Семейное образование - технология будущего

Тэми Норн
 
Не замечали, как много конфликтов происходит между родителями и педагогами начальной школы/воспитателями детского сада из-за неправильного, по мнению родителей, подхода к ребенку, организации самой обстановки в учреждении типа температуры/проветривания/прогулок, питания? Наконец, из-за того, что порой они забирают ребенка из учреждения с синяками и следами укусов. Все подобные претензии, однако, сходят на нет, когда ребенок подрастает и входит в подростковый возраст.

Как разрешить эту проблему? К сожалению, в последнее время мы всё больше сталкиваемся с совершенно нездоровой тенденцией: родителям – заткнуться, пусть всё решают специально обученные специалисты, которым виднее. Короче, ювеналка и фашизм в действии. Ребенок – не мамин и папин, а государственный. Понятно, что такой подход противоречит и этике, и элементарной человечности, и даже вполне себе материалистической физиологии и возрастной психологии. В связи с этим очень больно видеть в фантастике все эти описания интернатов, начиная с годовалого возраста, неизбежно влекущих отчуждение от родителей и разрушение семейных связей.

Но даже если попробовать представить себе идеальные детские учреждения, то мы неминуемо придём к выводу, что организовать таковые в принципе невозможно. Взять, допустим, возраст 1-3 года. За сколькими детьми такого возраста может присматривать воспитатель, чтобы нормально обеспечить их безопасность и развитие? Ну, двое, максимум трое. Сами представьте – тут игрушку не поделили и один уже замахивается, чтобы треснуть соперника ею по голове, тут кто-то бежал, упал и ревет, жаждет утешения. А кто-то в это время, извините, обкакался.

Но такое количество воспитателей просто нереально обеспечить чисто физически, не говоря уже об экономических соображениях. Есть, конечно, ещё вариант каких-нибудь андроидов с искусственным интеллектом. Только согласились бы вы отдать под их присмотр своих детей?

Идем дальше, к более старшему возрасту. Не секрет, что большинство малышей очень плохо переносят начало посещения детского сада. Они плачут, рвутся к маме, начинают болеть. Все дети, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, на некоторое время переключаются из режима развития и познания мира в режим выживания. Стресс может быть настолько сильным, что спровоцирует значительное нарушение психики, иммунитета, при совсем неблагоприятном развитии событий и вовсе развитие тяжелой болезни типа астмы.

Этот крайне деструктивный для здоровья и психики процесс даже назвали специальным термином «адаптация». Ребенок, вырванный из семьи и помещенный в чужую, подчас враждебную, среду, сильно страдает. Он начинает искать в себе, что же он такого плохого сделал, раз родители решили от него избавиться. Это сильно ударяет по самооценке на всю оставшуюся жизнь, а может и вовсе поспособствовать выбору деструктивного поведения, ведь у ребенка внутри имеется установка: раз родители сдают меня в такое место, и не прекращают это делать, даже видя, как мне тут нехорошо, значит, я плохой!

Адекватная стратегия поведения тут только одна – следовать за ребёнком. Если ему не хочется выходить из семьи, значит, не надо выгонять насильно. Разные дети будут выходить в большой мир в разное время, и это нормально. Максимум в подростковом возрасте некоторая сепарация от родителей с расширением круга людей, с которыми взаимодействует ребенок, и мест, где он бывает помимо семьи, всё равно неизбежна.

Есть, конечно, вариант установления теплых личностных отношений, формирования привязанности между ребенком и воспитателем. По аналогии с няней, помогающей растить ребенка бабушкой или иным родственником. Но тут, во-первых, опять же встаёт проблема количества воспитателей. Обеспечить одного взрослого на 5-6, максимум 7-8 детей, очень непросто. Во-вторых, надо отдавать себе отчёт, что чужой человек, воспитывающий вашего ребенка, неизбежно будет транслировать ему свои нормы и ценности, своё отношение к жизни, и всё это может сильно отличаться от ваших.

Теперь поговорим о начальной школе. Сейчас имеется большой опыт частных, семейных школ и отдельных родителей, свидетельствующий о том, что эффективность образования может быть выше в разы, чем то, что мы привыкли видеть.

Во-первых, за счёт индивидуального подхода. У госшколы и вообще классно-урочной системы есть один неискоренимый недостаток. Она в принципе не учитывает интересы и потребности отклоняющихся от некоего среднего уровня детей – как одаренных, так и, напротив, слабых и проблемных.

Первые не достигают того уровня, на который могли бы выйти, и их способности притупляются, не получая должной нагрузки и развития. Вторые и вовсе остаются за бортом, их списывают в педагогический брак с клеймом неудачников, кое-как дотягивая до выпуска по принципу «три пишем, два в уме».

Слабые и проблемные дети – это вообще отдельный большой разговор. Многим из них можно было бы помочь освоить общеобразовательную программу даже на весьма высоком уровне при наличие индивидуального подхода.

Во-вторых, эффективность образования может быть сильно увеличена за счет изменения возраста его начала. Здесь я могу сослаться на свой личный опыт. Как только ребенок стал нормально говорить – пора начинать систематическое обучение. Развивающие игры, музыка, рисование, изучение букв и цифр. Да, мы уже давно не обитаем в крестьянских избах среди природы, но, напротив, живём в мире знаков – пресловутых цифр и букв. Ребенок должен осваивать то и взаимодействовать с тем, что его окружает, а не подчиняться неким абстрактным и устаревшим представлениям о том, что давно кануло в прошлое. Вот только трёх-четырехлетку не посадишь ни в класс из 30 человек, ни даже из 10-12. Поэтому снижение возраста начала образования в рамках системы маловероятно.

Вообще, забегая вперёд, скажу, что освоить 11 классов к 14-15 годам – совершенно реально для любого здорового ребенка при условии индивидуального подхода и качественного систематического обучения, один на один с родителями, родственниками и знакомыми, или репетиторами, либо в минигруппах. А программа начальной школы наверняка в ближайшие пару десятков лет начнёт массово осваиваться уже к 7-8 годам. Естественно, речь идёт о здоровых детях.

Теперь о том, почему индивидуальное образование так эффективно, особенно в начальной школе:

1. Возможность идти в индивидуальном темпе ребенка. Понял материал – идём дальше. Усваивается с трудом – можем и задержаться, отработать более тщательно.

2. Организация обучения в соответствии с темпераментом и иными психологическими особенностями ребенка. Длительность урока, перерывы, возможность проводить его не сидя за партой, а в движении, что актуально для многих гиперактивных мальчиков. Традиционная же школа калечит детей обездвиженностью. Они неподвижно сидят на уроках, им не разрешают бегать на переменах, а после школы кружки и многочасовая домашка. В то время как в этом возрасте они должны бегать, лазать, играть в подвижные игры.

3. Возможность выбора способов отработки учебного материала, исходя из запросов ребенка и возрастных особенностей. Например, ученик может щелкать примеры и задачи, как орешки. А вот оформление этого в письменном виде вызывает у него серьёзные затруднения из-за возраста или индивидуальных характеристик. Поэтому большую часть проделываем устно, или просто вписывая ответы/рисуя криво-косо чисто для себя схему задачи. Соответственно, за урок прорабатываем больше материала, быстрее идём вперёд и не вызываем у ученика отвращения к процессу учёбы.

Оформляем же по всем правилам совсем немного заданий, чтобы ребенок имел представление, как это делается, и потихоньку настраивался и на эту, пока сложную, бессмысленную и неприятную для него деятельность. Естественно, постоянно объясняя и раскладывая по полочкам, зачем это надо.

4.Возможность корректировать программу под ребёнка. По каким-то предметам забегать вперёд, по каким-то, наоборот, отставать с последующим быстрым навёрстыванием в более старшем возрасте.

5.Благоприятная среда. Ребенку не приходится расходовать ценные ресурсы психического и физического здоровья на выживание в подавляющей его враждебной среде, попутно приобретая психические расстройства, заболевания и вредные привычки. Весь его потенциал направлен на то, чтобы стать умнее и сильнее. Время отстаивания своих принципов наступит позже. Да и справиться с этой задачей будет гораздо легче при наличии крепкой психики, адекватной самооценки и хорошего физического здоровья. До подросткового же возраста ребенок по своей природе слепо впитывает и подражает тому, что видит у окружающих.

В Светлом будущем образование будет семейным!