Флорентийская уния

Владимир Швец 3
Ферраро-Флорентийский собор, который в 1439 г. провозгласил унию христианских церквей Запада и Востока, имел весьма сложную политическую предысторию. Предпосылки к этому были следующего характера:
  Во-первых, ситуация в Византийской империи к этому времени была ужасающей. Под властью императора остались только Константинополь и его окрестности. Вся остальная территория была занята османами, которые сделали столицей своей державы захваченный у греков Адрианополь.
  Во-вторых, в Европе светские государи во главе с императором Священной Римской империи Сигизмундом предпринимали попытки ограничить власть папы римского. В 1431 г. в Базеле был созван церковный собор, намерение которого было подтвердить решения предыдущих соборов, созванных раннее с целью ограничить власть папы в пользу совета высших католических иерархов. Папа Евгений IV сопротивлялся созыву этого собора, несколько раз постановлял распустить его, но затем ему приходилось отменять своё решение. При этом куриалисты и консилиаристы предпринимали попытки укрепить свои позиции за счёт переговоров об объединении с греческой православной церковью.
  Представители Западной и Восточной христианских церквей имели чёткую цель. Она состояла в том, чтобы согласовать вопросы, связанные с различиями догматического характера и обрядовых особенностей.  При этом, надо заметить, католическая сторона никоим образом не намеревалась идти к какому-либо компромиссу с православной стороной и в чём-либо ей уступить.
  Главные организаторы собора ставили перед собой определённые цели: император Иоанн VIII стремился получить помощь западных христиан в борьбе с турками; патриарх Иосиф надеялся доказать католикам ошибочность их догматов и истинность православного учения; папа Евгений IV стремился к распространению влияния римского епископа на все христианские Церкви на востоке.
  В числе православной делегации такие церковные иерархи, как: митрополит Киевский и Всея Руси Исидор — один из самых образованных богословов своего времени, который последовательно отстаивал идею единения с католиками; святитель Марк Эфесский — представитель Иерусалимского патриарха, яростно отстаивающий основы и устои православия; Виссарион Никейский — представитель Александрийской епархии, выступающий за подписание унии с католиками ради спасения Византийской империи.
  Помимо богословов, имеющих церковный сан, в восточной делегации участвовали различные светские философы. Тем не менее, большая часть православных делегатов не обладала достаточной подготовкой в области богословия и риторики для ведения успешных догматических дискуссий. В свою очередь, римская делегация состояла из самых образованных католических богословов.
  Точкой отсчёта начала собора является 1438 г. После полугода переговоров и заседаний в Ферраре византийской стороне стало понятно, что европейские монархи отказались от участия в соборе, а обещанное католиками денежное довольствие будет недостаточным. В начале 1439 г. делегаты переехали во Флоренцию, которая находилась в подчинении папы.
  По поводу согласования   спорных догматических вопросов на соборе проводились следующие дискуссии:
Вопрос об исхождении Святого духа был одним из центральных в догматическом споре католиков и православных христиан. Камнем преткновения стала формулировка христианского Символа Веры, в который западная церковь хотела добавить слова об исхождении Святого духа и от Отца, и от Сына. По итогам дискуссии греки признали, что формулировка «от Отца, и от Сына» равнозначна принятой в православии «от Отца через Сына».
Под нажимом католиков представители Восточной церкви приняли учение о существовании чистилища, которое обосновали существованием в греческой церкви традиции молитв об усопших, что помогает душам достигнуть Царства Небесного.
Греки также приняли католическую традицию принятия причастия телом (пресным хлебом) и кровью (вином) Христовым.
Важнейшей уступкой православия являлось признание римского понтифика главой всех христиан.
Взамен католики позволили православным священникам право вести службу по православным канонам, а белому духовенству разрешили вступать в брачные отношения.
  Итоговый документ был подписан 5 июля 1439 г. Он был подписан всеми византийскими делегатами, кроме почившего патриарха Иосифа II и святителя Марка Эфесского, который посчитал подобный договор с католиками предательством по отношению к истинной православной вере. По свидетельству современников, подписи большинства членов Восточной церкви были получены в результате подкупа и угроз.
  По итогам Ферраро-Флорентийского собора относительно целей, которые ставили перед собой его инициаторы и участники, можно сказать, что они так и не были достигнуты.
  В странах Западной Европы подписание унии не вызвало бурной реакции, так как продолжалось противостояние Римского Папы и Базельского собора, которое ослабила эффект от подписания унии. При этом католическая церковь по сегодняшний день считает эту унию действующей и часто ссылается на её в дискуссиях с православными христианами.
  На родине византийскую делегацию, подписавших унию, соотечественники обвинили в предательстве. Ревнители православия из числа священнослужителей объединились вокруг Марка Эфесского. Они отказывались вести службы совместно с униатами. На церковных соборах 1443 и 1450 годов униатов отлучили от церкви. Это привело к массовому отказу греческих священников, участвовавших во флорентийских событиях, от своего согласия, которое, по их словам, было дано под давлением. Следует отметить, что византийские правители вплоть до завоевания османами Константинополя в 1453 г. оставались сторонниками унии. В 1452 г. император и патриарх Афанасий подтвердили приверженность флорентийский договоренностям, и в декабре провели в соборе св. Софии первую униатскую службу.
  Евгений IV в соответствии с договором послал в 1448 году войска для защиты Византии от турок, но они потерпели поражение, и судьба Византии была практически предрешена. «Второй Рим» пал   29 мая 1453 г.




  ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
  Флорентийская уния, несмотря на надежды её вдохновителей, ещё более усилила раскол между католическими и православными христианами. Реальное действие она имела на небольшой территории современных Украины и Белоруссии, входивших во второй половине XV в. в состав Литовского княжества.
  Флорентийская уния — попытка подчинения восточных христиан власти Папы Римского. Как и многие другие подобные деяния она вызвала активное сопротивление православного народа, не желавшего идти на уступки в вопросах веры во имя политической выгоды.