Обзор источников и литературы по истории Тамбовско

Олег Лёвин
Исторические источники по истории Тамбовской епархии можно разделить на два типа вещественные и письменные. К первым относятся: предметы археологии (нательные крестики, образки, клейма гончарных сосудов, монеты и пр.), предметы церковного обихода (богослужебные сосуды, священнические облачения, иконы, киоты, оклады икон, резные скульптурные изображения), предметы церковного быта (синодики, лампадки, подсвечники, кануны, поминания), храмы и церковные постройки, фотографии, церковные награды. Все эти источники дают прекрасное представление о внешнем бытовании веры в наших краях, а также позволяют восстановить нам ту атмосферу, в которой протекала жизнь верующих в разные эпохи.
Однако подобного типа источники лишь косвенные и полной информации о религиозной жизни в епархии мы не можем получить, имея под рукой только такой тип источников. Более полную картину дают письменные источники.
О самом древнем периоде существования христианства на территории нашей епархии мы находим упоминания в русских летописях, посланиях митрополитов (например, митрополитов Киевских Феогноста и Алексия по поводу принадлежности территорий Червленого Яра). Источники XVII в. писцовые книги дают прекрасное представление о том, сколько и где было в это время храмов, кто в них служил и в каких хозяйственных взаимоотношениях священнослужители находились с окружающими их людьми, к этому же периоду относятся челобитные настоятелей монастырей на имя государей, грамоты, выдаваемые монастырям на владение землей, различные межевые соглашения и хозяйственные документы монастырей. Кроме всего прочего сохранился Тамбовский летописец, в котором можно почерпнуть информацию о возникновении епархии и о первых ее архиереях. Все эти документы в свое время были собраны членами Тамбовской ученой архивной комиссии и опубликованы в ее Известиях, благодаря чему мы и имеем возможность ознакомиться с этими уникальными документами.
Круг источников по XVIII – н. XX вв. более обширен. Хранятся они в основном в Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО) и каждый желающий может их просмотреть. В ГАТО есть несколько чисто церковных фондов: это, прежде всего фонд Тамбовской духовной консистории (ф. 181) насчитывающий более 2500 дел, здесь большой интерес представляют журналы заседаний и протоколы решений консистории, которых сохранилось достаточно много, а главное в регулярном порядке. Представляют интерес и клировые ведомости, где содержатся сведения о духовенстве и храмах епархии, а также ведомости о монашествующих. В фонде консистории также находится несколько приходских летописей – уникальный источник по истории отдельных приходов, отчеты благочинных и несколько отчетов епископов.
Фонд Тамбовской духовной семинарии (ф. 186) также содержит в себе более 2000 дел: журналы заседаний семинарского правления, педагогических советов, списки учащихся и сведения об их успеваемости, свидетельства об окончании семинарии, сведения о преподавателях, документы о нравственной, бытовой и хозяйственной жизни семинарии.
Три монастырских фонда: Козловского Троицкого монастыря (ф. 212, около 600 дел), Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря (ф. 183, более 300 дел) и Оржевского Тишениновского Боголюбского женского монастыря (ф. 211, около 30 дел): в этих фондах есть указы Конситории и епископа, ведомости о монашествующих, рапорты и распоряжения настоятелей, приходно-расходные книги, летописи монастырей, хозяйственные документы.
Помимо церковных фондов есть еще фонды по гражданской истории губернии, в которых можно почерпнуть массу сведений об истории епархии. В фондах Канцелярии Тамбовского губернатора (ф. 2) и Губернского правления (ф. 4) содержатся документы о сектантах и раскольниках, а также взаимоотношениях светских и духовных властей на разных уровнях. Фонд Строительного отделения (ф. 46) дает информацию о строительстве церквей в епархии.
Стоит еще отметить личные фонды А. Н. Норцова (ф. 153) и Б. П. Мансурова (ф. 972), дающие представление о религиозности нашего дворянства.
Отдельной строкой, именно как исторический источник, нужно отметить журнал «Тамбовские епархиальные ведомости», которые издавались с 1861 г. по 1918 г. (в этого год вышел только один номер) сначала 2 раза в месяц, затем еженедельно. Подшивки ведомостей хранятся как в архиве, так и в Тамбовской областной универсальной библиотеке им. А. С. Пушкина, причем там нет номеров за 1860-е гг., а в ГАТО есть лакуны в целом, но зато на месте номера как раз первых лет существования издания. Имеются ведомости и в Тамбовской епархиальной библиотеке, но там всего за пять лет. Для нас это сейчас именно источник, где собрана информация о самых разных сторонах жизни епархии. В настоящее время с цифровым вариантом этого источника можно ознакомиться на сайте тамбовской Пушкинской библиотеки.
Это, пожалуй, главные дореволюционные фонды. После 1917 г. сведения об истории епархии растворились в самых разных фондах, однако их можно структурировать. Если мы хотим собрать информацию о том, как складывались отношения советского государства и Церкви в 1918-1930-х гг., стоит просмотреть фонды Губисполкома, Окрисполкомов (Тамбовского и Козловского), Облисполкома. Для более детальной проработки темы обратить внимание на многочисленные фонды волисполкомов и, затем райисполкомов. Есть сведения о церкви в фонде Губземодтела.
Все что касается репрессий против духовенства и мирян содержаться в фондах Губпрокурора, его помощников (их с десяток), окружных прокуроров, в фондах милиции.
Интересную информацию можно также почерпнуть в фондах Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (бывший партархив), сокращенно ГАСПИТО. Здесь имеются документы, проливающие свет на то, как в губернии организовывались многие антицерковные компании, а также уникальные сводки и беллютени ОГПУ.
Неисчерпаемый материал содержится в периодической печати советского времени. В 1920-1950 гг. «Тамбовская правда» и районные газеты печатали статьи антирелигиозного характера, часто направленные против личностей. Впрочем, источник этот очень специфичен и относиться к нему надо с большой долей скептицизма и осторожности.
Послевоенный период в истории епархии можно изучать с большими подробностями. Пожалуй, это единственный «положительный» момент в создании института Уполномоченных по делам религий. Начиная с 1943 года и по 1991 год все документы, касающиеся церкви аккумулировались в фонде Уполномоченного (ф. Р5220) в котором 4 описи и одна из них (оп. 4) состоит полностью из личных дел священнослужителей (она засекречена). В общей сложности в фонде почти 2000 документов, и они прекрасно иллюстрируют жизнь епархии в период 1940-1980-х годах.
Постсоветский период в истории епархии и современное положение их в источниковедческом смысле темное пятно. В государственные архивы церковные документы не сдаются, а епархиальный архив для работы исследователей закрыт. Остается единственный источник: журнал «Тамбовские епархиальные ведомости», светская пресса и официальный сайт Тамбовской епархии, существующий с 2002 года. С 2008 года газета «Тамбовские епархиальные вести» преобразована в полноцветный журнал, который с 2009 года стал выходить под прежним своим названием «Тамбовские епархиальные ведомости», продолжая преемственность традиций, заложенных еще святителем Феофаном Затворником в 1861 году. Вот все что можно кратко сказать об исторических источниках по истории Тамбовской епархии.
Переходя к обзору литературы, следует отметить, что дореволюционный период, это время накопления материала, его систематизация и попытка практического применения в качестве церковно-исторических справок. И здесь есть ряд имен, внесших существенный вклад в сбор сведений об истории епархии.
Это, прежде всего протоиерей Стефан Абрамович Березнеговский (1797-1868 гг.). Он был первым исследователем истории епархии, ему принадлежит труд по истории строительства Спасо-Преображенского собора г. Тамбова, по истории тамбовского сектантства и статья, опубликованная в «Тамбовских епархиальных ведомостях» в 1861 году под громким названием «История Тамбовской епархии», хотя собственно сама история была доведена лишь до первых тамбовских епископов. Отец Стефан проследил обстановку в крае до появления городов, высказал некоторые мнения о распространении христианства и даже выдвинул предположение о подвластности первых тамбовских епископов Рязанским митрополитам (в статусе викариев). Протоиерей Стефан Березнеговский занимался историческими изысканиями так сказать в свободное от работы время, это было его хобби. Он был настоящим знатоком церковной старины и подвижником своего дела.
В некотором роде продолжателем его деятельности стал протоиерей Георгий Васильевич Хитров (1820-1893 гг.), однако деятельность эта протекала уже в официальных рамках: в 1851 году при Тамбовской духовной семинарии был создан Тамбовский церковно-исторический комитет, основной целью его стало создание описания Тамбовской епархии. В конечном итоге в 1861 году была издана книга «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» под редакцией протоиерея Г. Хитрова. В «Описании» собраны справочные сведения, касающиеся епархии вплоть до 1859 года, однако это было не просто сухое изложение фактов, а концептуально продуманное справочное издание со своей внутренней логикой и в том, что труд получился именно таким заслуга без сомнения отца Георгия Хитрова. Логика труда заключалась в том, что истории епархии рассматривалась с ее основания и мыслилась как история деятельности епархиальных архиереев.
Безусловно говоря о литературе по истории епархии нельзя не упомянуть об Иване Ивановиче Дубасове (1843-1913 гг.), в его основном труде «Очерки по истории Тамбовского края» (начал издаваться в 1881 году) много места уделено истории местной церкви. Главная заслуга И. И. Дубасова заключается именно в том, что он не отрывал историю церкви от истории губернии, понимая какое исключительное значение, сыграло христианство в становлении нашего края.
Несколько работ тамбовских любителей церковной старины посвящены описаниям жизни подвижников благочестия. Они, эти описания, стали основанием для составления житий подвижников после их прославления в лике святых. Среди этих работ стоит отметить труд Н. Молчанова (в будущем архиепископа Виленского Никандра) под названием «Жизнеописание свт. Питирима, епископа Тамбовского», выдержавшего два издания 1885 и 1914 годов. Это наиболее полное описание жизни нашего святителя, оно и сегодня является единственным в своем роде.
Протоиерей И. М. Сладкопевцев оставил нам жизнеописание прп. Марфа (Апариной), помещенное в журнале «Странник» за 1862 год, а затем попавшее в многотомное издание «Отечественные подвижники благочестия» 1912 года.
В 1897 г. появилась книга А. Щеголева «Краткий очерк жизни Козловского юродивого Ивана Семеновича Григорьева», отдельной маленькой брошюрой была издана книжица о тамбовской страдалице Марии Черновой автором которой стал В. Быков. Помимо этих работ драгоценные сведения в «Тамбовских епархиальных ведомостях» мы можем найти о Николае Савельевиче Чернеевском, иеромонахе Трегуляевского монастыря Августине и о многих других. Характерной особенностью всех этих статей, брошюр стало то, что фактически все они были сборниками воспоминаний о том или ином подвижнике людей, знавших их, общавшимися с ними и часто были записаны по горячим следам.
В дореволюционное время составлены историко-статистические описания почти всех наших крупных монастырей. Описания были изданы или отдельными брошюрами, или же опубликованы в ТЕВах. Есть описания Козловского Троицкого мужского монастыря, Санаксарского мужского монастыря, Вышенской пустыни, Кирсановского Тихвино-Богородицкого женского монастыря, Тамбовского Вознесенского женского монастыря, Оржевского Боголюбского Тишениновского женского монастыря и других. Такие описания составлялись по стандартной схеме: история основания, основные этапы развития, храмы и постройки, настоятели, святыни. Кто-то из авторов помещал в описание небольшой патеричек (как например игумен Тихон в своем очерке о Вышенской пустыни), кто-то больше рассказывал о настоятелях, но среди всех описаний монастырей выделяется и по своему объему, и по подробности изложения «Описание Саровской Успенской пустыни» изданное в 1906 году. Сводный историко-статистический труд о монастырях и монашеских общинах был помещен в «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» 1911 года издания.
Ряд очерков в ТЕВах было посвящено истории приходов наиболее интересные из них это очерки о приходе с. Раево Моршанского уезда (написанный профессором Казанской Духовной академии И. Покровским) и очерк о приходе с. Кермись Шацкого уезда (автор священник П. Курганский).
Эпоха, последовавшая за 1917 годом, отмечена печатью полного отсутствия интереса к церковной тематике. Лишь в 1970-х годов вышло несколько трудов Клибанова посвященных сектантству (в значительной мере с использованием тамбовского материала).
Правда, в этот период заметен некоторый интерес к истории почитания св. источников в епархии, издано по этой теме несколько брошюр: «Правда о святом Питиримовском источнике», «Приключения Скорбященской Божией Матери». Это были все антирелигиозные брошюрки, написанные с определенной целью, но, тем не менее, какую-то информацию несли и они.
Падение советской системы, начавшееся «православной возрождение», не отмечено проявлением какого-либо острого интереса к епархиальной истории. Долгое время (с 1992 года) в этом направлении работала В. А. Кученкова, заведующая при архиепископе Евгении (Ждане) епархиальным архивом (до 2001 года). Почти все ее книги носят компилятивный и справочный характер, да они и составлялись как справочники. Такими можно назвать «Святыни Тамбовской епархии» 1993 года и «Жития Тамбовских архиереев» 1998 года. Однако по праву Валентину Андреевну можно назвать историком тамбовских храмов, так как ее книга «Тамбовские православные храмы» 1992 года и действительно раскрывает нам дотоле неизвестные страницы истории строительства наших храмов. Последняя книга Кученковой по церковной тематике «Архиепископ Евгений: Возрождение традиций» (Тамбов, 2004).
В книге изданной коллективом авторов Лёвин О. Ю., Просветов Р. Ю., Алленов А. Н под названием «Кирсанов Православный» (Москва, 1999, второе издание 2012 г.), собран огромный фактический материал по истории небольшой части епархии, а именно Кирсановского уезда (после 1940-х гг. соответственно Кирсановского, Уметского, Гавриловского и Инжавинского районов). В этом труде много воспоминаний участников описываемых событий и впервые сделана попытка не только описать, но главным образом дать срез именно религиозной жизни народа, и изучить те условия, в которых она протекала. Много лет спустя почти по аналогичному образцу была подготовлена книга «Моршанск православный», авторы ее Озорнов И. А., Федосеева Н. Л., Лёвин О. Ю. (Тамбов, 2010 г.)
В начале XXI века появились две серьезные монографии: С. А. Чеботарева «Тамбовская епархия 40-60-е гг. XX в.» (Тамбов, 2004 г.), и Алленова А. Н. «Церковь и власть: Тамбовская епархия в 1917-1927 гг.» (Тамбов, 2005 г.). Об истории мичуринских храмов рассказывает книга журналиста Белых М. «Сказание о Козловских храмах» (Тамбов, 2001 г.).
По местной агиографии издано две брошюры «Тамбовский патерик» (Тамбов, 1999 г.). В книге первой собрана краткая информация о тамбовских святых, во второй о подвижниках благочестия г. Тамбова. Теме жизнеописания подвижников благочестия посвящены также следующие труды: «В западне Российского безбожия» (Москва, 2003 г.) о иеросхимонахе Павле (Гулынине), подготовленной к печати его внуком протоиереем Александром Сарычевым, «Мичуринская подвижница схимонахиня Серафима (Белоусова)» (Мичуринск , 2004 г.) сборник воспоминаний о подвижнице, где вымысел очень сложно отличить от правды, «На службе Богу и России» (Москва, 2002 г.) сборник трудов архиепископа Феодора (Поздеевского) в бытность его ректором Тамбовской духовной семинарии. Здесь стоит отметить отличную вступительную статью Р. Ю. Просветова о семинарии 1904-1906 гг. Он же в 2022 г. ииздал жизнеописание митрополита Вениамина (Федченкова) под названием «Жизненный путь митрополита Вениамина (Федченкова). 1880 – 1961».
К обретению святых мощей преподобной Марфы Тамбовской, Тамбовская епархия подготовила прекрасно изданную книгу «Жизнеописание преподобной Марфы Тамбовской» (Тамбов, 2007 г.). Помимо жизнеописания в книгу вошел рассказ об истории Кирсановского Тихвинского-Богородицкого монастыря, а также описание обретения св. мощей и торжеств в честь обретения.
В последние годы было издано три справочных издания: «Тамбовская энциклопедия» (Тамбов, 2004, переиздана с дополнениями в 2021 г.). Здесь более сотни статей, касающихся местной церковной истории и фотоальбом «Храмы Тамбовской епархии» (Тамбов, 2005 г.). В альбоме есть изображения практически всех ныне действующих храмов, а если учесть, что на сегодняшний день некоторых из них просто не существуют в природе (Верх Шибряй, Пересыпкино), то ценность подобной книги возрастает. И наконец «Тамбовский мартиролог», авторами-составителями которого стали протоиерей А. Сарычев и В. Н. Сафонов (Тамбов, 2007). Здесь собраны краткие сведения о репрессированных за веру в годы гонений. В 2014 г. к 100-летию со дня прославления свт. Питирима Тамбовского было издано его жизнеописание, составленное дореволюционным историком С. Н. Введенским, а также 3 тома жизнеописаний «Священнослужителей, монашествующих и мирян, пострадавших за Христа».