья в газете «Советское искусство» Народного артиста СССР Николая Афанасьевича Светловидова, в которой этот знаменитый актер театра и кино, театральный режиссер, лауреат двух Сталинских премий первой степени, двадцать пять лет игравший роль Хлестакова на театральной сцене, высоко оценил ее исполнение И.О.Горбачёвым в Студенческом театре. 

Я получил тогда колоссальное удовольствие от исполнения этой роли обаятельным Игорем Олеговичем. По моему личному мнению, я был не единственным человеком, на которого так подействовала прекрасная актерская игра И.О.Горбачева. Когда я в 1953 году услышал по радио (в моем родном Ташкенте, в котором я родился еще в довоенном 1938 году и живу до сих пор, тогда еще не было телевидения) в исполнении Аркадия Исааковича Райкина «Монолог современного Хлестакова» из нового спектакля Ленинградского театра миниатюр «Смеяться, право, не грешно», у меня сразу возникло стойкое мнение (и я уверен в этом до сих пор, хотя с того времени прошло уже более 70 лет), что на создание данного монолога ее автора, знаменитого писателя-сатирика, драматурга и сценариста Владимира Соломоновича Полякова, подвигла не столько первооснова Н.В.Гоголя, сколько вдохновенное исполнение роли Хлестакова Игорем Олеговичем Горбачёвым. А много десятилетий спустя, выдающийся литературовед, специалист в области истории русской литературы, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Николай Николаевич Скатов заявил, что Хлестаков в исполнении И.О.Горбачёва является лучшим Хлестаковым ХХ века.

Будущий Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, обладатель многих государственных наград, лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, выдающийся актер театра и кино И.О.Горбачёв родился 20 октября 1927 года в Ленинграде, в семье Олега Борисовича и Веры Андреевны Горбачёвых. Оба родителя имели дворянское происхождение. Отец Олега Борисовича служил в Лейб-гвардии Казачьем Его Величества полку в чине есаула (насколько я могу судить, этот казачий офицерский чин был равен в царской армии ротмистру в кавалерии или капитану в пехоте, а в данное время в российской армии соответствует общевойсковому званию майор), а сам О.Б.Горбачёв был инженером-строителем. Вера Андреевна Горбачёва являлась выпускницей Смольного института благородных девиц, преподавала немецкий и французский языки. Игорь Олегович считал, что его увлечение актерским ремеслом появилось под влиянием матери, завзятой театралки. Именно она привела восьмилетнего Игоря в театральный кружок Дома пионеров и школьников Петроградского района, а в одиннадцатилетнем возрасте он уже играл Принца в спектакле «Принц и нищий», поставленном по одноименному и первому историческому роману Марка Твена.  

Игорь Горбачев в 1934 году поступил учиться в школу №9, а после окончания 6-го класса, оставшись в блокадном Ленинграде, получил дистрофию в тяжелой форме. В 1942 году семью эвакуировали в Красноуральск. В родной город Горбачевы вернулись в 1944 году. В 1945 году Игорь окончил среднюю школу и поступил учиться на факультет философии Ленинградского государственного университета (ЛГУ), где проучился три года. В 1948 году перешел на учебу в Ленинградский театральный институт имени А.Н.Островского, который окончил в 1952 году.

Когда его спросили о том, почему он перешел из ЛГУ в театральный институт, хотя о профессии актера даже не мечтал, он ответил: «Я думал, что всю жизнь пробуду в любителях, и не помышлял, что стану профессионалом. А потом все изменила роль Хлестакова. Это она подтолкнула меня поменять университет на театральный институт». Тем не менее, Игорь Олегович всегда с признанием вспоминал годы учебы в ЛГУ: «Мы получали не профессию, а высшее гуманитарное образование. Настолько велика у изголодавшихся, опаленных войной людей была жажда интеллектуального возрождения, и Ленинградский университет, с его традициями могучей петербургской культуры, дал нам в этом смысле очень много».

Еще будучи студентом театрального института, он был принят в труппу прославленного БДТ. Он так вспоминал об этом периоде своей жизни: «Первым спектаклем, на который меня и позвали, стала «Яблоневая ветка», роль моряка. Потом был замечательный романтический спектакль «Рюи Блаз» по Гюго, и самая лучшая моя работа — Дон Сезар де Базан. Мне было очень хорошо в БДТ. Замечательный театр, замечательные артисты. Я прослужил там три года. Но Пушкинский театр предложил мне роль Ведерникова. И ради нее я ушел. Так что остальные 53 года — в этом театре». 

Во время работы в БДТ у него была еще одна чрезвычайно успешная роль, принесшая ему много радости: образ матроса Шванди в спектакле, поставленном в 1951 году главным режиссером театра Иваном Семёновичем Ефремовым по одноименной пьесе Константина Андреевича Тренёва. На сцене БДТ эту роль играли Виталий Павлович Полицеймако и Ефим Захарович Копелян. Но в 1953 году на основе этой постановки киностудией «Ленфильм» был создан одноименный фильм-спектакль, ставший одним из лидеров советского кинопроката, в котором данную роль играл уже Игорь Олегович Горбачёв, причем исполнил ее настолько эффектно и колоритно, что люди ходили в кинотеатры повторно, чтобы вновь увидеть именно Швандю в исполнении чрезвычайно талантливого И.О.Горбачёва.

А теперь вновь возвращаюсь к роли ученого Александра Николаевича Ведерникова в спектакле «Годы странствий» Ленинградского Государственного Академического Театра Драмы имени А.С.Пушкина по одноименной пьесе советского драматурга Алексея Николаевича Арбузова, поставленном режиссером Александром Александровичем Музилем, которую блестяще сыграл И.О.Горбачёв после своего перехода в этот театр из БДТ. Данная пьеса была посвящена советской молодежи в период с 1937 по 1945 год,  испытавшей на себе все превратности судьбы, чтобы в полной мере осознать высокую ответственность, лежащую на каждом человеке. Критики говорили тогда, что эта роль явилась для Игоря Олеговича переломной.

Игорю Олеговичу Горбачёву повезло во многом в Театре имени А.С.Пушкина, в том числе и в том, что ему удалось играть на его сцене вместе с такими гигантами, как Народные артисты СССР Николай Константинович Черкасов, Николай Константинович Симонов, Василий Васильевич Меркурьев, которых он бесконечно уважал и ценил. И.О.Горбачёв сыграл в этом театре бесчисленное множество ролей, прежде всего своих современников. Это были Сергей Бакланов в спектакле 1956 года по пьесе А.А.Крона «Второе дыхание», Виктор Морозов в спектакле 1958 года по пьесе «Все остается людям» С.И.Алёшина, Платов в спектакле 1961 года «Друзья и годы» по пьесе Л.Г.Зорина, летчик и писатель Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери в спектакле 1968 года по пьесе Л.А.Малюгина «Жизнь Сент-Экзюпери», и др.

Но высшим пилотажем И.О. Горбачев считал кино, где все должно быть «правдоподобнее». Крупные планы, поворот головы, даже взмах ресниц не скроется от зрителя. В течение всей своей жизни он снялся в 69 кинолентах. Первым фильмом, в котором он принял участие, был вовсе не «Ревизор» режиссера Владимира Михайловича Петрова, а «Белинский», поставленный в 1951 году на киностудии «Ленфильм» режиссером Григорием Михайловичем Козинцевым. В данном фильме Игорь Олегович исполнил роль студента.

Не все знают и о том, что Остап (Ибрагимович) Сулейман Берта Мария Бендер-бей Задунайский впервые появился на экране не в исполнении Арчила Михайловича Гомиашвили, известного актера театра и кино, а также предпринимателя, снявшегося в этой роли в комедии Леонида Иовича Гайдая «Двенадцать стульев», экранизации знаменитого одноименного романа Ильи Арнольдовича Ильфа и Евгения Петровича Петрова, созданной в 1971 году на киностудии «Мосфильм». 

Первым актером, воплотившим на экране легендарный образ  Остапа Бендера, был именно Игорь Олегович Горбачёв. Это произошло в 1966 году в процессе съемок режиссером Александром Аркадьевичем Белинским на Ленинградском телевидении телеспектакля «Двенадцать стульев» по мотивам одноименного романа И.А.Ильфа и Е.П.Петрова.

Справедливости ради следует сказать и о том, что в нашей стране первым Остапом Бендером на театральной сцене (не на экране!) был замечательный актер, Народный артист СССР Евгений Яковлевич Весник, сыгравший эту роль в спектаклях «Золотой теленок» (1956), в постановке Эммануила Борисовича Краснянского и Георгия Васильевича Зелинского, и «Двенадцать стульев» (1963), в постановке Эраста Павловича Гарина и его супруги Хеси Александровны Локшиной, в Московском академическом театре Сатиры. Эти спектакли Театра Сатиры с огромным успехом шли как на его московской сцене, так и в процессе гастролей во многих городах Советского Союза. Евгений Яковлевич выходил на сцену в роли Бендера более 600 раз.

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев