Правовые школы в шиитском исламе

Владимир Швец 3
Ислам возник в первой половине VII века и уже на заре своего существования единая мусульманская община (умма) распалась на отдельные ветви — суннизм и шиизм. То, что привело к расколу  исламской религии, изначально лежало в вопросе о характере и природе верховной власти в Арабском халифате. Часть мусульман выразило мнение, согласно которому власть передаётся решением общины самому авторитетному в духовном плане мусульманину из племени курайшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммед. Другая часть мусульман признала семью и прямых потомков пророка его единственными законными наследниками и духовными преемниками. В ходе развернувшейся в начале второй половины VII века между двоюродным братом пророка Мухаммада — Али и его противниками в лице Омейядов острой борьбы за власть образовалась религиозно-политическая группировка сторонников прав Али и его детей. Раскол вышел за рамки династического соперничества внутри Арабского халифата, оказав огромное влияние на судьбу мусульманского мира. Так же это сильно отразилось на возникновении и формировании мусульманского права.
    Процесс становления мусульманского права в Арабском халифате занял несколько веков (VII–Х вв.) и проходил в условиях формирования раннефеодального строя. Наряду с суннитскими школами (ханафитской, шафиитской, ханбалитской и маликитской) у шиитов появляется своя школа - джафаритский мазхаб - названная по имени шестого имама шиитов-имамитов Джафара ас-Садика (умер в 765 г.). Он родился в Медине в семье потомка пророка Мухаммеда и Али ибн Абу Талиба. Мать Джафара была дочерью Касима ибн Мухаммада, который был известным факихом (правоведом) Медины и внуком халифа Абу Бакра. Джафар ас-Садик приобрел ряд последователей и сторонников, большинство из которых принадлежали шиитскому движению. Он изложил основные методы фикха, его по праву можно считать одним из основателей исламской правовой науки. Джафар ас-Садик выдавал правовые решения на основании ясных смыслов Корана и сунны. Современные шииты признают только те хадисы от него, которые восходят к семье Мухаммада. Сунниты же указывают на то, что Джафар ас-Садик никогда не разрывал отношений с потомками других сподвижников Мухаммада. Точно неизвестно, применял ли Джафар ас-Садик суждение по аналогии (кияс), но, несомненно, он выносил решения на основе мнения (ар-рай). Вероятно, он не применял кияса и выводил решения на основании доводов разума (акль). Суннитские богословы считают, что изначально учение Джафара ас-Садика мало чем отличалось от суннитского, но, после его смерти, его правовая практика приняла несколько другую форму. Шииты, естественно, это отвергают.
  В процессе формирования джафаритского мазхаба ученые правоведы и богословы (факихи) разделились на две школы - ахбаритов и усулитов. Ахбариты - традиционалисты, которые опирались исключительно на предания (ахбар), записанные со слов шиитских имамов, как на единственный источник религиозного знания и права (фикха); усулиты - рационалисты, которые пользовались в вопросах богословия и права спекулятивной аргументацией. Противоречия между сторонниками этих направлений обострились после пресечения рода «зримых имамов» - высших авторитетов в делах веры и повседневной жизни. После «исчезновения» последнего шиитского имама собрание преданий (ахбар) стало основным доказательством законности принимаемых правовых решений. Джафаритский мазхаб получил распространение среди шиитов Ирана, Азербайджана, Ирака и Афганистана. Несмотря на свою многовековую историю, школа заняла положение главного шиитского мазхаба только в XVIII веке. Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада». Именно иджтихад, с точки зрения джафаритов, является важнейшим средством реализации веры «как доказательства», а не простого подражания благочестивым предкам. Так же джафариты признают принцип «благоразумного скрывания веры» (ат-такийа) в ситуациях, когда существует угроза жизни мусульманина, и ещё институт временного брака (мута).
  После джафаритского мазхаба следует упомянуть про два значимых ответвлений шиитского ислама – зейдизм и исмаилизм:
  А) Выделение зейдизма из общего русла шиитского движения произошло в 30-е годы VIII в., когда часть шиитов поддержала стремление Зайда - потомка пророка Мухаммада доказать своё право на имамат.  Правовой метод Зейда ибн Али очень близок к практике суннитских мазхабов. В первую очередь он опирается на Коран и сунну. Если там не обнаруживается каких-либо доказательств для вынесения правового суждения, то применяется метод аналогий – кияс. Если же и кияс оказывается неприемлем, то прибегают к доводам разума. У зейдитов иджтихад является открытым.  В противоположность остальным шиитам, они не признают учения о «скрытом» имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры, отвергают антропоморфизм и учение о безусловном предопределении. Зейдиты соглашались с тем, что имам должен быть из рода Али, но отрицали божественную природу имамата и полагали, что имамом может быть любой алид. Они также допускали одновременное существование нескольких имамов в разных мусульманских странах. После гибели Зейда ибн Али в 740 году в войне против Омейядов единое движение зейдитов распалось на несколько групп. В настоящее время зейдитский мазхаб распространён в Йемене. Их численность на конец XX в. - 7 миллионов человек.
  Б) Начало движения исмаилизма связано с именем старшего сына Джафара ас-Садика Исмаила и расколом среди шиитов, часть которых признали своим седьмым имамом другого сына Джафара - Мусу ал-Казима. Впоследствии они стали называться имамитами, а те, кто признал наследником имамата Исмаила – исмаилитами. Исмаилиты верили, что Аллах время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков-«натиков» (проповедник), каждого из которых всегда сопровождал так называемый «самит» (молчальник). В мир должно прийти семь пророков-натиков, до появления которых было семь имамов. После возвращение последнего, седьмого пророка-натика — Мухаммеда, сына Исмаила, в мире настанет всеобщая справедливость и благоденствие. В учении исмаилитов можно выделить два аспекта: екзотеричный (аз-захир) и эзотерический (ал-батин). Аз-захир включает в себя обрядовые и правовые установления шариата, являющимися обязательными для всех рядовых членов мусульманской общины. В свою очередь, эзотерическая доктрина состоит из двух частей: аллегорически-символического толкования Корана и шариата и системы философских и богословских знаний. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для религиозной доктрины исмаилитов, по всей видимости, характерна концепция неограниченной свободы воли, отказ от детерминизма и признания самостоятельного существования атрибутов Бога, характерного для доминирующих направлений в исламе.



  ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
  Если сравнивать правовые школы суннитов и шиитов, то можно прийти к выводу, что в главном все они сходятся: все основатели мазхабов в общем, использовали одни источники шариата. При этом основными источниками являются Коран и Сунна. А второстепенные источники (иджма, кияс, истихсан, урф и ряд других) каждый из них использовал по своему усмотрению. Отличия шиитских мазхабов (в частности джафаритского) от суннитских касаются, в основном, отношения к хадисам Сунны. Сущность самой границы разделения мусульман на суннитов и шиитов, на мой взгляд, лежит не в области правовых вопросов, а в политическом моменте, имеющее историческое прошлое, а именно: в вопросе о передаче верховной власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда. Естественно, с течением времени правовые вопросы стали занимать весомое значение, в достаточной степени найдя своё отражение в жизни всего мусульманского мира. И как следствие всего этого, суннитские и шиитские мазхабы остаются разделёнными, несмотря на схожость.