Тевтонский или лютеранский крест?!

Михаил Палецкий
В конце 90-х годов и начало нового ХХ1 века Германия произвела раскопки на территории бывшего ссср и вывезла останки захоронений своих солдат на родину. Много «праха» было потревожено под Харьковом и в райцентрах смежных областей. И почти никто даже не знал о таких захоронениях! Помню, во время командировки в Глухов обратил внимание: в центральном парке, где летняя танцплощадка и памятник Пушкину, кое-где, наряду с густой травой, какие-то круги, и поменьше, и на них трава не растёт. Спросил у местных жителей, и получил обстоятельный ответ: Германия раскопала своё воинское кладбище, натрусили после вскрытия гробов. Захоронение было произведено на небольшой глубине (где-то около метр-полтора) и выкопали тысячу или больше «ящиков». Удивительно, что гробы уцелели, были чем-то пропитаны, а то, что в них — истлело. Руководил раскопками какой-то немец и работы проводились только до захода солнца. Хорошо платили. Всё, что осталось в «ящиках»: череп, кости, медальоны, истлевшие ремни, останки одежды и обуви, и другое, помещалось в целлофановый мешок и опечатывалось немцем, строго по каждому вскрытому «ящику». Затем отправлялось в Германию для перезахоронения.

Во время Второй мировой войны Глухов был оккупирован немецкой армией с 9 сентября 1941 года по 30 августа 1943 года.

Кладбище возникло в годы оккупации и находилось в центре города Глухова с памятником: на ступенчатом железном основании и пьедестале большой тевтонский крест. Возможно, был установлен простой прямоугольный «лютеранский» крест, а не «треугольно загнутый». Может быть, германская фотохроника тех лет и сохранила его в первозданном виде?! Кто знает.

После окончания войны германское воинское кладбище было снесено, их крест с памятника удален, однако с сохранением ступенчатого железного основания и  постамента, и образован парк с летней танцплощадкой и памятником Пушкину, установленном вместо креста на металлическом, «германском», основании с пьедесталом.

Посетил местный краезнавческий музей. В углу комнаты – демонстрационного зала, – интересный экспонат: простой деревянный, берёзовый крест с табличкой «Schneider» с годами жизни. По годам определил: совсем молодой человек, погибший в конце оккупации Глухова. В книге Гашека упоминается политический сыщик Шнейдер, разорванный своими собаками. Почему такое совпадение фамилий? Наверное, отпрыск древнего тевтонского рода и погиб потому, что за ним «охотились», — таково было моё предположение.

Уже потом, через несколько лет, прочитал в книге воспоминаний Гудериана на английском языке, что его танковая группировка на пути в Москву 1941 года понесла значительный урон под Глуховым, нанесенный курсантами Харьковского военного училища, установившими радиоуправляемые мины.