А название такое, право слово, боевое...

Нина Битяй
В Красносельском районе, как и на всем юго-западе Санкт-Петербурга, еще с 60-х годов проспектам, улицам, площадям присваивались названия, связанные с темой героической обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В Солнечном городе около пяти лет назад появился новый топоним – улица Генерала Кравченко. Летчик, генерал-лейтенант авиации, участник обороны Ленинграда, дважды Герой Советского Союза Григорий Пантелеевич Кравченко. А что мы знаем о нем, кроме этих официальных званий? Сегодня мы расскажем об этом человеке.

Истоки

Григорий Кравченко родился 29 сентября (12 октября) 1912 года в многодетной крестьянской семье в селе Голубовка, сегодня это село – административный центр Голубовского сельского совета Новомосковского района Днепропетровской области Украины.
В 1923 году вся семья перебралась в село Звериноголовское Курганской области. Зимой Григорий учился в сельской школе, а летом работал подпаском. В 1924 году он стал пионером. В 1928 году он уже комсомолец. Вскоре его избрали членом бюро ВЛКСМ школы, в декабре 1929 года был избран членом райкома ВЛКСМ, внештатным секретарем райкома комсомола. Осенью 1930 года принят кандидатом в члены партии.
В 1930 году окончил школу крестьянской молодежи и поступил в Пермский землеустроительный техникум, который вскоре был переведен в Москву. После первого курса в 1931 году был призван служить в Красную армию. В этом же году вступил в ВКП(б).

В авиации

Когда зимой 1931 года было опубликовано обращение IX съезда ВЛКСМ с призывом «Комсомолец – на самолет!», ответ советской молодежи был единодушный: «Дадим 100 000 летчиков!». Григорий подал заявление с просьбой направить его в авиацию. По спецнабору ЦК ВКП(б) в мае 1931 года он был направлен в 1-ю военную школу летчиков им. Мясникова в Каче. Учебную программу настойчивый и дисциплинированный курсант прошел за 11 месяцев.
В 1932 году по окончании авиашколы отличный мастер пилотажа остался в ней работать летчиком-инструктором. В 1933–1934 годах быстро освоил истребители И-3, И-4, И-5.
С 1934 года служил под Москвой в 116-й истребительной эскадрилье особого назначения. Эскадрилья выполняла спецзадания. Григорий был командиром звена. Участвовал в испытаниях динамореактивных авиационных пушек Курчевского. За успехи по службе был награжден 25 мая 1936 года орденом «Знак Почета». Вскоре его назначили командиром отряда. Однажды во время испытаний в одном вылете за 140 минут он совершил 480 фигур высшего пилотажа!

Эскадрилья особого назначения подчинялась непосредственно наркому обороны Ворошилову. По его приказу летчики участвовали в парадах, над Тушинским аэродромом летали связанной пятеркой, выполняя фигуры высшего пилотажа. В августе 1936 г. Кравченко был награжден грамотой ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Осоавиахима СССР за отличную работу по подготовке и проведению авиационного праздника, состоявшегося 24.08.1936 года.

Мастер пилотажа

Но не всегда праздники заканчивались поощрениями. Однажды эскадрилья возвращалась из Москвы после очередного парада. Полковник Сузи разрешил летчикам минут пять полетать над военным городком в честь праздника. Прошло время, все машины уже приземлились, а Кравченко все крутил фигуры над церковью, едва не касаясь ее куполов.
– Вот негодник, что вытворяет! — возмущался Сузи.
Когда «негодник» приземлился, то получил крепкий нагоняй от командира.
– Ты что же, голубчик, делаешь?! Жить надоело? Под арест!
Объявленное взыскание Кравченко в назидание остальным отбывал на гаупвахте.
В феврале 1938-го старший лейтенант Кравченко был направлен в Китай для оказания помощи китайскому народу в борьбе с японскими захватчиками. Там он участвовал в народно-освободительной войне в Китае в апреле–августе 1938 года, совершил 76 боевых вылетов, провел 8 воздушных боев, лично сбил 3 бомбардировщика и 1 истребитель противника.
В воздушных боях Кравченко проявлял невиданную дерзость. Во время знаменитого воздушного сражения 29 апреля Кравченко сбил два японских бомбардировщика. А вскоре в воздушном бою сбили самого Кравченко. Тогда он выжил – спас китаец.

14.11.1938 года старший лейтенант Кравченко был награжден орденом Красного Знамени. В конце декабря 1938 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание майор. Он продолжил службу в НИИ ВВС, в отряде Стефановского. В декабре 1938 – январе 1939 гг. Кравченко провел государственные испытания истребителя И-16 тип 10 с крылом «М», в феврале-марте 1939 г. – И-16 тип 17. Кроме того, он провел ряд испытаний истребителей И-153 и ДИ-6.
22.02.1939 г. за образцовое выполнение спецзаданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленный героизм майор Г.П. Кравченко был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 120.
23.05.39 г. 22-й истребительный авиаполк прибыл в Монголию. Первые бои полк провел крайне неудачно. Было сбито 14 наших самолетов. 11 летчиков погибли. Японцы потерь не имели. Кравченко учил: «Постоянное стремление атаковать – верное условие победы. Мы должны осуществлять наступательную тактику так, чтобы наш самолет, обладая преимуществом в скорости и огневой мощи, всегда походил на щуку среди плотвичек!.. На то мы и называемся истребителями, чтобы истреблять противника!..».
О непревзойденном боевом мастерстве Кравченко свидетельствует и результат показательного воздушного боя, проведенного в начале августа между ним и командиром группы И-153 полковником Кузнецовым. При первом сближении уже на третьем вираже И-16 зашел в хвост «Чайке», при втором – это произошло уже через два виража.
Майор Кравченко за время боев на Халхин-Голе провел 8 воздушных боев, сбил 3 самолета лично и 4 в группе.

Стремительная карьера

29.08.39 г. за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, дающий право на получение звания Героя Советского Союза, майору Кравченко было присвоено звание дважды Герой Советского Союза. Правительство МНР наградило его орденом «За воинскую доблесть» (10.08.39).
Григорий Кравченко успел повоевать и в советско-финской войне с декабря 1939 года. Там он командовал Особой авиагруппой. Если погода была сложной, а задание особо ответственным, во главе групп непременно шел сам командир. За мужество и героизм, проявленные в боях с белофиннами, 12 летчиков Особой авиагруппы были удостоены звания Герой Советского Союза.

В декабре 1939-го майор Кравченко стал полковником, а спустя месяц в январе 1940-го он был награжден вторым орденом Красного Знамени. 19.02.1940 года ему было присвоено воинское звание комбриг. В апреле 1940-го Кравченко было присвоено воинское звание комдив, а 5.06.1940 года в связи с введением генеральских званий для высшего командного состава РККА ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.
После окончания советско-финской войны Кравченко занимался созданием и обустройством авиабаз в Прибалтике, а с июля 1940 года командовал ВВС Прибалтийского особого военного округа.

Великая Отечественная

Вспоминает маршал авиации Руденко: «С первых дней Великой Отечественной войны Кравченко – в действующей армии. Наблюдая за ним на Юго-Западном фронте, я убедился, что он действительно рожден для воздушного боя: необычайно крепкого телосложения и в то же время подвижный, с зоркими глазами и уверенными движениями. Как командир он действовал решительно, наладил четкое взаимодействие авиации с наземными войсками. За время боев на фронте части ВВС 3-й армии под командованием Кравченко уничтожили 27 вражеских самолетов, 606 танков, 3199 автомашин с войсками и военными грузами.
Кравченко считал, что истребитель – это не профессия, а призвание, что каждый воздушный бой требует не только отваги, но и творчества и что командир должен сам постоянно летать.
– Ведущий – я, – говорил генерал и шел во главе эскадрилий».
В марте-мае 1942 г. Кравченко командовал ударной группой № 8 Ставки ВГК.
23.07.42 г. генерал-лейтенант авиации Кравченко был назначен командиром 215-й истребительной авиадивизии.

Последний бой

Последний его вылет был 23 февраля 1943 года. Они взлетели в 12.45. Набрали высоту 3000 метров. Видимость была затруднена из-за дымки. Группа советских самолетов вступила в бой.
Свидетелями последнего боя Григория Пантелеевича Кравченко оказались артиллеристы 2-й батареи 1-го дивизиона 430-го гаубичного полка большой мощности, действовавшего в составе 2-й ударной армии. В тот день батарея вела огонь по Синявинским высотам. В небе с самого утра барражировали наши самолеты. То тут, то там возникали воздушные бои.

Старший лейтенант Матвеев и лейтенант Шанава находились на огневой позиции, расположенной в балке, окруженной лесом. Они наблюдали бой четверки советских истребителей с превосходящими силами противника на высоте примерно 1000 метров. Среди нашей четверки особо выделялся стремительностью своих атак один истребитель.
Полковник в отставке Павел Матвеевич Матвеев, свидетель того воздушного боя, рассказывал, как артиллеристы изумились отваге летчика, виртуозности и смелости его пилотажных приемов. Такого лихого пилота они видели впервые. Вот, не выдержав лобовой атаки, немец рванулся вверх. Наш летчик дал по врагу короткую очередь, и тот круто пошел вниз, оставляя за собой черный шлейф дыма. В это мгновение два Bf.109 упали сверху на самолет героя. Он уклонился от атаки и так низко вышел из пике, что преследующий его «мессер», не успев сманеврировать на малой высоте, врезался в землю.

Наш пилот резко бросал самолет то в одну, то в другую сторону с одновременным снижением, уходя из-под удара противника и тут же занимая выгодную позицию для очередной атаки. Летчик взмывал вверх, делал крутые виражи, и трудно было уследить, как он оказывался в хвосте «фоккера». И что особенно удивительно, он переворачивал машину и так расстреливал вражеские самолеты, сбив еще один немецкий истребитель.
Самолеты поочередно выходили из схватки: возможно, кончалось горючее. Наконец, отважный летчик остался один против пары немецких истребителей, которые нападали на него сверху. Умелым маневром он ушел из-под удара и после резкого разворота зашел в хвост вражеской машине. Очередь с короткой дистанции – и задымил, падая, еще один сбитый им самолет, уже четвертый!
И вдруг Ла-5 пошел со снижением к земле. От него отделилась темная фигура летчика. Артиллеристы ждали с замиранием сердца, когда же раскроется парашют. Но этого не случилось. Летчик упал почти рядом, на бруствер, около орудия. Матвеев и Шанава подбежали к пилоту… Сердце летчика еще билось, он шевелил губами, пытался что-то сказать, но тут же потерял сознание.
По найденному в кармане документу установили, что это был дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Григорий Пантелеевич Кравченко. Артиллеристы знали его по газетам еще с 1939 года. Они осторожно положили генерала на плащ-палатку и перенесли его в землянку, где размещался санитарный пункт. Фельдшер сделал укол, наложил повязки на пулевые раны. Он был жив часа полтора, но в сознание так и не пришел... В правой руке комдива было намертво зажато вытяжное кольцо парашюта с обрывком перебитого тросика...

Память не меркнет

Урна с прахом захоронена в колумбарии Кремлевской стены 28 февраля 1943 года. Герою Григорию Кравченко было всего 31 год. За свою короткую, но яркую жизнь у героя много наград: две медали «Золотая Звезда», орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны II степени, орден «Знак Почета», орден «Красного Знамени за воинскую доблесть» Монгольской Народной Республики.
Приказом Министра обороны СССР № 76 от 31 октября 1955 года Григорий Пантелеевич Кравченко навечно зачислен в списки 3-й эскадрильи 22-го истребительного авиационного Краснознаменного полка, которым командовал на Халхин-Голе.
Его именем названы улицы в 27 городах и селах, в том числе и в Красносельском районе Санкт-Петербурга. Его имя в памятниках, памятных досках и в наших сердцах.


Источник: отдельные фрагменты воспоминаний заимствованы на сайте «Красные соколы».