Программа просвещения и обучения для применения пр

Евгения Пенашкина
Все пункты данной Программы применялись в приведенной последовательности на протяжении всего периода моей работы с людьми, страдающими химической и поведенческой зависимостью с сентября 2002 г. по сентябрь 2023 г.

Для повышения эффективности и силы приведенной ниже Программы информационного воздействия, применяемую последовательность тем следует передавать пациенту и членам его семьи, заинтересованным в его ремиссии, в следующем сочетании форм подачи материала:
1. Индивидуальное знакомство с пунктами Программы и разбор материала  резидентом под руководством психолога.
2. Самостоятельное изучение резидентом приведенных пунктов Программы с материалами данной тематики, в том числе с привлечением наставников из числа ранее ознакомленных с пунктами данной Программы.
3. Использование тем в групповых занятиях с резидентами в малых группах (до 10 человек), средних группах ( 11 - 45 человек), в парных и групповых консультациях.
4. Параллельное изучение тематики Программы с родственникам резидента, заинтересованными в его ремиссии, как индивидуально с психологом, так и на групповых занятиях с психологом в группах численностью до  40 человек очно и до 80 человек заочно.

Темы, подлежащие изучению.

1. Мотивационное интервью. Личная ответственность резидента за участие в процессе собственной реабилитации при выходе в ремиссию по применению ПАВ

2. Отрицание. Система иллюзии и отрицания. Механизмы защиты. Способы выявления защит, мешающих выходу в ремиссию и приемы  их проработки.

3. Приемы проработки психоэмоционального состояния и работы с признаками патологического влечения к веществу.  "тяга" и ее виды. Метод инструментов.

4. Пояснение устройства медико-социальной реабилитации и назначения мероприятий и методов, используемых в процессе индивидуальной реабилитации резидента.

5. Концепция болезни. Биопсихосоциодуховная модель зависимости. Психофизиологические процессы, сопровождающие развитие химической зависимости.

6. Чувственно-эмоциональная сфера. Аффекты. Эмоции. Чувства. Высшие чувства. Настроение. Страсти. Способы работы с данными переживаниями и состояниями.

7. Восприятие. Его отличие у здоровых и химически зависимых людей.

8. Мышление, его роль в формировании состояния, настроения и других конструктов психической реальности реабилитанта. Позитивное мышление.

9. Действия, поступки и деятельность. Отличие повседневных действий в жизни зависимых и относительно здоровых (независимых) людей.

10. Восприятие себя, других людей и мира.

11. Коммуникация. Общение. Отношения.

12. Конфликты и способы их преодоления, стратегии поведения в конфликте.

13. Стресс. Депрессия.

14. Тревога и страх. Их роль в жизни химически зависимых людей.

15. Способы совладающего поведения. Поведенческие паттерны. Конструктивные и деструктивные поступки. Реакции и действия, их осознание и овладение навыками выбора способа реагирования и поведения в процессе выздоровления.

16. Сексуальность. Пол. Гендер.

17. Семья химически зависимого. Дисфункциональные и функциональные семьи, их признаки.

18. Применение различных систем и программ в лечении и реабилитации химически зависимых. Дей топ, минессотская модель, 12-шаговые программы, поведенческая коррекция и др., применяемые в медико-социальной реабилитации.

16. Связь сознания и тела. Осознанность.  Пребывание на здесь и сейчас, принцип "Только сегодня".

17. Я-концепция. Модель Ребенок-Взрослый-Родитель.

18. Нарциссические черты зависимых. Абьюзивные отношения.

19. Формирование здоровых личных и межличностных границ в процессе выздоровления.Модель Карпмана.

20. Мотивы, мотивация и дисциплина. Виды мотивации, формирование мотивов в процессе.

21. Коррекция взаимоотношений с окружением. Безопасная среда.

22. Миссия и ценности в жизни человека.

23. Планирование, основы краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного и оперативного планирования. Постановка целей. Целеполагание.

24. Восстановление ценностно-смысловой сферы.

25. Мораль и нравственность. Понятие Высшей Силы, понимание выздоравливающим концепции Высшей Силы.

26. Работа с дефектами. Модель дерева дефектов.

27. Тождественность понятий дефектов характера и симптомов. Расстройства психики, нервные и психически болезни. Понятие "двойного диагноза".

28. Родительская и супружеская семья. Безопасное устройство семьи.

29. Понятие психотравмы. Связь этого явления со сформированной у индивида
формой  зависимости.

30. Продолжение применения инструментов.  Дневник чувств. Медитация и релаксация.

31. Границы безопасности.

32. Планы и цели выздоровления.

33. Период постлечебного сопровождения. Коррекция ошибок выздоровления.

34. Формирование системы поддержки и самоподдержки химический зависимого. Профилактика срыва.

Рекомендуется использовать методы психодиагностики (в первую очередь, госпитальные шкалы, нейропсихологические пробы и проективные методики) в начале и конце реабилитации, а также промежуточной, особенно на этапе изучения пунктов 3, 7, 11-14, 18-19, 24, 33-34.