О фильме Щит и меч

Александр Щербаков 5
Владимир Басов ушел на фронт в 1941 году, едва окончив школу и не успев сдать документы во ВГИК. Он признавался, что пока воевал, мечтал снять картину, в которой будут масштабные батальные сцены. "Но когда все закончилось, понял, что про окопы, атаки и землянки снимать не будет. Поскольку слишком хорошо знает, что такое настоящая война", – вспоминает Александр Басов, младший сын режиссера. Фильм "Щит и меч" рассказал о войне именно так – практически без атак и окопов.

В основу картины "Щит и меч" лег одноименный роман Вадима Кожевникова. Поначалу автор задумал книгу о судьбе разведчика-нелегала Рудольфа Абеля и нуждался в его консультациях. По одной из версий, Абель в категоричной форме отказался сотрудничать, и роман не состоялся.

По другой версии, против темы советской разведывательной деятельности в США выступили представители компетентных органов, посоветовавшие автору написать об агентах времен Великой Отечественной войны.

Прототипом главного героя произведения Кожевникова стал советский разведчик Александр Святогоров, внедренный в тыл немецких войск в 1944 году. На территории Словакии и Польши он организовывал и участвовал в разведывательно-диверсионных операциях. Роман "Щит и меч" вышел в 1965 году.

В 1966 году Госкино приняло решение экранизировать роман. Фильм нужно было сдать в ноябре 1967 года, накануне 50-летней годовщины службы внешней советской разведки, профессиональный праздник которой приходится на 20 декабря.

Времени на съемку масштабного проекта было немного. В качестве режиссера в Госкино видели Владимира Басова, поскольку он умел работать быстро и четко. Сценарий Басов писал вместе с Кожевниковым. Главным консультантом фильма стал Александр Святогоров. Производство картины осуществляла киностудия "Мосфильм" при участии кинематографистов Польши и ГДР.

Отсмотрев многочисленных кандидатов на роль советского разведчика Александра Белова (Иоганна Вайса), руководство выбрало Александра Белявского. Но Басов сомневался. Внешность актера казалась слишком яркой для образа разведчика-нелегала. Он попросил консультацию с бывшими сотрудниками внешней разведки, после которой окончательно убедился в том, что его представление о "незаметном" герое верное.

В роли Вайса режиссер видел Станислава Любшина. Отстоять кандидатуру артиста помог сам прототип – Александр Святогоров. Для Любшина "Щит и меч" стал знаковой работой. Причем не только потому, что принес ему огромную популярность. Оказалось, что исполнитель с детства мечтал стать разведчиком и даже мальчишкой сбегал на фронт.

"Щит и меч" стал блестящим кинодебютом Олега Янковского, сыгравшего офицера СС Генриха Шварцкопфа. Владимир Басов вспоминал: "Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юношу, он сидел за столиком. Сказал ассистенту – вот этот бы отлично подошел на Генриха. Так ведь, наверное, не актер… Оказалось, артист из Саратова, во Львове с театром на гастролях".

В своей картине Басов задействовал актеров, с которыми уже сотрудничал в предыдущих режиссерских проектах: Наталья Величко ("Тишина"), Георгий Мартынюк ("Метель", "Тишина"), Валентина Титова ("Метель").

Новаторством картины стало то, что немцы были показаны достойными и умными врагами. Такой подход был рискованным с точки зрения критики сверху, но себя оправдал. Режиссер отдал роли антагонистов таким серьезным и глубоким актерам, как Вацлаву Дворжецкому, Юозасу Будрайтису, Алексею Глазырину, Алле Демидовой, Альгимантасу Масюлису. На фоне их персонажей сложность задачи и значимость деятельности Вайса в глазах зрителей лишь возросла.

Подобный прием был применен практически одновременно режиссером Евгением Ташковым в картине "Майор Вихрь" (1967). Однако там персонажи-враги не выводились на первый план повествования. Подход Басова к созданию образов нацистов позже взяла на вооружение Татьяна Лиознова в телесериале "Семнадцать мгновений весны".

Сюжет фильма "Щит и меч" требовал съемок в разных локациях. Помимо павильонов "Мосфильма" снимали на территории Калининграда, Латвии, Польши и ГДР. В Берлине как раз шел снос старых зданий, поэтому большинство развалин на экране вполне реальны.

Переезды и связанные с ними бюрократические проволочки сорвали график съемок. К назначенному сроку Басов не успевал. Его неоднократно вызывали "на ковер", требовали ускорить процесс, но режиссер держался. Аргументировал тем, что не может схалтурить.

К тому же, вместо задуманных трех серий Госкино потребовало снять четыре. Картина предназначалась для показа в кинотеатрах – предполагалось делать два смежных сеанса по две серии. Премьера двух первых фильмов состоялась  19 августа 1968 года. Они заняли второе место в прокате. Завершающие серии вышли  3 сентября. По итогам года они оказались на 6 и 7 местах по количеству зрителей.

Конечно, с позиций нынешнего времени фильм кажется фантастическим. Чтобы репатриант из Риги, попавший в Третий рейх в 1940 году и ставший рядовым в немецкой разведке – абвере, там дослужившийся до обер-лейтенанта (старшего лейтенанта на наши деньги), попал в SD, т.е. в политическую разведку и бывший всего курьером, возившим секретные документы между Берлином и, видимо, Швейцарией, стал такой популярной личностью, что приглашался на прием к самому Гитлеру, был лично знаком с Гиммлером людям, знающим немного историю нацистского движения, считается невозможным.

Или такие факты.
Радиостанция, которой пользовался Вайс, находилась в клинике в центре Берлина. Да они там продержалась бы не больше пары-тройки сеансов передач, её бы вычислили и захватили гестаповцы. Что за подземный концлагерь рядом с Берлином, откуда спасал заключенных Вайс и русский десант?  Или нападение на лагерь, где содержалась связная, роль которой исполняла Величко.  Чтобы всех освободившихся заключенных переодеть и выдать документы в генерал-губернаторстве, т.е. на оккупированной Польше и не дать им быть пойманными гестаповцами, усилий Вайса и группы интернационалистов, которой руководил бывший пленный офицер, роль которого исполнял Мартынюк, явно недостаточно. В общем, ляпов в этом четырехсерийном фильме хватает. Но он очень понравился отечественному зрителю, ведь тогда еще не вышел фильм «Семнадцать мгновений весны».