Короеды...

Самоилас Лорманас 2
(не придуманная история).
Вся моя официальная трудовая деятельность связана с обработкой древесины. Проф тех краснодеревщиков, Бобруйский лесотехнический техникум, Ленинградская лесотехническая Академия, дали возможность познать многое, связанное с переработкой древесины, изготовления мебели, организации производств по изготовлению мебели, столярных изделий, И на пути от столяра до начальника цеха, производства и главного технолога встречалось всякое. Работая на Мебельном комбинате ВИЛЬНЮС, я не редко заходил в цех машинной обработки N-1 и любовался работой токаря по дереву. Уже тогда желание научиться работать на токарном станке часто посещало меня и гораздо позже, такой случай мне представился. В прошлом году настольный токарный станок я купил в магазине. Обучение шло по- разному, впрочем и продолжается. Недавно изготавливая на нём шкатулку, в заготовке, я увидел следы короеда и вспомнил историю, о которой и хочу рассказать.
Было это в 2004-2005 годах, в России, под Костромой. Меня пригласили туда, чтобы на территории бывшего мебельного комбината,- организовать деревообрабатывающее предприятие, которое будет изготавливать мебельные, столярные изделия и дома под ключ. В пред идущих главах я рассказывал об этом подробно, поэтому эту информацию повторять не имеет смысла. Остановлюсь на заготовке древесины.
Известно, что для изготовления домов из разного вида материала, (кругляк, клееный и не клеёный брус и оцилиндрованное бревно разного диаметра) необходимо много лесоматериала.
На филиале мебельного комбината, находящегося рядом с городом БУЙ, который занимался домостроением, на достаточно производительном оборудовании, перед цехом пилорам и оцилиндровки, было 18 карманов, в которых накапливались и по эскалатору шли на обработку брёвна рассортированные по диаметрам. Одновремённо на всех площадках могло находиться до 1500кубометров. Заготовки леса шли непрерывно и основные площадки, куда свозили брёвна, находились на расстоянии до 30-40 километров от комбината.
В обязанности главного технолога входил, в том числе и контроль за тем, какой по породам и качеству материал поставляют на площадки хранения. На каждой такой площадке накапливалось до 3000-5000кубов. Каждая площадка охранялась сторожами.
Однажды в 23-00 раздаётся звонок, звонит сторож одной из площадок и сообщает что он слышит, как короеды едят древесину... Сначала я не поверил ему подумав, как он может услышать Это...
Но я пообещал на утро приехать и проверить эту информацию. Его звонок встревожил меня настолько, что уснуть мне было тяжело. Утром я связался с генеральным директором и рассказал о звонке сторожа. Поезжай и сам посмотри, а потом перезвони. На другой день я пригласил мастера имеющего опыт заготовок Александра Ивановича и мы поехали на эту площадку. Надо сказать, что площадка была загружена если не максимально, то почти. Огорчению нашему, после осмотра, не было предела. Даже визуально, по небольшим кучкам мелких опилок было понятно, что надо срочно что-то делать. Возвратившись на комбинат, приглашаю на совещание всех, кто может помочь предложить дельное решение для борьбы с короедом. Хочу сделать примечание. С площадок лес возят каждый день и на домострой, и на пилорамы, а в сушилки расположенные на территории главного корпуса мебельного комбината они попадают в виде досок нужной толщины.
На совещании по предложению Александра Ивановича мы приняли решение, о котором я доложил Генеральному директору. Оно заключалось в том, что покупаем на станции БУЙ списанную, но целую цистерну –ёмкостью 60 тонн, везём на площадку лесосклада, срезаем треть её и заполняем антисептиком. Фискарс клещнями берёт пучок брёвен, окунает в цистерну с антисептиком и две-три минуты держит в растворе, а затем на подготовленную, очищенную и продезинфицированную площадку, при помощи автопогрузчиков, складывает брёвна. После обработки, кубов тридцать,- везём на пилораму, чтобы убедиться в правильности принимаемого решения.
Это предложение генеральным было одобрено и началась круглосуточная работа по спасению лесоматериала. Задействовали в этой работе, всё что могли и даже брали у соседей технику на помощь.
Помню, как стояли мы у пилорамы, когда таким способом обработанные брёвна пошли под рамные пилы, а мы мысленно молились, что бы результат был
ожидаемым. Просмотрели распил первой машины с прицепом, я с облегчением позвонил генеральному и доложил о положительном результате. Результат был таков. Поражено короедом, как правило, не более двух сантиметров древесины, учитывая и кору, а короеды во время окунания умирали. Уже позже, через месяц, закончив эту операцию на этой площадке, мы подвели итоги,- хорошо что сторож обнаружил эту беду в самом начале работы короедов. В срочном порядке я мотался на "НИВЕ", по лесозаготовительным площадкам, проверяя их на предмет короеда... С генеральным директором договорились и сторож, позвонивший о проблеме был материально поощрён.
27-04-2024год