Театр, театр

Виктория Новиков
Victoria Novikov
#victorianovikovstories
Я совершенно лишена таланта лицедейства. Не  хватает умения промолчать, не скорчить брезгливую физиономию, поддакнуть, подыграть. С этим ничего не поделаешь. Но вот «просматривать» эпизоды спектакля под названием «Жизнь» и понимать, что где-то могли бы декорации быть получше, а какую-то сцену вообще стоило убрать из пьесы, а где-то реплика подкачала , это я люблю. Да, я знаю, что надо жить здесь и сейчас, но ничего с этим поделать не могу. Я без конца мысленно улучшаю уже «сыгранные спектакли», постоянно  «ставлю» новые, еще не сыгранные. В голове моей идет  бесконечный «спектакль». Как и у многих из нас.
Мне было лет 12 или 13, когда на экраны вышел фильм «Театр» по книге Сомерсета Моэма. Один из очень немногих фильмов, которые были не хуже книги и даже затмили книгу . Безусловно, я пишу исключительно о своем впечатлении и никому не навязываю свое мнение.
А прочла я книгу за пару лет до этого и меня поразило , что то, что я начала осознавать очень рано, так талантливо написал автор. Помните гениальный  финал ?
«Джулия протянула руку к большому залу. Там притушили огни, и с её места он ещё больше напоминал подмостки, где разыгрывается представление.
«Весь мир – театр, в нём женщины, мужчины – все актёры» . Но то, что я вижу через эту арку, всего-навсего иллюзия, лишь мы, артисты, реальны в этом мире. Вот в чем ответ Роджеру. Все люди – наше сырьё. Мы вносим смысл в их существование. Мы берем их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаем из них красоту, их жизненное назначение – быть зрителями, которые нужны нам для самовыражения. Они инструменты, на которых мы играем, а для чего нужен инструмент, если на нём некому играть?»
Эта мысль развеселила Джулию, и несколько минут она с удовольствием смаковала её; собственный ум казался ей удивительно ясным.
«Роджер утверждает, что мы не существуем. Как раз наоборот, только мы и существуем. Они тени, мы вкладываем в них телесное содержание. Мы – символы всей этой беспорядочной, бесцельной борьбы, которая называется жизнью, а только символ реален. Говорят: игра – притворство. Это притворство и есть единственная реальность».
Так Джулия своим умом додумалась до платоновской теории «идей». Это преисполнило её торжества. Джулия ощутила, как её внезапно залила горячая волна симпатии к этой огромной безымянной толпе, к публике, которая существует лишь затем, чтобы дать ей возможность выразить себя. Вдали от всех, на вершине своей славы, она рассматривала кишащий у её ног, далеко внизу, людской муравейник. У неё было удивительное чувство свободы от всех земных уз, и это наполняло её таким экстазом, что всё остальное по сравнению с ним не имело цены. Джулия ощущала себя душой, витающей в райских кущах.
К ней подошел метрдотель и спросил с учтивой улыбкой:
– Всё в порядке, мисс Лэмберт?
– Всё великолепно. Знаете, просто удивительно, какие разные у людей вкусы. Миссис Сиддонс обожала отбивные котлеты; я в этом на неё ни капельки не похожа, я обожаю бифштекс.»
Я всегда чувствовала фальшивые нотки в большинстве разговоров, в мимике, в глазах, даже в жестах. Как я устаю от фальши. У меня чувство, что у меня выпили энергию. Поэтому стараюсь таких «актеров» увольнять из моего «театра»  . Раньше не могла, а теперь запросто.
А вот на сцене меня поражала гениальность реплик , искренность игры талантливых  актеров .
Первый спектакль , который я увидела года в 2 с половиной, был «Странная миссис Сэвидж». Меня не с кем было оставить. Я  на всю жизнь запомнила плюшевого мишку, в котором главная героиня прятала драгоценности . А еще там был один момент , когда миссис Сэвидж советует мужчине , что брюшко можно убрать , если высыпать коробок спичек на пол и подбирать , наклоняясь за каждой спичкой. И я прошептала : «Мамочка ! Ты тоже  так делаешь! Поэтому ты такая красивая!»;;;
Оперу и балет я не люблю . И ничего с этим поделать не могу. Люблю я только драму и некоторые мюзиклы .
В Киеве на меня огромное впечатление произвела когда-то «Варшавская мелодия» с Роговцевой.  Я к актрисе  очень прохладно отношусь , но 50 лет назад она действительно была очень хороша в том спектакле . И сама пьеса потрясла!
А потом , конечно, все затмил «Тевье-молочник» с гениальным Богданом Ступкой. 
Вообще, я была очень избалована театрами. Мы всегда  проводили месяц в Москве и я видела на сцене ВСЕХ самых наших талантливых и ярких актеров.
А на Бродвее  , пожалуй, больше всего мне запомнился спектакль «Кабаре». 
Зал был сделан в виде кабаре, мы сидели за столиками. Вот это ощущение , что ты ТАМ , произвело на меня огромное впечатление.
Нет , еще один. Мы были на премьере “Mama Mia!” Это было волшебно. И вот спектакль закончился , все встали и еще полчаса актеры пели на бис и весь зал , все наши ровесники , подпевали и пританцовывали. Это незабываемо! Это запомнилось еще больше , чем сам спектакль.
В последнее время многие политизированные спектакли отравили мою любовь к Бродвею . Поэтому больше всего удовольствия я получаю, когда смотрю какие-то талантливые старые телеспектакли. Старею ?! Или стала еще более критичной? И то , и другое, пожалуй.
Ярким и талантливым людям Театра , и профессионалам, и любителям, я желаю сыграть и поставить все , что они хотят . И пусть в зале будут благодарные зрители. Victoria Novikov