Дед ушел на войну, глава 1

Юрий Ушев
    Моему деду Скобелину Селиверсту Ивановичу, пропавшему без вести в 1941 году, посвящается.

    ГЛАВА 1. ПОСЛЕДНИЙ ВЕЧЕР

    Последний вечер дома. Настенька усадила детей за стол. Младшенькой Гале четыре года, сидит на подушке, не достает, но орудует ложкой исправно. Коля с Верой из школы пришли, руки помыли и за стол. Люба еще дошколенок. Старшенькая Фрося закончила семилетку, по огороду помогает, за детьми следит. В этом, сорок первом году, паспорт будет получать - шестнадцать лет, взрослая,  на работу пошла, помощница.

    Селиверст вышел на кухню помочь жене с пирогами – дети колготятся, то и дело забегают посмотреть, что мама печет. На еще горячем листе, вынутом из печи, лежат румяные пирожки. Другой лист еще не пропекся.
    Пахло хлебом и черемухой - обычной начинкой для пирожков. Мешок молотой черемухи стоял в углу кухни. Осенью Настя с соседками Варюшей Хариной и Тасей Харченко носили крупную черную ягоду на коромыслах с островов. Придут - руки и язык синие, но сами веселые, щебечут.
    Много черемухи на островах Абакана. Целыми днями в ароматных зарослях слышны женские и детские голоса, смех, шутки и песни. Черемуха невысокая, собирать не трудно – ветки пригибать легко. Заготавливают для себя и в заготпункте сушеную ягоду принимают, все копейка. Носят на берег по бону запони лесозавода. До дома не близко, но на коромыслах ничего.
    http://proza.ru/2023/12/19/3

    В прошлом году сушеную черемуху свою и соседскую возил на мельницу Селиверст. Мужики, с которыми он собирался завтра на лесосплав, мололи их черемуху в предыдущие годы.
    Дружно жили, на праздники собирались вместе – то к Хариным ходили через дорогу, то к Харченко. С этими  по утрам через забор здоровались, и калитка из огорода есть. У Харченко трое, младшенький Миша с Любашей часто в песочнице возятся.    
    Большой белый таз с горячими пирожками появился из кухни. Его торжественно внес Селиверст и поставил на край стола.
    Детишки загалдели. Фрося положила каждому по нескольку пирожков, налила молока из большой крынки. Селиверст налил себе и жене по маленькой, выпили.

  - Уезжаю я завтра надолго, до июня месяца, наверное. Может, раньше приеду, если лед на реке в апреле тронется. Посмотрим, зима пока холодная, – Селиверст посмотрел на Колю и улыбнулся, - за старшего мужчину остаешься, гвозди и инструмент знаешь где. Починишь если что. С голубями осторожнее, проверял вчера лестницу в голубятню, вроде крепкая, но посматривай. Следи, чтобы толь с бревен не сдуло ветром, прибей, если заметишь. Дом надо строить – ишь семья какая большая. Немного леса есть, привезу бревен еще и летом дом большой зачнем. Каждому по комнате будет. Вона Фрося уже невеста - будет, куда мужа привести.
    http://proza.ru/2024/03/27/1256

    - Ладно, тятя, прямо смущаешь, - Фрося и правда зарделась, в точку видно попал.
    - А ты, Фрося, маме помогай. Огород то большой, десять соток все-таки. Внизу  картошку не садите, часто затапливает. А вы, мелюзга, если огород подтопит, с ванной в лужу не лезьте - она может перевернуться, следите друг за другом.  Учитесь хорошо, не капризничайте, маме помогайте.
    - Настенька, не беспокойся, мы с Ефимом и Михаилом поедем. Путь не близкий, но в одних санях будем, тулупами накроемся. Ты мой тулуп к печке поставь и валенки, пусть погреются. Мяса копченого и сухарей мне хватит, воду из снега и реки добудем. Сахар и чай не забыть бы. Инструмент, спички, курево собрал, чайник, котелок тоже – что еще?
    - Селинька, о нас не беспокойся, береги себя, что-то тревожно мне, по радио говорят всякое, - со слезами в голосе сказала Настя, -денег нам хватит, ты от аванса много дал. Весной картоху, зелень посадим, ребятки помогут и Фрося работать пошла. Пойдем спать, завтра рано вставать.

    Продолжение в главе 2. http://proza.ru/2024/03/27/1288