Сказки братьев Гримм

Александр Зубенко
(Из цикла «Необъяснимые аномалии»)
********

Эта книга в красивом матовом переплёте с изумительными по красоте иллюстрациями попалась мне в руки на городской барахолке и, увидев её обложку, я вдруг вспомнил ту таинственную жуткую истории, произошедшую со мной чуть более тридцати лет назад.
Открыв титульный лист, я убедился, что был совершенно прав:
«Сказки братьев Гримм. Издательство «Эксмо». 1993 год».
Итак… зловещий призрак данного произведения в виде сборника мистических историй вновь посетил меня спустя несколько лет и уже вторично вошёл в мою жизнь.
Как же я был наивен, полагая тридцать лет назад, что избавился от тех кошмаров навсегда. Три десятилетия пронеслись перед моими глазами в мгновение ока: свадьба, любимая жена, рождение дочери, семейный быт, работа, школа, институт, свадьба дочери и степенная, приближающаяся уже старость. Всё казалось налаженным и, в общем-то, не предвещало никаких кардинальных изменений, когда вдруг… не эта книжная барахолка со старыми торгующими букинистами.
Взяв в руки матовый переплёт, я уже не мог его выпустить, будто книга приросла ко мне, став частью моей плоти, моего сознания, моего существования. Картинки, промелькнувшие у меня перед глазами, заставили вспомнить свою безмятежную молодость. А начиналось всё, собственно, до боли просто.
Гуляя в один из вечеров у фонтанов городского парка, я внезапно остановился. В сквере на лавочке лежала кем-то забытая книга. Забегая наперёд и судя по дальнейшим событиям, уже позже, анализируя всё, что со мной начало происходить, я обрёл окончательную уверенность, что её всё же не забыли. Её оставили преднамеренно. Или, если хотите – избавились.
Не помню, какое на меня в тот момент нашло наитие, но, обернувшись и убедившись, что рядом никого нет, я её взял.
Раскрыл. Пролистал. Бросил взгляд на иллюстрации. Подхватил под мышку и поспешил покинуть это место. Рядом с парком располагался вечерний кинотеатр и, купив билет, я уселся в предпоследнем ряду.
Вот тут-то, в кинотеатре, всё и началось.
Действие первое: Сказка «Шёлковый шнурок»
Кто читал братьев Гримм, тот вспомнит, что в этой сказке девочка давится шёлковым шнурком, который ради забавы она проглатывает перед своими друзьями.
В книге, которую я прихватил с лавочки, присутствовала закладка в виде шёлкового шнурка, уже отпавшая и находящаяся между страницами как раз на заглавии данного произведения. Народу в кинозале было много, впереди и сзади меня сидели не только молодёжь, но и люди пожилого возраста. Наблюдая за действием разворачивающегося фильма, я стал машинально покусывать эту закладку, совершенно не заботясь о гигиене. Через время закладка разбухла во рту (казалось бы, шёлк, верно?) и я с ужасом осознал, что начинаю задыхаться. Спазмы сдавили дыхательную диафрагму, комок ткани превратился едва ли не в теннисный мяч, перекрыл горло и застрял в нём, словно блуждающий тромб в кровеносных сосудах. Доступ кислороду был перекрыт, я начал хрипеть и царапать горло онемевшими от судорог пальцами. Несколько мгновений, и я попросту бы задохнулся, так и не пожив нормально на этом свете, если бы не девушка, сидящая на последнем ряду за моей спиной. Видя мои позывы к рвоте и судорожные конвульсии всего тела, она принялась со всей силы молотить меня по спине, пока, наконец, разбухший комок не вывалился ко мне в руки. В пелене тумана я помнил, как меня вывозили из кинотеатра на «скорой помощи», очевидно, прибывшей по звонку девушки. Она сопровождала меня в больницу и ждала, когда мне промоют желудок. А впоследствии, к моему великому изумлению, она и стала, собственно, моей женой.
В тот момент я, в общем-то, не придал значения столь загадочному совпадению совершившихся воедино двух фактов: сказки и реальности. Не придал, пока…
Не наступило действие второе.
********
Прошло несколько лет. Книга, давно забытая и заброшенная, продолжала пылиться на полочке рядом с Ремарком, Чейзом и братьями Стругацкими. К нам в гости пришли давнишние друзья и, разговорившись за чаем о детях, наши супруги плавно перешли к разговору о детских книгах. Помнится, подруга жены тогда возмущалась, что кроме сказок братьев Гримм у неё в доме и почитать-то нечего.
Посудачили и забыли.
А чуть позже раздался телефонный звонок.
Обезумевшая от страха, моей жене звонила та самая подруга:
- Приезжай немедленно! – срывался в истерике её голос. – Не знаю, что делать!
Позже жена мне рассказывал со слов испуганной до смерти приятельницы:
- Лариса была одна в квартире. Дочку уложила спать и отправилась на кухню варить кофе к приходу мужа. Проходя свою спальню, краем глаза заметила какое-то движение. Там стояла её мать: - Ступай, посмотри, как там ребёнок, - сказала она. Голос у матери был ледяным, и Лариса позже мне поведала, что её мать умерла два года назад при невыясненных обстоятельствах. Её якобы укусила гадюка в лесу, где они с подругами собирали землянику. На импровизированный пикничок она прихватила с собой томик сказок братьев Гримм, чтобы на отдыхе немного почитать ради удовольствия. Доставить её вовремя в больницу не удалось, и она умерла, так и не успев почувствовать реакции противоядия. Позже обнаружили, что томик сказок был заложен на странице, где главного персонажа подобным образом кусает змея, отчего тот умирает, не успев получить своевременную медицинскую помощь.
Тем не менее, Лариса бросилась в детскую комнату, с ужасом увидев задыхающуюся в агониях малютку: закладка книги, оставленной на тумбочке, была у неё во рту, разбухнув и перекрыв доступ воздуха в её лёгкие. Ещё минута, и всё было бы кончено. А книга, оставленная ею, была раскрыта на заглавии очередной сказки «Белая змея». Тут-то она и вспомнила о призраке в спальне, которого уже не было. Лишь тут до неё дошло, что это было знамение свыше. Не встреть в комнате фантом своей матери, она бы уже не успела спасти ребёнка.
Жена перевела дух:
- А читала дочке перед сном Лариса как раз сказку «Шёлковый шнурок». Вот тогда-то, дорогой, я и вспомнила, как и при каких обстоятельствах, мы с тобой познакомились. Кинотеатр помнишь? А ведь ты пришёл в него с той книжкой братьев Гримм. Не находишь, что с этим изданием связано слишком много совпадений?- И задумчиво протянула: - Что-то с ней не так…
Это был второй случай, если не считать мать подруги. И снова я не придал этому значения: призрак мог и показаться, а книгу Лариса могла и не оставлять на прикроватной тумбочке.
Тем не менее, жена уговорила меня избавиться от этой таинственной и жуткой книги, что я, собственно, спустя пару дней и сделал. Отнеся её своему знакомому, работающему в комиссионном магазине, я спросил:
- Возьмёшь на реализацию?
- О! Братья Гримм, восемьдесят девятого года издания! – удивился он. – Возьму, разумеется. Она долго не залежится. Может, сам ещё перечитаю.
- Не советую.
И я ему рассказал три (уже три!) истории-совпадения, в которых действия сказок переплетаются с реальностями.
Он лишь посмеялся над моими мистическими предположениями, предложив зайти через пару недель.
Зайти в этот срок у меня, к сожалению, не вышло: работа, дом, кое-какие заботы, но где-то спустя месяц я заглянул к нему. Вошёл и был неприятно удивлён, застав на месте совершенно незнакомого продавца. Вместо моего приятеля за прилавком находилась какая-то дородная женщина с весьма печальными глазами. Машинально бросив взгляд на полки в поисках книги, я её к своему крайнему облегчению не обнаружил. Стояли только детективы и кое-что из зарубежной фантастики. Тем лучше, подумал я не совсем корыстно. Интересно, за сколько он её продал? Там одни иллюстрации чего стоят!
- Извините, - окликнул я продавщицу. – Как мне увидеть Сергея? Я ему книгу оставлял на реализацию, он сказал зайти позже.
Что-то неуловимо горестное мелькнуло в её глазах. Что-то такое, что показалось мне до боли печальным и трагическим.
- А вы кто ему будете?
Голос женщины был таким же тихим, прискорбным и на редкость дрожащим от непонятного испуга. Я почувствовал в душе неизменный холодок, какой бывает при нарастающем смятении.
- Просто знакомый. Дружили когда-то.
Женщина подошла вплотную и через прилавок отчего-то прошептала, уничтожая меня глазами:
- Так вот… Ваш друг скончался. Две недели назад.
У меня подкосились ноги.
- Как… скончался…
- Так. Задохнулся во сне. Врачи при осмотре обнаружили закупорку дыхательной трахеи. Он перед смертью брал домой почитать какую-то книгу со сказками. Раскрытую её нашли на тумбочке возле кровати.
Я уже знал, на какой странице она была раскрыта, и чем именно он подавился, очевидно, заснув с комком разбухшего шнурка во рту.
- Я его заменяю здесь временно, - как бы издалека донёсся до меня голос. – Пока не найдут нового продавца.
Вконец ошарашенный и едва что-либо понимающий, я вывалился на улицу, только сейчас начиная приходить в себя.
«Серёга. Книга. Удушье. Смерть. Что ещё? Чего не хватает в этой цепочке»? – мысли просились как сумбурные догадки чего-то неведомого, неподвластного мне и до жути страшного. В тот момент я, наконец, осознал. Это было уже не третье действие. Это было четвёртое.
********
…Прошло какое-то время, и свершилось действие номер пять.
Дочь уже оканчивала школу, постепенно всё загладилось. Жена успокоилась – от книги мы избавились. След её я потерял. Деньги за продажу я так и не получил, уж очень меня тогда вся эта история напугала.
А она, эта история, как оказалось, шла всё время за мной по пятам, не отпуская ни на миг, словно кошмарный сон, воплотившийся в реальную жизнь. Впоследствии, помнится, между четвёртым и пятым действием прошло несколько лет.
В один из воскресных дней мы решили с семьёй выехать на природу. Есть у нас озеро дивное за городом и небольшой пляж при нём. Взяли купальные принадлежности, мангал, шашлыки. Устроившись в тени деревьев, периодически купались, загорали и просто отдыхали. Народу было немного, в основном все знакомые, кто по дому, кто по работе, иные приехали с дачных посёлков. Детвора резвилась на берегу, отцы степенно попивали пиво, мамы судачили о нарядах и ценах на картошку. Всё дышало спокойствием, умиротворённостью, как вдруг с противоположного берега раздались далёкие душераздирающие крики. Скрытая от нас камышами механизированная землеройная драга, до этого десяток лет никогда не работавшая, ржавая и заброшенная, вдруг пришла в движение, черпая ковшами грунт со дна водоёма. С нашей стороны ничего не было видно, но те, кто находился на другом берегу, принялись что-то отчаянно кричать. Рядом с нами знакомые по улице вдруг встревожено вскочили, кинувшись напролом к камышам. Мы с женой знали, что у них двое детей-погодков: братик с сестричкой восьми и девяти лет. Перед этим, с разрешения родителей, они взяли надувной круг, поплыв на нём по направлению к неработающей драге. К этому землеройному снаряду все давно привыкли, ещё мальчишками прыгая с него в воду.
Дальше у всех было как в вакууме. Пляж моментально превратился в стонущий, орущий и плачущий сгусток чего-то бегающего, мельтешившего: все что-то кричали, где-то истерически ревели навзрыд.
Произошло действительно непоправимое.
Как я узнал позже, двое детей, приблизившись на круге к земснаряду, выпустили его из рук и тотчас были засосаны воронкой, которая возникла при извлечении ковшами подводного грунта. Бедные дети не успели отплыть на безопасное расстояние, и круговым всасывающим движением их закрутило в водовороте, словно тростинки.
Там они и захлебнулись.
…Детская смерть. Ужасная трагедия. Что может быть страшнее в жизни их родителей? Какая была цепочка обстоятельств, приведшая к столь жуткому концу?
Агрегат вскоре умолк и затих. Люди бросились к кабине искать виновника трагедии, но никого не нашли. Лишь много позже, когда эта страшная история ушла уже в небытие, старожилы у озера поговаривали, что какой-то пьянчуга, бывший инженер-механик, забавы ради, несколько раз наведывался к тому земснаряду, что-то чинил, где-то подвинчивал, смазывал, постукивал, а затем решил проверить дело своих рук. Заметив, что в водоворот заработавшей внезапно драги попали дети, он с перепугу скрылся в неизвестном направлении, следовательно, доказательств его причастности милиция не обнаружила.
И прошла бы она мимо меня, эта ужасная трагедия, если бы не одно но…
Я отчётливо помню тогда на пляже, как «скорая» забирала горем убитую мать с душившими её рыданиями:
- Господи! Деточки мои! Я ведь только их покормила. Родненькие! Книжечку им ещё читала перед купанием. Сказки братьев Гримм…
Полоумная от горя женщина обводила всех бессмысленным непонимающим взглядом и, цепляясь за каждого, заглядывала им в глаза:
- Только что читала. Деточкам. «Братец и сестрица» называлась.
Помню, я отошёл к их брошенному покрывалу. На видном месте рядом с остатками обеда валялась, брошенная впопыхах раскрытая книга. Та самая. С иллюстрациями. Из букинистической лавки, где некогда работал мой умерший приятель. И раскрыта она была на заглавии сказки:
«Братец и сестрица».
…Больше сказать нечего.
********
Действие шестое.
Прошло ещё несколько лет, и можно сказать, что это шестое действие произошло сравнительно недавно.
Дочь поступила работать на швейную фабрику художником-дизайнером и после свадьбы переехала жить к своему мужу. Совместная жизнь постепенно налаживалась, скоро ожидалось прибавление в семействе.
Однажды вечером, получив звонок по телефону, что она находится в больнице, мы с супругой ошалело помчались туда, совершенно не зная причины. Вышедший навстречу врач, успокоил нас, что дочь попала пальцами под движущийся челнок ткацкого станка, и если бы не своевременная помощь коллег, вытащивших руку из переплетённых шестерёнок блока, дочь осталась бы без руки. Но одного пальца лишиться всё же пришлось. Сейчас она под наркозом после операции, и отделалась, слава богу, лишь анафилактическим шоком. Если мы, как родители, хотим забрать её вещи, - врач показал в сторону коридора, - можем пройти в ординаторскую. Выпишут её через неделю.
С нами был и её новоиспеченный муж, ломая руки и едва не кидаясь на стенку:
- Говорил ей, не читай ты перед сном эту книгу! Не послушала.
Я мгновенно подобрался и, приблизившись вплотную, с нарастающим смятением спросил:
- Какую книгу?
- Сказки братьев Гримм. Взяла у каких-то знакомых по работе, ради забавы хотела вспомнить детство…
- А какую сказку она читала накануне? – похолодел я от оцепенения.
- «Спящую красавицу», - ответил он, глотая слёзы. – Всё потешалась, что может на фабрике уколоться веретеном как та героиня сказки. Вот и укололась. Только не веретеном, а отрезала себе палец.
Дальше объяснять мне было нечего.
Оставив супруга и жену в больнице, я помчался на машине к ним домой (благо, имел собственный ключ) с одной лишь мыслью - навсегда… повторяю, НАВСЕГДА избавиться от этой чёртовой книги!
Что мною руководило в тот момент, я не помню. В сознании вспыхивали те или иные жуткие истории, связанные с этим иллюстрированным произведением.
Найдя её в спальне у изголовья кровати, я схватил знакомый мне экземпляр, бросился к машине и…
…Оказался в том же сквере у фонтана, где некогда молодым впервые обнаружил её на лавочке.
Аккуратно положив её на прежнее место, я глубоко вздохнул, отправившись назад в больницу.
Теперь ей предстоит найти себе иного хозяина. С меня довольно!
На ватных ногах я покидал сквер, когда внезапный порыв ветра раскрыл книгу на какой-то странице. Обернувшись и всмотревшись глазами в заголовок, я, с нарастающим чувством тревоги, прочёл:
«День красной луны».
Покидая парк и фонтан у газонов, я бросил взгляд в темнеющее вечернее небо.
Кроваво-красная луна, непомерно раздувшаяся в редких облаках, провожала меня своей насмешливой и жуткой улыбкой, словно говорила:
«Мы ещё встретимся, друг мой.
Непременно встретимся».
…Что-то жуткое и дотоле неведомое обволокло меня со всех сторон, напрочь лишив сил, а, возможно, и рассудка. Проваливаясь в небытие, теряя способность мыслить и что-либо ощущать, я ответил ей с такой же улыбкой:
- Непременно. Только дождись.
******** КОНЕЦ РАССКАЗА ********