Кольку выгнали из школы с пометкой УО

Галина Шестакова
Кольку отчислили из школы. Нет, не за успеваемость, а за то, что он УО. Так, ему сказала школьная врачиха, которая подписала справку.
А что он виноват? Нет. Она сама же и проглядела, когда Колька к ней с головной болью пришел, с урока отпросился. А она ему не поверила, выгнала. А оказался менингит.
И вот после этого Кольку стали звать в школе УО.
Не то чтобы он совсем такой, просто после перенесенного менингита, да еще с осложнением, он соображать стал медленнее. И доверчивым стал. Верил всему, что ему говорили.
— Вашему сыну тут не место, — так матери сказали в кабинете завуча. — У нас школа образцово-показательная! Директора даже почетной грамотой наградили за 1965-1966 учебный год! А вы со своим Колькой. Есть специальные учреждения для таких детей.
Мать Кольку воспитывала одна. Работала на заводе нормировщицей и понимала, какая судьба ждет ее Кольку после этого специального учреждения. Она плакала, уговаривала, но без толку. Взяла документы, тихого Кольку за руку и вышла.
Через два года после учебы в специальном учреждении Колька стал совсем плохо соображать. Мать смотрела на него со слезами и понимала, что скоро он превратится в этого самого УО, как его все обзывают. Она собрала все деньги и решила дать взятку директору школы, чтобы Кольку взяли обратно.
— Василий Петрович, — она ждала его у ворот школы с шести утра. — Василий Петрович! — не смогла себя сдержать, зарыдала и бросилась ему в ноги.
— Так, Мария Ивановна, — он ее поднял, подал свой чистейший носовой платок в клеточку. — Не дело так расстраиваться. Идем в кабинет, поговорим.
В школе была в это время только уборщица тетя Саня и по совместительству сторож. Она посмотрела на зареванную мать Кольки и покачала головой. Эту историю до сих пор обсуждали.
— Тетя Саня, а сделайте нам по кружке чаю, — попросил Василий Петрович. — Там, где-то у меня баранки были, мы сейчас чаю попьем, вы мне расскажете про Колю.
— Возьмите его, Василий Петрович обратно! Он там совсем свихнется!
— Так, а вы зачем уходили от нас? — удивился Василий Петрович. — Ну надо было отдохнуть Коле, после болезни, так отправили бы его в санаторий. Мы бы помогли. Надо было обратиться к Лизавете Павловне, к завучу.
Мария Ивановна, вспомнила, как ей Колькины документы Лизавета Павловна вручала и заплакала.
— Ну, успокойтесь. Конечно же, возьмем Колю, — вздохнул Василий Петрович. — В тот же класс и возьмем. Поможем потихоньку догнать ребят. Я поговорю с классным руководителем.
Колька вернулся в свой же класс. Идти обратно в свою школу ему было радостно и немного страшно.
— Ребята, — классная ввела Кольку в класс. — К нам вернулся Коля. Ему придется нас догонять, вы прошли в это время гораздо больше, чем он. Я очень на вас надеюсь. Коля, ты садись за парту к Верочке, она у нас отличница и тебя подтянет.
Вера подвинула свои учебники и улыбнулась.
— Ребята, вы как пионеры, должны сплотиться и помочь Коле. Давайте на классном часу распределим, кто, с каким предметом ему будет помогать.
Помогала ему только Верочка. Остальным ребятам было все время некогда. Его не обижали, но и в компанию свою не брали. Колька не расстраивался. Старался, выполнял все, что ему строго наказывала Верочка.
— Ты Вера, наверное, в учителя пойдешь? — как-то спросила классная, наблюдая, как Вера уже в пятый раз растолковывает Кольке теорему по алгебре.
— Нет, я решила врачом стать, как дедушка и папа с мамой.
— Тоже хорошо, но подумай, возможно у тебя педагогическое призвание.
Восьмой класс Колька закончил почти без троек. Послаблений ему учителя не делали. Но дополнительно приходилось заниматься.
— Коля у нас молодец, — радовалась классная, — вам ребята с него пример брать надо. Настойчивый. Упертый даже в каком-то смысле. Поставил себе цель закончить хорошо десять классов и посмотрите — в девятый класс только с двумя тройками!
А в девятом классе Колька влюбился. Нет, не в Верочку, как все ожидали. А в самую красивую девочку в классе. И скрыть этого не мог. Смотрел на нее завороженно. Она на него внимания не обращала. А девчонки стали его дразнить.
Кинут на уроке записочку. Написано на листочке в клеточке «КОЛЕ». Он с замиранием развернет, а там написано «Коля, я тебя люблю».
У Кольки глаза округляются, пока он записку читает. А следом ему следующая летит «Коля, я тебя больше не люблю». И глаза снова становятся круглыми. Так и сиди весь урок, сначала одну записку читает, потом другую. А девчонки смотрят и прыскают в кулачки. См
Вера через неделю разозлилась, что, Коля от этих записок стал тройки получать. И после уроков устроила девчонкам комсомольский разнос.
— Вам смешно? Издеваетесь над Колей, а у него успеваемость падает! Он же доверчивый.
— Тебе-то что? Влюбилась в него, что ли?
— Нет. Просто Коля очень хороший. И настойчивый. Если бы вы приложили столько усилий к учебе, сколько он, давно бы золотыми медалистками стали. Отстаньте от него.
Школу Колька закончил с одной тройкой. И сразу ушел работать на завод. Матери помогать.
Через тридцать лет на встречу с одноклассниками Колька не пришел. Уехал с семьей в отпуск. К Вере подошла Марина.
— Тебе открытка от Кольки! — она улыбнулась. Помнишь его?
— Как он? — обрадовалась Вера. — Конечно, помню. А ты с ним виделась?
— Мы работаем вместе на заводе. Я начальник цеха, а он у меня в цехе мастером работает! Окончил техникум на отлично! Представляешь? Женился и у него трое ребят.
— Вот это да! — обрадовалась Вера. — Здоровые ребята? — осторожно уточнила она.
— Да, молодцы! Учились все в нашей школе. Отличники и хорошисты.
— Читай. Он тебе написал, когда узнал, что у нас встреча будет.
Вера достала из конверта открытку, где круглым, все таким же детским почерком было написано:
«Спасибо тебе, Вера. Ты мне очень помогла. Думаю, что ты спасла меня. У меня все хорошо. Я женился, у меня трое детей. Двое мальчишек и дочка Вера. Я стал мастером на заводе. И меня наградили за хорошую работу орденом. Но это только потому, что ты мне помогала».
— Орденом? — удивилась Вера, прочитав открытку. — Правда?
— Правда! — сказала Марина с гордостью. — Представляешь? За самоотверженный труд нашего Кольку наградили орденом Ленина! А все ты, ты Вера. Знаешь, я тогда послушала, как ты нас отругала за те записочки. Так стыдно было, не представляешь. А потом, после института меня распределили на завод. Там Кольку встретила, он работал токарем и доучивался в техникуме. Он очень упорный. Диплом сам писал, иногда только консультировался у меня. А потом и до мастера доработался. Голова у нас Колька!