О злой шутке с хорошим концом

Сергей Васильев Всеволожский
О военной службе наши соотечественники поговорить любят. Даже те, кто в армии не служил вовсе. А потому баек об армии и флоте сочинено великое множество. Однако, справедливости ради, скажу, что некоторые из них и не байки вовсе, а лишь приукрашенный пересказ реальных случаев.

Возможно, и данное повествование будет рассказано родственнику, другу, товарищу, с некоторыми вымышленными дополнениями. Но как без этого? Ведь скучно же?

Итак, "отпускаю сцепление"...

Время года я, конечно же, не помню, поскольку это "секретное мероприятие" происходило в канцелярии отдельной радиолокационной роты ПВО Страны с несекретным названием "Эклипс". До управления бригады отсюда четыреста два километра, а до самой северной точки материковой части СССР - четыреста шесть.

Сижу я, готовясь к политическим занятиям, и вдруг раздаётся робкий стук в канцелярскую дверь. Затем она неуверенно открывается и, спросив на то разрешения, входит М.А.Т. Из этических соображений инициалы я не раскрываю, хотя и помню их наизусть по причине непривычности. С Кавказа парень.

— Присаживайся, дорогой, — приглашаю я сослуживца.

— Спасибо! — произносит солдат и присаживается напротив меня.

— Слушаю внимательно, — начинаю я.

— Товарищ старший лейтенант, у меня проблема, — смутившись говорит А. — Вы обещаете, что это останется между нами?

— Даю слово офицера! — твёрдо обещаю я.

— У меня не ст-т, — ошарашивает меня горячий кавказский парень.

Автор настоящих строк аж вздрогнул от неожиданности. Но зато сразу вспомнил своё родное училище, лекции и семинары по педагогике и психологии, а также свои личные походы в Ленинград на лекции учёных-психологов и психиатров. Я обожал науку о душе человека. Да и сейчас частенько листаю книги из своей домашней библиотеки, чтобы не забывать то, чему научили.

Извините, отвлёкся!

— Когда ты это ощутил? — спрашиваю я смущённого солдатика.

— Два дня назад, — ещё более смущаясь, говорит воин.

И с моей души словно тяжёлый камень свалился.

Я предполагал, какой будет ответ, а потому совершенно спокойно спросил:

— Вспомни, что этому предшествовало. Не говорил ли ты на эту тему с сослуживцами?

— Ребята со мной говорили. Сержант меня послал на крышу кабины, чтобы посмотреть состояние облучателя. А когда я спустился на землю и зашёл в аппаратную кабину, ребята стали передо мной извиняться, поскольку забыли выключить высокое. Они сказали, что теперь у меня не будет ст-ть.

Высоким мы называли электромагнитное излучение. А облучатель направляет это излучение на параболическое зеркало антенны радиолокационной станции (РЛС), которое создаёт "лепесток" электро-магнитной энергии, направленный в небо. А она, в свою очередь, отразившись от воздушных целей, поступает на приёмник и отображается в виде отметок на индикаторе кругового обзора (ИКО, ВИКО). Ведь кабина станции вращается в горизонтальной плоскости.

Речь идёт о РЛС сантиметрового диапазона волн П-35. Излучение у данной станции мощное. Ведь дальность обнаружения целей у неё составляет 350 километров. А диапазон волн опасен. Чем длина волны меньше, тем она опаснее.

Извините, конечно, но читателю, далёкому от радиолокации, после этого короткого пояснения будет легче представить опасность излучения РЛС.

Причина "недуга" солдата мне была ясна как южный летний день. Но что делать? Ситуация весьма серьёзная. Ведь читатель наверняка знает о случаях самоубийств солдат после получения писем от родственников, друзей или от самой любимой девушки, не желающей ждать воина из армии или уже вышедшей замуж за другого.

В общем, нужна была разблокировка внушения. Однако я не стал обращаться к фельдшеру роты, которым была жена командира роты — Надежда Ильинична Сиромашенко, имеющая высшее медицинское образование. Поскольку обещал хранить тайну в себе.

Я выдержал паузу, а затем спокойным голосом попросил солдата смотреть мне прямо в глаза. И когда наши взгляды встретились, установив безмолвную связь, я членораздельно спросил воина, верит ли он мне. Сослуживец, не задумываясь, сказал, что верит. Тогда я, продолжая смотреть ему в глаза, произнёс:

— А., я даю тебе слово офицера, что скоро у тебя всё будет в полном порядке. Веришь мне?

Солдат кивнул.

— Ты же с дежурства сейчас пришёл?

— Да, — сказал сослуживец.

— Тогда иди отдыхай со спокойной душой. Всё будет хорошо! Верь мне!"

Проводив солдатика в коридор, и подождав, когда он скроется в спальном помещении, я вызвал секретчика-кодировщика с книгой кодограмм и написал донесение начальнику политотдела с просьбой скорейшей отправки солдата к начмеду бригады.

Случай серьёзный. С таким я раньше не сталкивался. И беспокойство за солдата пленило мою душу. Оно не покидало меня до самого прилёта Ми-8.

Однако нам повезло. Вертолёт не замедлил прилететь. И мой взволнованный солдатик с надежной в сердце улетел в санчасть. Провожал я его лично.

Где-то через месяц с Диксона пришло сообщение, что к нам летит вертолёт.

Зайдя на пункт управления (ПУ) и глянув через плечо оператора на экран ВИКО, я увидел отметку от вертолёта и прикинул время его прилёта. Удаление составляло 60 километров. Значит, будет у нас через двадцать минут.

— Ну что, пойду встречать соколика, — подумал я, и пошёл в канцелярию одеваться. А выйдя на улицу, направился на вертолётную площадку.

Вскоре я услышал долгожданный, и уже ставший родным, гул приближающегося МИ-8.

Когда дверь "небесного извозчика" открылась, выскочил механик и быстро установил небольшой трап. Первым по нему спустился М.А.Т. А увидев своего замполита, он устремился в мою сторону со счастливой улыбкой. Пожав ему руку, автор настоящих строк с радостью произнёс: "Я же тебе обещал!"

Бывают же такие счастливые минуты в жизни...

Ничего не придумал. Ведь разве можно такое забыть?

Также читайте: https://dzen.ru/sergej_vasilyev