В традициях русской реставрационной школы Часть 3

Ольга Постникова 1
 
      В продолжение публикаций, посвященных замечательному архитектору-
    реставратору Борису Львовичу Альтшуллеру помещаю здесь его творческую
    биографию, написанную его коллегой и другом профессором Сергеем Сергеевичем Подъяпольским.

   На фотографии - памятник архитектуры 17 века Церковь Николы в Пыжах,
реставрацией которой Альтшуллер занимался с середины 1950-х годов до конца 90-х, а я работала в качестве технолога-реставратора под его руководством с 1976 года.


                С.С.Подъяпольский
               В традициях русской реставрационной школы

       Борис Львович Альтшуллер, известный реставратор, родился в 1926 году, а профессиональная его деятельность началась в 1949-м в Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры (кстати, в этом учреждении, неоднократно менявшем название и ведомственную подчиненность, он трудился до конца своей жизни). Реставрационное дело тогда активно возрождалось и в ряды энтузиастов-реставраторов влилось немало выпускников архитектур¬ных вузов, не обладавших, к сожалению, необходимыми знаниями и опытом. Тогда в стенах мастерской и появились специалисты, подвизавшиеся в этой области еще в 1920-е годы: П.Д.Барановский, Д.П.Сухов, Н.Н.Соболев, Л.А.Давид. Развивая традиции русской реставрационной школы рубежа XIX—XX веков, архитектурную археологию здесь считали основой профессии. Одним из самых заметных последо¬вателей этой школы и стал Борис Львович Альтшуллер. Сначала он входил в авторский коллектив под руководством Л.А.Давида, но очень скоро сам возглавил исследования и реставрацию ответственных объектов.
    
     Б.Л. Альтшуллер не был сторонником крайних пуристических взглядов на реставрацию, сводящих ее только к сохранению памятника. Он признавал необходимость освобождения архитектурного произведения от уродующих его бессмысленных наслоений, приобретенных в разное время, и не избегал восстановления утраченных элементов, помогающих раскрыть его особенности. Но категорически исключал реставрационный произвол - различные дополнения и "улучшения", нарисованные фантазией архитектора. В основе работы Б.Л. Альтшуллера всегда лежало исчерпывающее исследование. Он допускал восстановление утраченного облика памятника или какой-либо его части на строго документальной основе; уделял огромное внимание не только научно-проектной работе, но и процессу ее воплощения.
      
      На протяжении всей жизни Борис Львович проявлял интерес к историческому наследию различных периодов и определенных стилистических направлений. Поначалу это были московские узорочные храмы второй половины XVII века. Его первой самостоятельной работой стала реставрация церкви Николы в Пыжах на Большой Ордынке, богатая и изысканная декорация которой дошла до нас далеко не полностью. По остаткам в кладке многое из утрачен¬ного было восстановлено с большой точностью, особенно убранство алтарных апсид. Однако там, где при поздних переделках характерные черты оказались уничтоженными (в трапезной, перестроенной в XIX веке), от реставрации пришлось воздержаться.

      Особенно много энергии и труда вложил Борис Львович в возрождение одного из лучших произведений московской архитектуры XVII в¬ка - церкви  преподобного Сергия Радонежско¬го в подмосковном селе Комягине. Пришедший в упадок храм, некогда отличавшийся живописностью композиции, разнообразием и изяществом кирпичного убранства, красотой полихромного черепичного покрытия глав, был буквально спасен им от гибели.

     Другая тема научно-творческой деятельности Б.Л. Альтшуллера связана с памятниками раннемосковского зодчества: конца XIV - начала XV века. До недавнего времени представление о таковых было связано исключительно с тремя сооружениями - соборами Успения на Городке, Троицким в Троице-Сергиевой лавре и Рождественским в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде. Исследования реставратора, в частности участие в авторском коллективе, проведшем полномасштабную реставрацию Спасского собора Андроникова монастыря в Москве, позволили намного расширить познания об этом периоде.
 
     Значительный результат дали исследования практически забытой Никольской церкви в селе Каменском Нарофоминского района. Сложенный в нерегулярной белокаменной кладке с отдельными тщательно вытесанными деталями, храм этот необычен и в типологическом отношении. Его внутренние столбы вплотную прислонены к углам помещения, а арки имеют параболическое очертание и сильно наклонены к середине. Наиболее близкие аналогии этой конструкции известны не в русской, а в средневековой болгарской архитектуре. В процессе реставрации выявились остатки скромного, но характерного для обозначенного времени убранства - профилированного цоколя и портала. Они-то и позволили утверждать, что церковь имела покрытие по кокошникам. Однако детальная реконструкция храма оказалась невозможной - лишь укрепили разваливающееся здание и восстановили декоративные элементы, достаточно для этого сохранившиеся.

     Б.Л. Альтшуллер выдвинул ряд веских аргументов в пользу того, что церковь была возведена не в XV веке, как это принято было считать, а в конце XIV. Вместе с археологом М.Х. Алешковским он начал искать остатки сходных храмов в древних подмосковных городах. Его догадка о распространенности такого типа сооружений получила блестящее подтверждение: три храма аналогичной конструкции и строительной техники были обнаружены в Коломне (давно разрушенные церкви Старо-Голутвина и Бобренева монастырей и нижние части существующей церкви Иоанна Предтечи на Городище). Оказалось, что к тому же типу относился и Благовещенский собор Московского Кремля в редакции XIV века.

     Эти открытия позволили не только значительно расширить круг известных нам построек раннемосковского зодчества, но и дали исследователям дополнительный материал для суждения о генезисе его форм, в частности о связях со строительной традицией Балкан. Все это легло в основу целой серии научных статей и диссертации Б.Л. Альтшуллера.

     Много лет посвятил Борис Львович реставрации церкви Рождества Богородицы в волжском селе Городня неподалеку от Твери. Основная часть сильно перестроенного храма датируется XIV-XV веками. О средневековой архитектуре Тверского княжества нам неизвестно почти ничего, поэтому сохранившиеся детали убранства здания, поражающие декоративным своеобразием, особенно ценны. Стало очевидно, что здесь можно проводить лишь фрагментарную реставрацию, что необходимо все документировать безукоризненно. Укрепление, раскрытия, минимальные, но очень эффективные по результатам дополнения архитектурных деталей (в основном порталов), тщательная реставрация более поздних трапезной и колокольни - проводились в сложных условиях действующего храма, но зато при полном взаимопонимании между церковной общиной и реставраторами. На сегодняшний день этот памятник остается уникальным свидетельством художественной культуры тверских строителей в древности.

    С огромным интересом относился Борис Львович и к памятникам рубежа XV и XVI веков, связанным с именем Бориса Годунова и отличающимся изысканной гармоничностью. Ему довелось реставрировать лишь одно подобное сооружение, но едва ли не самое совершенное - церковь Троицы в бывшей вотчине Годунова - подмосковном селе Хорошево, ныне вошедшем в черту Москвы. Под поздней куполообразной крышей сохранились остатки пяти ярусов пирамидально размещенных кокошников - исключи¬тельное по богатству и стройности венчание храма. Завершения двух симметрично поставленных приделов более просты. Формы всех этих эффектных элементов архитектурной композиции легко удалось восстановить по остаткам. Значительно сложнее было реставрировать порталы, подвергшиеся безжалостной растеске, и окружающие церковь более поздние галереи.

     С еще одной трудностью справиться реставратору так и не удалось. В центры кокошников были вмурованы расписные фаянсовые блюда, от которых сохранились лишь отпечатки. Одно из блюд хранится в Музее истории г. Москвы - оно было изъято из кладки известным историком русского искусства М.А.Ильиным. Б.Л. Альтшуллеру удалось найти остатки еще одного блюда. Они различаются: одно полихромное, другое - с синим рисунком по белому фону, но оба датируются XVI веком и имеют одинаковое происхождение. Подобных фаянсовых изделий из мастерской турецкого города Изника много в коллекциях различных музеев мира. Борис Львович мечтал выполнить копии блюд по имеющимся в музеях образцам и установить их в кокошники, чтобы возвратить памятнику утраченную декоративную выразительность. Однако ему так и не удалось осуществить свой замысел. Остается надеяться, что это сделают его последователи и ученики.

     Несколько лет под руководством Б.Л. Альтшуллера велось восстановление замечательного шатрового храма в государевом селе Остров. Несмотря на то, что изображения этой церкви вошли во все классические труды по истории русского зодчества, многие вопросы, связан¬ные с происхождением памятника, его точной датировкой, до сих пор неясны. Реставрационные исследования дали ответы на многие вопросы. Восстановлены растесанные окна, в частности у алтарных апсид, главки вокруг основания шатра, что внесло существенный штрих в образное восприятие памятника (венец маленьких главок вокруг шатра был характерен для столпообразных храмов XVI века, существовали они некогда и у храма Василия Блаженного). Вместе с тем, проводившиеся при исследовании раскопки внутри храма выявили следы очень сложной начальной строительной истории памятника, требующие продуманной интерпретации. Практически завершив начатую реставрацию, Борис Львович не успел обобщить и опубликовать найденный материал, лишь однажды изложив его в устном докладе на научной сессии, посвященной памяти П.А. Раппопорта.

     Среди памятников, реставрированных Б.Л. Альтшуллером или под его руководством, церкви XVI века в Тверской области: Рождества Богородицы в Иванишах (совместно с И.И. Кроленко), Смоленская в Кушалине (совместно с И.В.Калугиной и И.И. Кроленко). К сожалению, так и не было завершено восстановление усадьбы Раек, связанной с именем Н.А.Львова.

     Возглавляемая Альтшуллером группа провела большую работу по подготовке реставрации комплекса усадьбы Суханово. Там его особенно привлекал выстроенный по проекту Д.Жилярди мавзолей, искаженный в 1930-е годы, которому Борис Львович хотел вернуть прежний облик, удалив поздние пристройки и восстановив сломанную колоннаду с колокольней.

     Особняком стоит работа реставратора по консервации античных сооружений: Пританея в Керчи (с частичным анастилозом - возвращением на место подлинных фрагментов), проведенная им совместно с инженерами Г.Б.Бессо¬новым и Н.А.Каревым, технологом О.Н.Постниковой, а также в Херсонесе (Севастополь) и крепости Балчик (Болгария, совместно с О.Н.Постниковой). В последние годы Б.Л. Альтшуллер был главным научным консультантом по реставрации древних каменных сооружений в Ленинградской области.

     Уже в конце жизни Борису Львовичу было суждено вернуться к одному из наиболее интересных объектов, которым он занимался еще в 1960-е годы. При строительстве Дворца съездов в Московском Кремле были снесены старые сооружения и потребовалось срочно привести в порядок фасады памятников, обнажившиеся после удаления соседних зданий. Альтшуллер провел цикл работ по исследованию и фрагментарной рес¬таврации входящей в состав Большого Кремлев¬ского дворца церкви Екатерины и обследовал раскрытые строителями старые подвалы под Теремным дворцом, принадлежащие зданию времен Ивана III (рубеж XV—XVI веков). Однако тогда реставраторов вскоре от работ отстранили, часть сводов древнего дворца пошла на слом без фиксации - для устройства лифтов.

    Начатое изучение одного из важнейших памятников Кремля удалось продолжить только в 1990-е годы, во время реставрации Большого Кремлевского дворца. Кроме воссоздания убранства Александровского и Андреевского залов, были подвергнуты реконструкции и хозяйственные помещения комплекса (часть их датируется рубежом  XV—XVI веков). Реставраторы под руководством Б.Л. Альтшуллера, как говорится, на голом энтузиазме решили планомерно исследовать остатки дворца Ивана III и Василия III. А вскоре работа была введена в организационные рамки. Главным ее результатом стало получение огромного исследовательского материала, позволяющего провести обоснованную реконструкцию многих давно утраченных архитектурных форм памятника: выяснена планировочная структура северного жилого крыла дворца, найдены остатки большей части проемов и элементов их декорации, доказано существование ренессансных кессонированных потолков, реконструированы формы арочной галереи, проходившей со стороны внутреннего двора. Эта работа для Бориса Львовича Альтшуллера стала последней. Он ушел из жизни 28 октября 1998 года, когда исследование было фактически завершено, передав эстафету своим ученикам.

Опубликовано: Архитектура и строительство, №4, 2001. С.19 - 25