О втором директоре школы 68 станции Балашов

Алевтина Бирюкова
             
       ЛИДИЯ ДМИТРИЕВНА КУЗНЕЦОВА НА 10 ЛЕТ СТАЛА ДИРЕКТОРОМ ШКОЛЫ  №68. От Валентины Ивановны Камышанской, первого директора, она приняла большую школу на окраине города - лидера по  Приволжской железной дороге с ее сплоченным коллективом учителей и учащихся. Лидия Дмитриевна продолжила  школьные традиции и начинания первого директора, нашла общий язык  с коллективом, и  повела за собой   педагогов и  учеников. 
  Она понимала, что ГЛАВНОЕ В ШКОЛЕ - УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Сама часто посещала уроки, учителям давала  ценные советы. В школе продолжилось наставничество. Уходили на заслуженный отдых ветераны, им на смену приходили молодые педагоги, которые нуждались в дружеской профессиональной помощи, поддержке, которую они своевременно  получали. Часто проводились открытые уроки, на которых   учителя делились опытом работы с  молодыми коллегами, учителями города и железной дороги. Школа перешла на кабинетную систему обучения. За каждым учителем закрепили кабинеты, которые учителя самостоятельно оформляли  в соответствии с требованиями времени. Директор обращала серьезное внимание на внешний вид кабинетов, коридоров и даже лестничных проемов, которые играют немаловажную роль в обучении и воспитании учащихся.  Школа продолжала жить полнокровной жизнью.   
    Работали факультативы по многим учебным предметам, проводили дополнительные занятия по сложным темам, их количество возрастало перед окончанием четверти, началом экзаменов. По окончании уроков ребят ожидали предметные кружки. Туристы - любители природы отправлялись на экскурсии и походы по родному краю. Они успешно выступали на городских туристических слетах.  Школьные легкоатлеты после постоянных тренировок, побеждали в соревнованиях по городу и  Приволжской железной дороге
  Обучением и воспитанием занимались    в урочное и внеурочное время.  Одним из главных было  ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.  Каждый класс  постоянно вел поисковую работу,  результаты поиска подводились ежегодно. Подспорьем было хорошо отлаженное тимуровское движение. За каждым классом закрепляли отдельные улицы микрорайона Ветлянки. Вначале  ребята на своей улице  выявляли одиноких престарелых людей, затем начинали шефствовать над ними, оказывали им посильную помощь. Особой заботой и вниманием  окружали ветеранов Великой отечественной войны,  проводили многочисленные встречи, написали немало историй боевого пути ветеранов, что стало началом создания школьного музея Боевой Славы.
    ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ начиналось с постоянного дежурства учеников в своем кабинете. Ребята постоянно  участвовали  в проведении  субботников,   убирали все помещениях  школы, школьного двора,  близлежащих улиц и переулков. Особое внимание уделяли уборке территории Поворинского воинского кладбища, где захоронены   воины, умершие в  городских госпиталях в годы Великой отечественной войны. Накануне  Дня Победы на воинском кладбище  проводили  митинг, к Обелиску Славы возлагали цветы.
    Поддерживалась тесная связь с близлежащими предприятиями.  Официальным шефом школы была Дистанция Пути, но шефствовали и  близлежащие предприятия Ремзавод и Сельхозтехника. Они оказывали материальную помощь, помогали решать многочисленные проблемы школы, в том числе  с ремонтом и отоплением школы. По  просьбе шефствующих организаций, учителя вместе со школьниками оказывали им посильную помощь.  В сентябре старшеклассники участвовали  в уборке урожая. Вместе с шефами они автобусами добирались  до совхозов и колхозов,  собирали на поле свеклу, складывали ее в бурты, обрезали ботву и отправляли  на Пинеровский сахарный завод.
      УЧАЩИХСЯ ГОТОВИЛИ К ВЫБОРУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.  Часто проводили встречи с представителями  профессий необходимых городу,  экскурсии на многочисленные предприятия города, в летное военное училище.
      Многие ученики  занимались в ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Работали эстрадный и духовой оркестры, хор, чтецы, танцевальный коллектив. Они выступали на ежегодных смотрах художественной самодеятельности, на предприятиях города. Каждую субботу старшеклассники готовили и  проводили  школьные тематические вечера, их посвящали  и знаменательным датам. Старшеклассники в торжественной обстановке получали первые паспорта.
   Поддерживалась тесная связь с родителями, которые оказывали посильную помощь в воспитании  детей. Работу возглавлял школьный родительский комитет. В каждом классе был свой  комитет. На учете были все семьи, дети, требующие материальной или другой помощи. Проводили тематические родительские собрания, на которые приглашали специалистов различных профессий.
    Лидия Дмитриевна Кузнецова десять лет успешно трудилась  на посту директора школы, преподавала физику. Она много времени  уделяла не только учебе и воспитанию детей, но и хозяйственным делам, проблемам школы. Когда ушла на заслуженный отдых,  пережила  преждевременную смерть мужа - пенсионера и сына – отставного офицера, у самой случился перелом шейки бедра, после всего пережитого она не  смогла подняться. Ее забрал к себе двоюродный брат в Саратов. Где ее вскоре и похоронили.