А если Христос не воскрес? 1

Игорь Лощинин
Евангелия представляют массу проблем для историков, желающих узнать, что же произошло на самом деле.   Действительно ли Иисус воскрес после распятия, как уверены Христиане, рассматривающие Воскресение как «исторический факт»? Являются ли Евангелия источниками, к которым могут обращаться историки, исследующие события прошлого?
Эти вопросы требуют ответа, если мы хотим понять, кем же был исторический, реальный Иисус, прототип Иисуса Евангельского, и существовал ли Он, Иисус из Назарета, которого  250 лет  лет ищут ученые библеисты и историки  -
от убежденных атеистов  до не менее  убежденных догматиков.
 
  Евангелия были написаны спустя 40–65 лет после описанных в них событий, причем людьми, которые не были их свидетелями, жили в других частях света, в другое время и говорили на других языках;помимо перечисленного, они изобилуют расхождениями, некоторые из которых не могут быть согласованы между собой.
Это не тот род источников, на которые вполне могут полагаться историки, желающие установить, что же в действительности имело место в прошлом.
 
Истории, связанные с Воскресением Иисуса, были дополнены, приукрашены, изменены, а возможно, даже выдуманы по мере того, как они в течение долгого времени рассказывались и пересказывались, много лет передаваясь из уст в уста.
Историки не в состоянии использовать методы исторической науки, чтобы подтвердить, что Иисус действительно воскрес из мертвых – даже если они лично в этом уверены. Если историк  верит в реальность Воскресения, то лишь благодаря собственным религиозным убеждениям, а не благодаря историческим исследованиям, потому что вера в Воскресение Иисуса  – предмет религиозного убеждения, а не исторического познания.
 
Люди неверующие не могут опровергнуть «факт» Воскресения  на чисто исторических основаниях. Но тем не менее,  они могут при соответствующем подходе, вооружившись разработанными современными методами исследований , использовать Евангелия как источники для понимания истории Иисуса Христа- человека, который стал Богом .  Такие исследования могут поставить под сомнение главное чудо Нового Завета- Воскресение Иисуса из мертвых, поскольку весь комплекс  связанных с ним событий   в принципе можно объяснить с чисто рационалистических позиций, предлагая  внутренне непротиворечивые версии,  не требующие  предположений о лжи авторов канонических Евангелий и Христа.
 
Иисус Евангелий может быть лучше всего понят как апокалиптический пророк, предсказывавший, что Бог очень скоро вмешается в дела человечества, чтобы ниспровергнуть силы зла и установить здесь, на земле, свое благое Царство. Этот взгляд – не явл. оригинальным представлением Иисуса, его выражение можно найти в учениях других иудеев той эпохи, склонных к апокалиптическому образу мыслей.
НО неизбежен вопрос:«Если другие иудеи во времена Иисуса учили той же апокалиптической точке зрения, то почему  именно Иисус положил начало христианству, крупнейшей религии мира, тогда как другие апокалиптические проповедники  и «мессии» забыты, канув в историю? Почему Иисус преуспел там, где все остальные потерпели поражение?
 
Ответ христиан : Потому, что Он был Богом, а они – всего лишь людьми, и потому Он положил начало новой религии, а они – нет. Согласно этому ходу рассуждений, единственный способ объяснить невероятный успех христианства – это вера в то, что за всем этим действительно стоял Бог.
Однако, проблема с этим ответом заключается в том, что он игнорирует все другие великие религии мира. Не хотим же мы сказать, что всякая крупная и успешная религия исходит от самого Бога и любой из их основателей тоже был «Богом»? Был ли Богом Моисей? Мухаммад? Будда? Конфуций?
 
Итак, остается вопрос: что же сделало Иисуса таким особенным? Отнюдь не Его весть. Она как раз успехом не пользовалась, напротив, привела Его к распятию .
Отвечая на этот вопрос, мы должны признать, что сделало Иисуса отличным от всех прочих, проповедовавших ту же весть, — утверждение, что Он был воскрешен из мертвых. Ничего подобного не говорилось ни об одном другом апокалиптическом проповеднике тех времен, и то обстоятельство, что по поводу Иисуса такие утверждения выдвигались, делало Его уникальным. С верой в Воскресение зародилось движение, поднявшее Иисуса на сверхчеловеческий уровень. Именно вера в воскресение  привела к тому, что сторонники Иисуса стали называть его Богом. Это верование ( но не само событие) – исторический факт.
 
Учеников Христа периодически арестовывали и третировали за проповеди; их предводители не один раз представали перед синедрионом, чтобы ответить на обвинение в богохульстве. Их избивали, секли плетьми, забрасывали камнями и распинали, но они продолжали говорить о том, что Иисус воскрес.
Пожалуй, наиболее очевидной причиной, по которой мы не должны решительно отвергать свидетельства учеников о воскресении, является тот факт, что среди прочих неудавшихся мессий, приходивших до и после Него, только Иисус продолжает считаться мессией. Именно рвение, с которым последователи Иисуса отстаивали веру в Его Воскресение, превратило крошечную иудейскую секту в крупнейшую мировую религию.
 
 Идея Воскресения могла иметь исторические последствия, но само событие находится за пределами истории и принадлежит области веры. По сути, это наивысшее испытание веры для христиан, как пишет Павел «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15. 17).