Примат папской власти

Владимир Швец 3
На протяжении всей истории христианства ни один вопрос не вызывал между католическим Западом и православным Востоком столь яростных споров и в такой степени не подогревал взаимного недоверия, как вопрос о главенстве Папы Римского над Вселенской Церковью. Для верующих католиков верховная власть Папы над Церковью — абсолютно непреложная истина, занимающая центральное место в системе их вероучительных установок. И наоборот, Вселенской церковью это положение всегда рассматривалось как нечто абсолютно неприемлемое, как узурпация духовной власти и посягательство на захват православных земель. В этой семестровой работе предполагается кратчайшим образом сформулировать по возможности итоги этой проблемы.
  Рим был столицей всей империи, он стоял вне всякого сравнения со всеми другими городами, он нёс генетическую наследственность политического центра античного мира. Такое значение  ставило и епископа этого города в особенно почетное положение среди руководителей христианского мира. Все остальные иерархи христианской Церкви признавали за ним преимущество чести.  После  падения  Иерусалима в 70 г. от Р. Х.  Рим занял место некоторого старшинства в христианском мире. На то были причины и религиозного фактора. Например, Римская кафедра - единственная  кафедра на Западе апостольского происхождения, в то время как на Востоке было  много апостольских кафедр (т. к. ап. Павел много путешествовал в Малой Азии, Греции). Так и повелось: многочисленные кафедры на Востоке  не могли  чем-либо  выделиться друг перед другом и были равны между собой, а на Западе существовала единственная Римская апостольская  кафедра, которая и стала возвышаться над остальными. Кроме того, именно  в Риме претерпели мучения первоверховные апостолы Петр и Павел.
  По учению католиков принцип папского главенства выражен таким образом: св ап. Петр и его преемник, римский епископ, есть по католическому убеждению та скала, на которой построена Церковь. При этом  католики приводят ссылки из Нового Завета:
Мф.16,13-19: "Ты - Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее";
Лк.22,31-32: "...Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих";
Ин.21,15-17 - троекратное вопрошение о любви и повеление пасти овец (т.е. всю Церковь).
  Помимо этих аргументов играли роль и другие: якобы руководящая роль апостола Петра среди апостолов; основание апостолом Петром Римской кафедры и смерть его в Риме; ссылка  на традицию древней Церкви среди пяти патриархов  упоминать  в  богослужении Римского  епископа  первым,  что  якобы  отражало признание главенствующей его роли.
  По идее учреждения патриаршества, все пять патриархов объемом власти должны были быть равны между собою и независимы друг от друга. Но на практике вышло иначе. Римский епископ, подчинив своей власти все Церкви Запада и требуя такого же подчинения от Церквей Востока, стал считать себя главой всей Вселенской Церкви. Папы неуклонно шли к намеченной цели. Был сфабрикован документ, известный как «Дар Константина». Этой грамотой Константин якобы передавал папе Сильвестру в полное владение не только Рим и Италию, но и все западные страны, и таким образом утверждалось главенство римского епископа над всеми иерархами христианской Церкви.
  В укреплении главенства папы и его власти большое значение имел союз со светской властью. Папа Захария благословил франкского короля Пипина и помог ему получить королевское достоинство, взамен попросив того устранить угрозу со стороны лангобардов. Карл Великий еще больше увеличил владения папского престола и папа превратился в светского владетеля. Это имело громадное значение для последующей истории папства. Папы сосредоточили огромные материальные средства, которые облегчали им укрепление своего церковного и светского главенства над всем католическим миром.
  Защитниками папского главенства были сфабрикованы так называемые “лжеисидоровы декреталии” - сборник канонического характера, приписывавшийся одному испанскому канонисту, епископу Исидору Севильскому.
  В окончательной формулировке, выработанной к концу XI в., привилегии римского престола включали следующие пункты: 1) исключительное право Римского Понтифика на титул вселенского; 2) исключительное право низлагать (в том числе и заочно), поставлять и перемещать епископов, а также любых клириков без созыва собора; 3) исключительное право председательствовать через своих легатов на соборах и придавать соборам статус «вселенских»; 4) власть издания и отмены законов, канонов, создания новых церковно-административных единиц; 5) исключительное право пользоваться императорскими регалиями; 6) власть низлагать императоров и прочих светских правителей; 7) право освобождать подданных от присяги светским правителям; 8) исключительное право выносить окончательный приговор по судебным делам; 9) неподсудность самого папы.
  Став виновниками разрыва между Востоком и Западом, римские папы продолжали навязывать свою гегемонию Восточной Церкви. На Западе они мыслили создать из католического мира теократическую монархию во главе папой. Такое ненормальное развитие папства вызвало против него реакцию на церковной и гражданской почве. Конечно, делались попытки церковную власть папы ввести в границы канонических порядков. Светская власть стремилась сбросить с себя гнет папского абсолютизма. Это вылилось в начале XVI века в Реформацию - реакцию против папства, стремление к ограничению его светского и духовного могущества.
  В первой половине XV века в Римско-католической Церкви была предпринята попытка ограничения абсолютной власти папы. Три великих Собора — Пизанский (1409), Констанцский(1414-1418) и Базельский (1413-1443) провозгласили положение о том, что Вселенские Соборы выше папы и что папа может быть судим и низложен Собором.  Однако провозглашенный ими принцип просуществовал в Римско-католической церкви недолго.
  Завершением развития католического учения о власти папы над Церковью явился провозглашенный в 1870 г. папой Пием IX на I Ватиканском Соборе догмате папской непогрешимости в делах веры, переносящий функции Церкви на ее высшего иерарха. Таким образом, римо-католики пытаются еще больше укрепить фундамент всей догматики католичества - учение о папской власти, о видимом главе Церкви, «заместителе и наместнике Христа», подчас
заслоняющем невидимого Главу — Христа.  Состоявшийся уже в наше время II Ватиканский Собор (1962—1965), несмотря на сильное реноваторское течение в его лоне, не дерзнул вносить каких-либо изменений в это догматическое определение.