Старость как жалость к миру...

Анатолий Апостолов
         
          
           СТАРОСТЬ КАК ЖАЛОСТЬ К МИРУ
      
     …Никого почти,  что не осталось.
     Стоит поклониться до земли...
     Жили там, где многим выживалось...
     В свет уходят, тающий вдали...

    В добрый путь! В последнюю дорогу...
    Любим, помним и благодарим...
    Тем, кто остаётся, — их немного! —
    Скажем, что их любим, не смолчим!..
            
                Наталья КОНОПЛЁВА-ЮМАТОВА, 2024

         У каждого индивида своя неизбежная старость со своим багажом   чувств, переживаний  и мыслей. 
        У кого-то из долгожителей  последние годы жизни наполнены острой  до слёз жалости к самому себе,  любимому,  такому  покинутому  и   одинокому.  У других наоборот —  «осень патриарха» наполнена    безмерной  жалости ко всему  миру, ко всему живому, в том числе и к человеку, даже  к самому  талантливому  и во всём успешному.
         Я долго жил, и никогда не забывал слова своих мудрых предков о так называемой «мировой скорби»  и вселенской жалости  —   никогда  никого не жалей всуе, на словах, если не в состоянии помочь людям на деле  в их горестях и нужде.
         Этот  завет отцов и дедов был оригинально выражен в стихотворной форме одним из   выдающихся русских  поэтов-философов кромешной Смуты 90-х годов,  эпохи безвременья и   безнадежья:
            Никогда никого не жалей
            На словах, коли  впрямь не поможешь.
            Никогда на чужие не пей
            И не пей на свои, если можешь.
                (Лев Котюков)
   
      Трудно возразить этим  житейским, мудрым заповедям на всех  этапах жизни человека, За исключением глубокой старости, когда  жизненный ресурс и возможности  человека  почти исчерпаны, а вконец  изношенное сердце и  усталая душа   переполнены щемящей жалостью ко всему живому, в том числе и  к людям молодого, цветущего  возраста. Рад бы помочь словом и делом  всем тем, кто остаётся жить после тебя, а ничего не получается — лимит добрых дел  почти израсходован, ничего кроме старческой слезливой жалости не осталось.
       Мне жалко всех —  младенчиков и подростков, девочек и мальчиков, юношей и девушек,  людей разных профессий, как   производственных, так и  творческих.  Мне жалко их до боли в сердце, жалко чисто по-человечески с позиций своей глубокой старости и тотального духовного одиночества.
      Особенно мне жаль людей любознательных, мыслящих, созидательных  и творческих, ищущих,  тонко чувствующих, страдающих и любящих   —  им трудней всего. Большинству из них  ещё при жизни придётся убедиться в том, что их  духовно-интеллектуальные труды не востребованы временем и людьми, оказались напрасными и ненужными.
        Мне мучительно жаль  металлургов и шахтеров, строителей и хлеборобов,  врачей и учителей, «физиков» и «лириков», «ботаников», маркетологов  и менеджеров,  всех тех, кто в юном и зрелом возрасте, несмотря на все невзгоды нашего времени, пишет прозу и стихи.  Мне жалко тех провинциалов и поэтов из глухой глубинки, кто   издаёт  свои книги за свой счёт (порой и  на погребальные деньги), заставляя свои души трудиться день и ночь, в любое время года  при любой политической погоде на дворе.
       Мне жалко всех без исключения  всех тех 880  тысяч авторов, которые  зарегистрированы  сегодня  на  литературном портале СТИХИ. РУ  и 300 тысяч авторов  на портале ПРОЗА. РУ. По сути, все они глубоко несчастные люди, утонувшие с головой в трескучем житейском шуме массовой культуры, растворившиеся как личности в своём великом коллективном  множестве в информационном мировом пространстве.  Да, среди них много тщеславных версификаторов,  графоманов и интернетных компиляторов, но при особом старании, с помощью искусственного интеллекта, среди них   можно обнаружить сотни и даже тысячи  самобытных самородков, людей   талантливых от Бога, весьма одарённых дилетантов-подражателей и эпигонов, глубоко культурных и образованных составителей художественных текстов.
      Среди них нет,  и не может быть  полных бездарей и невежд — у  каждого из них (при особом старании) можно найти хотя бы одно удачное (и даже гениальное) стихотворение,  мудрое изречение и афоризм. По мнению дочери известного литературного критика Льва Анненского,  Марии Львовны (1958-2019) — российской поэтессы и литературной переводчицы, только на одном портале «СТИХИ. РУ» при   желании,   можно   обнаружить множество  выдающихся произведений самодеятельных авторов  на уровне  поэтов Серебряного века и советских поэтов-классиков.   
      Два-три  самых строгих   литературных критика обязательно  найдут на  заоблачных вершинах    поэтического шлака  сразу    несколько   Брюсовых и Бальмонтов, Ахматовых и Тэффи, Северяниных и Сологубов.  А чуть  пониже  в  этой литературной круче  можно без труда найти   десятки   современных   Асеевых, Багрицких, Безыменских, Городецких, Жаровых.    Среди сотен тысяч пишущих стихи  можно обнаружить по стилю и тематике   множество      Антокольских, Бояриновых, Ваншенкиных, Заболотских,  Исаковских, Лебедевых-Кумачей, Лукониных, Межировых, Михалковых, Наровчатовых, Светловых, Татьяничевых, Уткиных и  Щипачёвых.  Времена меняются, приходят и уходят, а эпигоны и версификаторы остаются.
     Мне очень жалко всех тех авторов, кто публикует свои стихи и прозу на порталах  Интернета, в  «ЖЖ», «ВК», «Мейл.ру».
    Мне так не хочется, чтобы  неустанные труды их беспокойных  душ и сердец пропали даром, ушли в забвение и небытие. Не хочу и не желаю.  чтобы сами авторы навечно оказались в нетях русской культуры. Да-да!   Музыка и поэзия переживут века  —  они  бессмертны, зато  человек, даже самый гениальный и великий,  внезапно смертен. Автор умирает,  и его труды вместе с домашней библиотекой и устаревшим  компьютером выбрасывается родственниками  на   свалку. К сожалению, как сказал поэт: «… гибнут во времени, тонут в пространстве, мысли событья, мечты, корабли…»  Произведения искусства  гибнут не только во времени,  но и в социальных катастрофах —  в смутах. революциях и гражданских войнах. Иногда  вместе с поэтами и художниками.
        Далеко не все, кто сегодня публикуется в литературных альманах и журналах, войдёт в историю русской литературы — может только одно имя из трёх тысяч имён авторов. Сегодня количество писателей увеличивается по мере стремительного  сокращения числа любознательных читателей. Самая читающая в мире страна за десять лет кромешной Смуты  превратилась в страну бездумных потребителей, случилось   не виданное, прежде не мыслимое, почти анекдотическое —  чукча стал писателем и читателем в одном лице. Свыше   миллиона российских  самодеятельных писателей не успевают читать  тексты своих собратьев по перу.
     Но мне  тех и других мучительно жалко. Жалко всех без исключения,  оптом и в розницу,   каждого в отдельности.
 Никто из них   не сможет больше  написать нам всем в утешение: «Новый короб чувства я навьючил и пошел по новым  берегам…» Никто из них не начнёт свою жизнь сначала, и новые пути  никому не светят.         
      Мне мучительно жалко как  тех, кто трудится под землёй, добывая золото и уголь, так и тех,  кто трудится    душою  на земле, здесь, со мною рядом,  пытаясь таким косвенным и обходительным способом противостоять тотальному  расчеловечиванию в мире.
    Я долго жил и по   себе знаю, как трудно оставаться человечным в социуме,  где богатый всегда умный и всегда прав, где  миром правит злато при помощи булата, где Золотой Телец — Альфа и Омега, всему  Начало и Конец, где  только  «бабло побеждает зло». (Сергей Михеев).
      Была бы моя воля, будь я  миллиардером Абрамовичем, Грефом, Дерипаской, Тинькоффым, Фридманом, будь я на месте Фрадкова или Путина,  я бы для всех 880 тысяч самодеятельных авторов создал специальное мощное издательство, где каждый автор мог бесплатно издать свою книгу. Будь я премьер-министром, министром культуры и министром образования  в одном лице, я бы обязал все библиотеки РФ приобретать за бюджетные деньги у самодеятельных авторов их книги, и создавать из них специальные фонды, как это практикуется, например, сегодня   в Швеции и Норвегии.
    Известно, что  окончательную оценку книгам и творчеству писателя даёт нравственно здоровый социум  и просвещённый, культурно развитый и требовательный читатель, а не политик-олигарх и тем более не банкир, не валютный спекулянт и не представитель  всемогущего Финансового Интернационала. Каким будет  читатель  будущего, и будет ли он вообще, никто не знает. И никому на земле неведомо, чем закончится эпоха  безумного взаимоуничтожения, переполненного завистью, ревностью  и ненавистью.
      Я долго жил и теперь твердо знаю,  что  всё живое на земле, дышащее, летающее, плавающее и ползающее достойно  только одной жалости —  и  завидовать просто  некому.
       Я долго жил, я слишком стар, чтобы завидовать кому-либо,  из людей известных и успешных, гениальных, весьма одарённых и не очень одарённых, но весьма популярных.
       Зависть —  одно из самых разрушительных (и саморазрушительных) качеств человека, она порождает в социуме братоубийство и отцеубийство, кромешные и безумные гражданские войны и революции.
       Все беды человечества начались с зависти, ревности и алчности с «человеческим лицом», с ветхозаветного Каина, нашего прародителя, если верить Священному писанию. «Завистью великою исполнен  был Каин и убил своего брата Авеля» (Иоанн Златоуст).
       Воистину, зависть  всегда была и остаётся по сей день  губительней и страшней любой коррупции и насилия во всех сферах человеческой деятельности, а в  литературе страшней в сто крат, особенно  в нашей «Великой, вечной, неделимой России»,  или, может быть,  в нашем «Славянском  Союзе Суверенных Республик», в новом СССР. (Александр Пыльцын). Жертвами чёрной  зависти стали  многие советские поэты и прозаики, начиная от Сергея Есенина, Бориса  Ручьёва   и заканчивая Николаем Рубцовым и Вячеславом  Богдановым.
        Разрушительная энергия чёрной зависти значительно  сокращает жизнь  не только жертв зависти, но и жизненный ресурс самих завистников.   Многие из них на глазах одного поколения  умерли не от старости,  а от черной зависти к другим, более талантливым и успешным. На почве черной зависти и миссионерской ревности накануне Смутного времени  9 сентября 1990  года  был убит замечательный  просветитель-проповедник  и  религиозный философ, протоиерей  Александр  Мень.   
         Сама по себе природная зависть  не так опасна, опасна зависть агрессивная и целенаправленная, обильно сдобренная политическим доносом, измышлениями и клеветой. В связи с этим, ради личной безопасности  талантливых носителей русской изящной словесности, в конце аморальных,  безыдейных, нулевых годов, со стороны литературных корифеев  в Госдуму РФ поступило предложение принять закон ФЗ «О борьбе с завистью».
      Такое предложение бороться с основными, пещерными инстинктами и первородными грехами  «ветхого», несовершенного, смертного человека на законодательном уровне, только лишний раз подчёркивало,  в каком глубоком духовно-нравственном кризисе пребывала тогда Россия.
       Вслед за законами по борьбе с завистью, алчностью и ревностью, возникла потребность и в других законах, касающихся морально-нравственного здоровья больного постсоветского социума. Несуразность  такого рода «оздоровления» советско-буржуазного общества в олигархической России не раз тогда указывал  российскому  правительству и   правительству  города Москвы глава Русской Православной  Церкви  Патриарх Всея Руси Алексий II (Редигер), тайно и подло  убитый в своих патриарших покоях 5 декабря 2008 года. (Лев Котюков)   Всем нам памятно заявление русских священников «Горе строящему  на крови», опубликованное  в России в январе 1994 года.
      Сегодня мне глубоко чужды попытки современных литераторов-политологов приписывать поэзии и поэтам какие-то социально-политические цели — они  бессмысленны, а ещё бессмысленнее то, когда поэты (в широком смысле — люди искусства) пытаются управлять страной. Броская фраза Евгения Евтушенко: «Поэт в России больше чем  поэт!»  — всего лишь звонкая  фраза идеологического прислужника,   гениального двуликого Януса-лирика и политолога  с человеческим лицом, который «не впадал перед властью в запуганность — испугался себя самого»  (Лев Аннинский)
      Мне жалко по-человечески Евгения Евтушенко,  но  мне  стократ жальче Вячеслава Богданова,  Николая Рубцова и своего земляка Бориса Примерова, доведённого демонами и бесами эпохи до самоубийства.
      Я долго жил и слишком стар, чтобы не понимать, как окружающий меня социум  стал стремительно  у меня на глазах расчеловечиваться и терять жалость ко всему живому и дышащему. Я рад, что моя глубокая старость наполнена в последние годы жизни неизбывной жалости ко всем без исключения людям и животным, которые изначально обречены на мучительное выживание и страдание, на жизнь порой неправедную и незаслуженную за счёт страдания и умерщвления других.
     Я слишком стар, чтобы завидовать чужим талантам и быть болезненно скупым на похвалу. Почти каждое утро я с огромным удовольствием  публикую на своём сайте  лучшие образцы современной самодеятельной поэзии, в основном женской лирики, сосредоточенной  на портале «СТИХИ. РУ» Только так. И никак иначе. И никакой черной зависти  и ревности. Только  одна любовь и духовное взаимопонимание    на пороге Вечности. 
     Чаще всего я публикую у себя женскую лирику, ибо в ней вся  глубина и половодье   чувств,   «вечная весна» и свежесть интимных  переживаний.   В чисто женской лирике, как правило, почти нет политической  философии и  показной патриотической демагогии. На склоне  лет  женская лирика  мне кажется более  душевной, мудрой  и эмоциональной, чем лирика мужская, любовная и гражданская, социальная  и политическая.
     Только вера в Бога и совершенного  Человека, только одна  любовь и духовное взаимопонимание  на пороге Вечности —  вот наше  спасение и утешение!
      Я слишком стар для того, чтобы не жалеть и не любить этот  мир и людей его населяющих.  Уже много лет я стараюсь хоть  в чём-то  быть благодарным людям с чистою душой и благородными помыслами. Я одинаково охотно и радостно публикую на своих страницах оригинальные  стихи  знакомых и незнакомых мне, никому не известных  авторов, маститых мастеров и начинающих подмастерьев, членов поэтических кружков и литобъединений, слушателей литературных курсов и выпускников Литературного института имени Максима Горького, и просто  стихи поэтов-самоучек,  от  самой природы одарённых русских  самородков. Я знаю, что даже у самого заклятого графомана обязательно найдётся удачное стихотворение и даже гениальная строка,  достойная   публикации  на любом носителе инфррмации. 
       В прошлые годы  я публиковал в социальных сетях на своих страницах стихи своих друзей и коллег по перу, знакомых и малознакомых авторов  — Виленского, Когана,  Котюкова, Куксова,  Мамонтова, Романовой-Настиной (Яковлевой), Федосова, Фридмана, Шутова. В прошлом году и в этом, 2024,  мною опубликованы стихи  свыше 60 неизвестных мне  авторов портала «Стихи.ру». Среди них —Наталья Коноплёва-Юматова, Татьяна  Вебер, Юлия Погодина, Мария Бровкина-Косякова, Светлана Водолей, Алена Воля, Вероника Пестова, Марина Юрченко-Виноградова, Татьяна Беляева-Томашевская, Анна Сотникова  Алина Марк, Сергей Поделков, Павел Косяков  и многие другие.
    Я стараюсь это делать каждый день, но у меня  не всегда  это в полной мере получается. Всему виной моя глубокая старость —  старость как фактор понимания и первоистина, старость как  пожизненный срок, старость как жалость к миру и ко всему в  нем дышащему и живущему.

 22.03.2024,  Теракт в России, в Красногорске,   в «Крокус Сити Холле».