Стойте!

Максим Яковлев 2
СТОЙТЕ!!

Задержитесь у этой грани.
Поговорим о драме.
Мастера театра и почтенная публика!
Может, хватит уже паясничать, оголяться, дурачить зрителей, бегать, ползать, и прыгать на сцене?
Может, пора, наконец, заняться делом, на которое призван ТЕАТР?
Может, надо дать под зад современной рутине?
Может, настало время вернуться к его – ТЕАТРА – первопричине?

Мы слишком увлеклись притворным лицедейством. Уже не первый век, как мы втянулись в эту дурную череду спектаклей-представлений: живых картинок мелких бытовых страстишек, любовных игр, насмешек над собой, а заодно над всем святым, пустых занудных рассуждений, всех этих «лишних», «маленьких» людей, всего, чем и без того достала заколебавшая уже реальность, - с младых ногтей до нищей старости…
Все эти «дяди Вани», «Чайки», «Вишнёвые сады», и иже с ними, замысловатая сложность, - нет ничего питающего дух, одна тоска сплошная «мировой души», к тому же, и безбожной…
Все эти булгаковские «Дни», все эти горьковские «Дны», его же «Вассы Железновы», все эти «Дачники», а прежде них, «Женитьбы», «Головлёвы»… Не говоря уже о назидательной «советской классике»…
У современных те же перепевы, различие лишь в большей мере всеядности и развязности, и уже неприкрытом сраме – как телесном, так и моральном…
Ну, признайтесь (только честно!), люди, уважающие себя в сей мимолётной жизни необъяснимой, вам ЭТО действительно нужно для саморазвития? вашей душе ЭТА «пища» действительно необходима?..
То же касается сатиры и военно-патриотической тематики, если они не достали до духовно-высокого уровня, то есть, не тянут на гребень вала, то есть, заняты мелочёвкой, по примеру (сатирических): «Недоросля», «Горя от ума», маяковских «Бань» с «Клопами», михалковских  «Пощёчин»… а также, по примеру (военно-патриотических): «Оптимистических трагедий», «Конармий», «Фронтов» и «Мандатов», и тех, что с ними в одном строю (хорошо, хоть без мата)…

В России, по большому счёту, со времён петровских и до наших дней, и выставить особо нечего. Да, есть у нас на счастье «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» (гениальные, но, действительно маленькие), есть «Ревизор» (не шутка, но Евангельский набат!), есть лермонтовский «Маскарад» («Отелло», правда, посильнее), есть острые островские «Волки и овцы», «Гроза», «Пучина», из того, что поближе, «Вечно живые» Розова, а, что ещё?.. Вопрос не в глаз, а в лоб.

Мне могут возразить театроведы, предвижу, как уже бегут, сбивая столбы, «заядлые театралы», фанатики умильных кухонных историй на подмостках.
Таких немало.
Ну, что же, встретим дорогих гостей.
Погодите тыкать пальчиками. Осведомлён не хуже вас: история театра – моя хорошая знакомая, мы с нею в переписке. Знаю.
Оставим «дионисии» в покое.
Высокий ТЕАТР рождён был с самой высшей ноты – с трагедии: как откровение сакральных смыслов, как разговор небесного с земным, как постижение людьми основ и судеб бытия (и в том числе, самих себя!) Вслед за этим вылупилась, чуть замедля, и комедия. Два антипода, словно свет и тьма. Комедия занимала своё местечко, - где-то путалась под ногами. Вот так и шагали…
(Творцы трагедий! и те, кто великолепно озвучивали их произведения!  Какое счастье, что вы не знали «Системы Станиславского»! Какой облом, какой обман, что мы её узнали!.. Помимо её абсолютно надуманной громоздкой «идейности» (совершенно не нужной на сцене!), она скрывает в себе, по сути, антихристианскую изнанку, а с точки зрения традиций и основ русской культуры – это приговор не хилый. («какая гадость эта ваша заливная рыба!»)
На смену мифическим героям и сюжетам пришли библейские – взлёт Христианства! – всё выше планка: на сцену вышли тайны мирозданья, пути из падшего сознанья к святости!..
Бродячие театры средневековья стали приносить доход. В процесс вмешалась коммерция, и вот уже Шекспир старается совместить зрелищность с глубоким смыслом, причём, первая скрипка отводится именно смыслу. У Шиллера со смыслом выступало послабее, а дальше пошло и подавно, по уходящей...
Причина – реванш рационального, телесного начала («Ренессанс»), над иррациональным бытием, раблезианства над духом строгой веры, как победа барокко над готикой, как пира над постом…
На пьедестал, сколоченный наукой, вскарабкался «просвещённый» человечек, и объявил себя «центром Вселенной».
На место Сакрального водрузили Бытовуху. Вот тогда и хлынула вся эта, с позволения сказать, драма, и растеклась по всей Европе липкой жижей, заглушая последние попытки зачатия трагедий. Развлекаловка-зубоскаловка расцвела пышным цветом. Театр опустился. Сменил котурны на тапочки. Сравнялся (упал) до уровня зоопарка и даже цирка. В лучшем случае, скатился к бабьим сплетням, к досужим пересудам, к посиделкам, где-нибудь в каюте, или английском клубе, отсюда и  «Женитьбы Фигаро», «Трактирщицы», «Тартюфы»… «Пигмалионы», «Пиквики», «Пер Гюнты», «Трёхгрошовые оперы»… само собой, «Странные Сэвиджи» и «Трамваи «Желаний», конечно, «В ожидании Годо», и прочая «нетленка» по течению. Несть им числа!.. (за редким исключением)
Современности не хочется касаться, не замараться бы, - абсурды и эпатажные эксперименты весьма охотно обратились в экскременты…
(Всё сказанное выше в полной мере относится и к музыке, и к изобразительному искусству, и к архитектуре, и к литературе, но их проблемы в данный час – не наша тема)

Довольно мы уже наржались, назабавлялись, наумилялись, - не за горами СУД, и «жалкий лепет оправданий»… Решаем сами.
Решаем, сидя в луже, - КОМУ мы служим?..
Я призываю наш театр, уж коли мы с трагедией не сладим, то к ВЫСОКОЙ ДРАМЕ – время говорить о главном!


Максим Яковлев,
март. 2024 г.