О кризисе

Лев Вишня
Нашел в своих архивах вот эту заметку от 1 июня 2022 года.

Размещаю здесь (для сравнения, что оказалось верным а что нет)



О кризисе (экономическом)
Автор: Лев Вишня  1 июня 2022
 Оффтопик
Честно говоря, пока по май месяц его еще нет. В апреле был малюсенький рост ВВП в пределах 0,5-0,3% и спад в промышленности в пределах 1,5%. В мае скорее всего ВВП все-таки уйдет в минус, а иначе никак (должны же ведь санкции четвертого уровня как-то подействовать или нет???). Вопрос в том насколько глубоким будет минус? Любой кризис это не прямая линия, а параболическая, с вытягиванием в нижнюю точку. Вершина параболы это предел кризиса, после которого начинается рост и все зависит на какой месяц от начала кризиса придется эта вершина (первый, третий или десятый). Дальше кризис заканчивается (любой!) В первые три месяца парабола развивалась по направлению к этой точке и продолжает развиваться и сейчас. Но первые три месяца были предельно аховыми и привели к сокращению физических объемов экспорта (на 10-15%), импорта (по Европе на 67%, по остальным странам – 4-5%), промышленных заказов и совпали с временным двухнедельным параличом банковской системы (февраль – начало марта), падением курса рубля до 120 за дол. а ключевой ставкой ЦБ – до 20%. Сейчас картина иная: паралич банковской сферы полностью прошел и финансовая система страны функционирует в прежнем режиме. Курс рубля отошел к 65 за дол., а вот цена барреля нефти напротив поднялась почти до 115-120 дол./бар. что дает в бюджет с каждой тонны, отправленной на экспорт  - примерно 20280 руб. (формула тут 115*0,9*0,45*6,7*65 – где, «115» - текущая цена барреля «Бренд», 0,9 – цена к нему барреля «Юралс», «0,45» - отсечение от общей цены нефти, что идет в бюджет, 6,7 – число баррелей в тонне нефти и 65 – текущий курс рубля). Понятно что все эти расчеты детские, но и их в принципе достаточно, чтобы примерно представить ситуацию. На момент начала кризиса было 17900-18000руб. (=85*0,9*0,45*6,7*78) или около того. Так что в итоге в бюджет сейчас идет минимум на 10-15% больше средств с каждой тонны нефти, а по газу думаю картина и еще лучше.

Снижение ключевой ставки даст в итоге наполнение экономики деньгами, но его делать дальше придется осторожно, поскольку последнее снижение уже дало резкий скачок на валютном рынке с 55 до 65 руб. за дол. Курс рубля четко привязан к трем составляющим:
1) Ключевая ставка ЦБ (объем кредитования в целом).
2) Цена барреля нефти (объем «шальных» денег в экономике).
3) Загруженность промышленности (объем реальных денег в экономике).

При желании можно вывести формулу, по которой этот курс будет высчитываться буквально до копейки на неделю или месяц вперед. Но тут я не экономист, и просто вижу составляющие формулы, но не более того.
Так или иначе, курс рубля сначала просел в 2 раза, а затем поднялся и укрепился до значений 2016-2018 годов. И тут не было никакой политики, кроме чистой математики. Такое укрепление рубля не шло на пользу экономики в целом, поскольку инфляционный объем был уже выбран ранее, а ключевая ставка была опасно высока. Стране угрожала дефляция, которая первый признак любого системного кризиса в любой стране и любой экономике (см. академический вариант кризиса 2008 года). В общем, на мой взгляд нужно осторожно вернуться к следующим значениям:
1. Ключевая ставка – 8-8,5%
2. Курс рубля – 75-80 руб/дол.
3. Инфляция в пределах 0,7-0,9% в месяц. А накопленная за год – 15,5-18%.

При этих показателях можно удержать экономику на плаву и тогда вершиной параболы станет примерно пятый шестой месяц с начала кризиса (июль-август). Если такие параметры не будет удержаны, то все может сместиться на 8-9-ый месяц (ноябрь-декабрь). И еще важно в какой точке произойдет перелом, то есть начнется обратное движение параболы. Оптимистичный вариант тут 7-8%. Пессимистичный – 12-14%. Это даст с учетом роста в начале года и ухода параболы с вершины к основанию примерно 1,5-4,5% падения в этом году и до 1% падения в следующем (это если вершина будет в ноябре-декабре). Если вершину пройдем раньше, то цифры будут меньше.

Существует ли потенциал роста кризиса?
В данной ситуации я его не вижу. США ввели все санкции какие только были в их силах, а если запретят нам поставлять нефть или обогащенный уран, то их потери окажутся больше наших примерно в 1,2-1,5 раза. Эмбарго на нефть из России это уже как минимум цена барреля под 140-150 дол., а впереди ведь еще Израильско-Иранская война. Как видите…
Так что усиливать тут нечего, можно лишь отыграть часть назад.
По поводу наших олигархов, что что-то там потеряли…
Вкладывает бабло в Российские курорты, обормоты! И храните деньги в сберегательной кассе! Ну ни капельки мне не жалко активов Деребаски, Усманова или Абрамовича. Сами виноваты, раз были такими дураками.
Что еще хорошо?

Сколько там отобрали (заморозили) у нас средств? До 270-310 млрд. дол.? Западные фирмы, что намылились на выход сбросили порядка 125-130 млрд. дол. своих активов, причем по ценам в 5-10% от номинала. Это в том числе и активы концерна «Рено» (к слову там мощности по производству порядка 1,5 млн. легковых автомобилей в год, включая «Афтомос», «УВЗ» и еще ряд заводов). Все это выглядит как мягкая национализация. Грубая, жесткая в виде прямого отъема собственности ставит вопрос об ее дальнейшей легитимности и возможности юридически функционировать, а также накладывает на страну потенциальные иски со стороны бывших владельцев. А вот такая «мягкая» национализация – это именно то что нам и нужно! Она сохраняет и легитимность и любую возможность функционировать и исключает потенциальные иски со стороны бывших владельцев. Я только «за»! Чем больше этих инвесторов уйдет тем лучше (все равно потом приползут обратно, либо на брюхе, либо на коленях).
Кто может помочь тогда бывшим активам «Рено» (рыночная цена которых к слову порядка 20-25 млрд. дол), в условиях санкций? Да тот же Китай, например! Он может вполне заместить всю логистическую цепочку и принять на свою территорию значительную часть готовой продукции! Почему нет? Или на худой конец Южная Корея, которая к слову уходить ну явно не собирается.

Так что я за полную мягкую национализацию всего объема в 500 млрд. дол. Абсолютно точно нужно национализировать активы «Фольсфагена», «Форда» и «GM», а также производителей бытовой техники и оборудования для электростанций (тех же парогазовых турбин). И конечно все нефтяные активы, в том числе на Сахалине.
Там видно будет дальше, кто первым придет в образовавшийся вакуум уже после войны и кризиса.