Гараж в России

Николай Игнатущенко
ГАРАЖ, как много в этом слове!
Герой одноименного фильма при угрозе отъема гаража в сердцах заявил: «Да я за него Родину продал»!  Остальные претенденты на получение стойла для своего железного коня, как честные советские люди, отодвинулись от этого отщепенца, но он пояснил, что родина это родительский дом в деревне. Но осадок остался, как и накал страстей по поводу обязательного обладания местом для хранения драгоценного авто.

Гараж для нашего человека это не только место для хранения любимого средства передвижения, но и определенное социально-экономическое явление. По мнению большинства исследователей именно российский гараж отличается от любого подобного строения во всем мире.

Наш гараж это место предназначения:
- хранение автомобиля;
 -ремонт своего авто и не только;
 -мастерская для различных поделок;
 -место душевного общения друзей;
 -сфера отдохновения души;
 -склад хранения нужных и ненужных вещей;
 -погреб для корнеплодов и консервации овощей и фруктов;
 -смотровая яма для обслуживания авто.

И еще много для чего, что каждый может дописать в соответствии с индивидуальными наклонностями и потребностями.

Гаражное братство – это особая общность людей, объединенных внутренним смыслом существования в единстве со средством передвижения и не только. Не важно какой марки у тебя автомобиль, какая его цена. Самая лучшая машина это транспорт, который находится в собственности в настоящее время. Любитель техники на колесах может легко и убедительно доказать преимущество личного ушастого автомобиля марки «Запорожец» относительно «крутого «Мерседеса», стоящего в соседнем гараже.

В гаражной автостоянке можно легко найти помощь, причем, нередко бескорыстную, в ремонте и обслуживании автомобиля, устройстве погреба или смотровой ямы.

В нашем сообществе принято совместное обслуживание и ремонт техники. Так помнится, как сосед по гаражу получил в подарок от любящей жены привезенный из Эмиратов музыкальный центр для вишневой девятки. Владелец дорогой техники с гордостью сообщил, что ауди центр стоит 600 американских денег, это в дальней стране, а в России в два раза дороже. Активный технарь, по - гаражному – Коля-таксист, решил помочь с установкой дорогой игрушки. Через некоторое время электронное устройство закоротило и задымилось. Было шумно!

В ответ на обвинение доброго таксиста в неквалифицированной помощи, Коля резонно заявил, что не нужно было пьяному доверять монтаж сложного оборудования.

Незадачливый потерпевший взялся двумя руками за голову и со стенаниями рассказал о неизбежном и строгом, но справедливом наказании от любящей супруги. Владелец девятки выслушал много теплых слов сочувствия от добрых друзей. Но все решил виновник тягостного события.

На авто рынке, буквально за углом гаражей, можно купить китайскую подделку похожего вида за 50 долларов и установить в машину. Подделка продается с адаптером и проста в установке. Жена в жизни не догадается о подмене подарка. А жизнь бедного, но любимого супруга, будет спасена.

Сказано, сделано! Через полчаса красивый аналог японского чуда красиво звучал на всю авто стоянку. По отзывам жены, которая высоко оценила качество звука новой ауди системы: «Все-таки японская техника всегда на высоте»!

В каждом гаражном кооперативе были свои мастера по ремонту. Особо ценились, так называемые «костоправы» – жестянщики, которые могли из смятого в хлам кузова сделать ровную и блестящую поверхность, без следа былой гармошки по всему автомобилю.

В нашей автостоянке был такой мастер по придуманному имени «Моргунчик». Имя возникло из особенности частого моргания знаменитого костоправа. Правка металла кузовных деталей – это сродни искусству. Думаете, что для выравнивания новой выпуклости на крыле нужно ударить по бугорку? Я тоже так раньше думал! Но оказалось, что ничего хорошего из этого деяния не выйдет! Бугорок уйдет в другую сторону, металл растягивается, а крыло будет нуждаться в море шпаклевки, практически будет испорчено.

Моргунчик не доверял своему взгляду, все неровности мягко исследовались ручками. Затем, несильные, но точные удары молотком, и результат всегда восхищает!
Примечательны вспомогательные средства работы мастера. Правка деталей проводится на куче песка, который привезен для обустройства погреба в гараже соседнего ряда.

При мне костоправ заменял крышу автомобиля «Москвич» – перевертыша. Привезли кузов - донор, с авто разборки. Машина попала в серьезную аварию, но крыша, наверное, единственная уцелевшая деталь.

Покореженная крыша была аккуратно срезана с ремонтированного авто. Стекла и двери на машинах отсутствовали. Моргунчик подобрал на земле две веточки и замерил на машине высоту передней стойки крыши. Палочки устраивались параллельно, острым ножом на них делались две метки на раздвижке по высоте стойки.

Крыша с донора устанавливалась на место срезанной детали, две веточки определяли место стыка, далее сварка завершала важный этап ремонта.

На мой вопрос, почему бы не использовать рулетку для замера, получил ответ мастера – так проще и точнее! Две грязные веточки, подобранные с земли, точнее рулетки! 

На следующий день видел в гараже обновленный Москвич с приваренной крышей. Место стыка было тщательно зачищено, слегка замазано шпаклевкой и готово для установки лобового стекла и навески дверей.

Во время ответственной работы Моргунчик был, как всегда слегка пьян и весел. Иногда во время правки мастер мог под настроение и заявке зрителей виртуозно настучать своим молоточком мелодию из веселой оперетты.
Моргунчик выколачивал своим молотком хорошие деньги. По его словам он пропил уже два автопарка. Вскоре после нашего знакомства мастер «зашился» от злоупотребления горячительными напитками. Купил себе удостоверение водителя и разбитый в хлам автомобиль «Фиат», восстановил его до заводского уровня, гордо и хмуро рассекал по московским улицам. Улыбка была стерта с его лица нехорошими медицинскими препаратами. «Где ты озорной и веселый Моргунчик, мы скучаем по тебе»!

Работы в нашем веселом кооперативе костоправу всегда хватало. Сосед по нашему ряду обнял передними фарами своей четверки «Жигули» очень крепкий бетонный столб. Моргунчик не взялся за ремонт: «Могу сделать, но дешевле будет купить новый кузов»!

Заместитель председателя гаражного кооператива помял крыло своей новой «японки». Владелец вылизанной «Волги» на гололеде по кругу ободрал весь кузов.

Самое интересное, что в аварии всегда виноваты третьи лица. Водитель «четверки» ушел в столб, спасая бабушку, которая неправильно переходила дорогу. А то, что он был хорошо «подшофе» не имеет значения.
«Японка» пострадала из-за собаки, которая внезапно выскочила на дорогу после поворота, а то, что скорость была превышена на 30 км не играет никакой роли.
«Волга» летела по трассе на «лысой» резине.Но водители не виноваты, так «карта легла».

Но народ не унывает. Замена кузова на «Жигулях» заняла две недели. Возник практически новый автомобиль. «Волгу» владелец раскидал до последнего винтика, все детали кузова покрыл антикором, собрал, покрасил в хорошем автосалоне, успешно продал по цене нового авто и уехал за рубеж. «Японку» слегка отрихтовали без перекраски, и прекрасно катается любитель быстрой езды.

Некоторые владельцы гаражей полюбили настолько свои места хранения авто, что устроили в них дополнительные сооружения. В основном, фантазии владельцев уходили вглубь земли. На первом месте, наверное, смотровые ямы. Во времена переходного периода к капитализму автосервисы работали плохо, сети обслуживания развиты слабо. В то время как работы по замене масла в двигателе, фильтров и прочих расходников можно было проводить самостоятельно. Отдельные умельцы текущее обслуживание поставили на поток по сходной цене и с хорошим качеством.

Модно было устраивать погреб для хранения картофеля и банок с соленьями. Но верхом совершенства было сооружение подземного бара настоящим полковником. Снаружи гаража было заметно, что имеется вывод дополнительной вентиляции в строении этого умельца. Я удостоился чести посетить данное заведение. Вход был устроен со стороны смотровой ямы. Красивая небольшая крепкая дверь открывала уютную комнату, примерно 15 квадратных метров. В этом кабинете полковника вдоль боковой стены располагалась барная стойка, украшенная по верхней части мягким светом от красивых плафонов. Перпендикулярно стойки прилепился небольшой диван с маленьким столиком. Около стойки полковник поставил 4 стульчика на высоких ножках.Стены были обиты вагонкой со сложным узором. Потолок представлен накатом из досок толщиной не менее 50 мм.На бетонном полу настелили бордовый ковролин высокого качества.

Общий вид подземного кабинета ввел меня в легкий ступор, несколько минут стоял с открытым ртом. Возник вопрос – как можно было затащить все оборудование через небольшую входную дверь?
Все очень просто! Мебель вся разборная, заносилась по частям и собиралась внизу. В увеселительной комнате было тихо. Дверь гаража и вход в кабинет плотно закрывалась. Была предусмотрена дополнительно вытяжная вентиляция. Для успокоения моей нервной системы полковник налил мне в маленький серебряный бочонок приятно пахнущий коньяк. После принятия лекарства пришлось дать обещание о неразглашении. Сейчас можно спокойно открыть тайну – гаражи давно снесены, а на этом месте красуется высотный жилой дом. Вернее, много домов, целый микрорайон.

Мне приходилось видеть в гаражах жилые комнаты со всеми удобствами, коврами, холодильниками и телевизорами. Есть такая гаражная мудрость - «чем злее у мужика жена, тем добрее у него гараж»!

Но все эти роскошества не идут ни в какое сравнение с обустройством гаражей в славном северном шахтерском городе Воркута.

Для пояснения этого феномена важны географические, демографические и социальные аспекты. Воркута расположена за полярным кругом. Город окружен кольцевой дорогой, за которой нет возможности выехать на автомобиле. Если жители города хотят прокатиться на юга на машине, то ее везут на платформе по железной дороге до большой земли, далее на колесах.

 Мне приходилось несколько лет по роду деятельности бывать в Воркуте по 3-4 раза в год. Приятно вспомнить общение с особыми людьми, которые сохранили теплоту души в суровом климате.
Одна из командировок пришлась на конец июля. Прилетели из жаркой Москвы в костюмах, женщины в легких кофточках.
Из иллюминатора самолета увидел местную стюардессу в зимнем пальто, теплых сапожках и норковой шапке. Как-то сразу стало не по себе! Дальше больше, в небе закружились легкие снежинки, ветерок и температура плюс два градуса.

Нас встретили работники местной администрации и повезли в магазин за куртками.
Сразу за кольцевой дорогой города Воркуты простираются болота тундры. Это очень красиво, если смотреть с борта самолета. Но дачу там не построить, и на машине не покатаешься. Хотя на болотах можно набрать ведро белых грибов без единой червоточины и насобирать бочку клюквы.

Когда нас возили на шахту мимо местных гаражей мы обратили внимание на двухэтажные строения. Причем эти строения нередко были причудливой архитектуры с печными трубами, верандами и прочими излишествами.

Оказалось, что погреб в гараже не построишь, вечная мерзлота. Зато можно устроить второй этаж и полный простор для фантазии собственника.

Можно добавить несколько слов о жизни города и его обитателей. Город Воркута возник в 1931 году как рабочий поселок. 4 января 1936 года получил уже статус города. Освоение и развитие города связано с разработкой месторождения каменного угля высокого качества, пригодного для коксования. Первоначально развитие поселения было основано на труде заключенных. К началу 90-х годов численность населения достигла почти 120 тысяч человек. С тех пор количество жителей постоянно сокращалась, шахты закрывались, люди выезжали на «большую землю». В настоящее время в городе живет немногим более 50 тысяч жителей.

Многим людям некуда выехать из города, продать жилье невозможно, квартиры ничего не стоят, можно купить двух комнатную квартиру за 25 тысяч рублей. Люди согласны продать квартиру за любую сумму, чтобы не платить коммунальные платежи. Квартира в собственности, значит обязан оплачивать.

Русский человек так устроен, что ему нужно обязательно иметь связь с природой помимо стен городской квартиры. Для воркутян таким местом отдохновения стали гаражи. Цена гаража сравнима со стоимостью квартиры, а удобства нередко весомо превышают комфорт городской квартиры.

В приличном гараже этого полярного города должно быть: отопление, городская канализация, вода, резервная система теплоснабжения и электричества, кухня, баня с парилкой, душевая и комната отдыха с приличной мебелью, место для мангала, ну, и конечно, телевизор, холодильник, микроволновка, водонагреватель и прочие удобства. Такие гаражи оформлены в собственность, выплачиваются коммунальные платежи.

Как правило, основной материал изготовления строений – бетон, а отделка помещений – дерево.
Дары природы, полученные в тундровой полосе и переработанные хозяином гаража, имеются в изобилии – грибы в любом виде (соленые, сушеные, маринованные), клюква и клюковка, рыба (вяленая, сушеная, соленая, мороженная), мясо (как правило, оленина: вяленая, свежая, мороженая). Изобилие на столе выходного дня гарантировано!

Цена таких гаражей начинается от 1 миллиона рублей, а площадь может превышать 100 квадратных метров. Ну, и чем вам не дача для отдыха, сажать рассаду и полоть картошку не нужно, отдыхай на здоровье!   

К моему величайшему сожалению, и не только к моему, гаражное счастье уходит. Нет того духа чистоты отношений между людьми, Москва повсеместно сносит гаражи и стоянки. Вместо них устраиваются многоэтажные места для хранения автомобилей. Разрисованные мелкие клетки на бетонном основании продаются по цене двухкомнатной квартиры в средней полосе России.

 Подземные паркинги тоже не лучший вариант. Многие малые реки города загнали под землю или просто засыпали грунтом, стоянки постоянно затапливают. Современные утопленные автомобили трудно реанимировать до состояния здорового организма.
Где наше гаражное счастье? Я буду скучать по нему до конца дней своей жизни!


Фото из Интернета в свободном доступе