В логове врага. Часть вторая

Андрей Грачев 2
Теперь разговор пойдёт о потерях Советских пилотов в Венгрии и Австрии. Напомним расклад сил. С нашей стороны здесь действовали 5 и 17 ВА. В целом, к тому времени обе армии были достаточно организованные, вооружены были новейшими истребителями, опытных лётчиков было хоть отбавляй. Мы уже видели, рассматривая их бои против немецких асов, что лётчики этих армий действовали почти эталонно. Напомним, что противостояли им II группа JG51, весьма неплохо организованная, II группа JG52, грозно звучащая, но на деле не такая уже грозная, I группа JG53, не изобилующая асами, но хорошо организованная, и венгерские истребители, не очень искушённые, но упорные и стойкие противники. Также здесь помощь оказывали штурмовики, порой работающие как истребители. Конечно, вся эта "сборная солянка", сплошь воюющая на бф-109, к тому времени порядком устаревших, переживших пик славы, плохо знающая тактику друг друга, не могла создать серьёзные проблемы советской авиации. Однако были и плюсы. Здесь тоже не было никаких "бросовых эскадр" типа JG6 или JG4. И, как увидим, иногда бои у немцев и венгров здесь получались успешными.

5 ВА первые потери в асах понесла в феврале, однако тяжелые. 19 февраля был сбит видный ас 150 гиап, летавший на Яке-3 - Егоров Николай Сергеевич, имевший на счету 15 побед. В районе Мужла, будучи ведущим четверки, он атаковал группу фв-190, которые прикрывали два бф-109. Эти истребители атаковали и сбили его. Ас был ранен, попал в плен, где после операции лишился ноги. Впоследствии он был освобождён, вернулся в авиацию и даже получил Звание Героя Советского Союза в 46 году. Как видим, разные байки о миллионах репрессированных пленных являются байками и не более того, рассчитанными на глупых людей. Кто сбил советского аса? Видимо, это были немцы, так как венгры обычно не сопровождали штурмовики, кроме того от них заявок не последовало. Но конкретно имя победителя установить невозможно.

На следующий день шестёрка полка вылетела в район Барт-Комендин для прикрытия войск. Ведущим был сам комполка Якименко. Была встречена на сей раз большая группа вражеских истребителей бф-109. Завязался бой, в ходе которого бф-109 смогли "раздергать" советскую группу - лётчики увлеклись индивидуальными действиями, а после боя обнаружилось, что не вернулся великолепный ас Табаков Иван Никитович, 23 личные и 1 групповая победа. Так он и числится пропавшим без вести, никто не видел, как его сбили. Мы посвящали статью этому асу, ему не раз удавалось сбивать сильных немецких асов. Но, увы, воздушное счастье вещь переменчивая... Высказывалось предположение, что сбил его Рудольф Тренкель, однако скорее всего это не так, так как Тренкель действовал большей частью в Силезии, и в тот день там хватало у него работы. Скорее всего, его сбил известный венгерский ас Ласло Поттёнди, который примерно в данном районе заявил "Як", причём точной очередью "отбил ему крыло". Так полк за два дня потерял двух своих ведущих асов.

17 февраля довольно неожиданно весьма тяжёлый бой провела четверка 178 гиап. Она ушла на патрулирование, ведущим был Семенов Владимир Алексеевич, а ведущим второй пары был Евстигнеев Кирилл Алексеевич, человек, которого знают все любители авиации. Атаковали группу фв-190 с бомбами, причём штурмовики шли без прикрытия. Те быстро избавились от бомб и дерзко навязали бой советским истребителям, причём на вертикалях, где Ла-5фн всё ещё не имел преимущества перед фв-190. Тактика правильная: бой на виражах был бы губителен. Советские пилоты бой приняли и заявили 5 побед, но и сами понесли потери. Сам Евстигнеев был подбит и с трудом дотянул до своих, однако на вынужденной самолёт его разбился. Семенову повезло меньше: ас, имевший 6 побед на счету, спасся с парашютом и попал в плен, откуда, к счастью, благополучно вернулся.

21 февраля 5 ВА понесла ещё одну тяжкую потерю: был сбит ас 73 гиап Свеженцев Пётр Никитович, имевший 14 побед на счету, и погиб. По злой иронии, 6 гиад за месяц потеряла всего двух пилотов, хотя и вела бои регулярно. И одним из них был как раз Свеженцев. Он ушёл на прикрытие войск ведущим четверки, группа была атакована бф-109 и, к сожалению, строй был разбит. Свеженцева потеряли из виду, на аэродром он не вернулся. От венгров заявок нет, вероятно победу одержали немцы.

26 марта был сбит пилот 177 гиап Артамонов Николай Семёнович, имевший 28+9 побед, и погиб. Это была тяжелейшая потеря одного из лучших асов 5 ВА. Понесена она не в воздушном бою, во время штурмовки ас сбит огнём с земли. Поскольку никаких полётов немцев не зафиксировано в указанном районе, и заявок никаких мы не находим, то сомнений в причине потери быть не может. Это была единственная потеря аса 5 ВА в марте.

2 апреля понёс потерю 513 иап. В район Пернек отправилась четверка Яков-9 из состава 513 иап, ведущим был Григорьев Александр Григорьевич. Внезапно они были атакованы самолетами совершенно нового типа, судя по описанию, это были ме-262. Сначала эти самолёты атаковали штурмовиков, а потом уже истребители. Атаки шли одна за другой. Григорьев, дав команду своим уходить, прикрывал тыл, отражая атаки врагов. В ходе неравного боя он был сбит и погиб. На счету отважного аса было 9 побед. Установить, кто его сбил, не удалось.

Последней потерей аса 5 ВА в ходе Войны стала гибель в районе Ангерн 9 апреля лётчика 179 гиап Валуева Василия Васильевича, имевшего 13 личных и 9 групповых побед. Этот пилот летал на Ла-7. Он был лишь в чине рядового, так как совершил убийство с особой жестокостью. С учётом его заслуг лётчика оставили воевать, а не отправили в лагерь. В ряде документов ошибочно дата его гибели указывается 19 апреля.

В тот день Валуев в составе звена вылетел на прикрытие наступающих войск. Группу атаковали бф-109, произошёл ожесточённый бой, в котором сбит был Валуев и ещё один достаточно сильный пилот, Маханьков Александр Тихонович, имевший 4 победы на счету. Ещё один самолёт был сильно поврежден и разбился на вынужденной. В общем, победа была полной. На сей раз мы можем точно установить имена немецких пилотов, одержавших победу. Это были "Пиковые", заявками отметились командир I группы хауптман Хельмут Липферт и лейтенант Арно Фишер из 1 отряда, тоже не новичок.

В целом, если подвести итог, то мы можем сказать, что 5 ВА лишилась в боях нескольких значимых асов. Причём это снова были именно групповые бои, а не внезапные атаки, от которых, например, несли основные потери советские асы осенью 43 года. Из этих побед только одна могла быть итогом действий венгерской авиации, и это доказывает, что в то время приоритет в воздушных боях и победах всё же был у немцев.

17 ВА.

17 ВА действовала в тех же районах, что и 5 ВА. И тоже понесла ряд тяжелых потерь.

Тяжелые потери понесла 295 иад 16 января. Было сбито сразу два серьёзных аса. В воздушном бою погиб Черных Александр Александрович из 116 иап, имевший 7 побед на счету. Не вернулся с задания постоянный ведомый Скоморохова, Филиппов Иван Филиппович, имевший на счету 6 побед. По воспоминаниям, при посадке он пошёл на второй круг и... заблудился, причём его самолет так и не нашли. Что случилось, можно только гадать. Мы можем установить авторов побед. Это были пилоты 6 отряда JG52 Хайнц Эвальд и Хельмут Липферт, причём, очевидно, Черных был сбит именно Липфертом в ходе боя на виражах, а Эвальд смог подловить Филиппова.

29 января погиб выдающийся ас 530 иап Краснов Николай Фёдорович, имевший 41 победу на счету. Про его гибель немало рассказано. Однако, если читать оперативные документы, которые, как известно, имеют приоритет перед воспоминаниями, то немецкие истребители не имели отношения к его гибели. Лётчик отправился на задание, группа занималась штурмовкой, причём рутинной, никакие истребители не появлялись, но на обратном пути произошёл отказ двигателя, и при вынужденной посадке Ла-7 скапотировал, и ас погиб. В принципе, это была частая болезнь "Лавочкина", сходным образом погиб, например, ещё один великолепный ас Клубов. В общем, эту победу немцы в актив себе не могут занести, и миф о том, что до этого был воздушный бой, не подтверждается оперсводками.

В феврале 17 ВА своих асов не теряла, а вот в марте пришлось испытать горечь потерь. 14 марта погиб отличный ас, комэск 116 иап Пантелькин Анатолий Александрович, имевший 19 побед на счету. В биографических справках указывается, что сбит он огнём с земли во время штурмовки. Но это не так. По оперативным данным, во время сопровождения "Илов" его четверка была атакована звеном бф-109, и в ходе боя ещё два бф-109, зайдя со стороны солнца, атаковали его, один из них дал длинную очередь и сбил Советского аса. Как и в случае со Шмагайло, позже эта потеря, явно понесенная в воздушном бою, списана на огонь ЗА. Как видим, такое было характерно не только для немцев. Сбил его неоднократно нами упомянутый Хельмут Липферт, опаснейший ас 45 года, наряду с Бренделем и Йостеном. Действительно, такая атака была под силу только большому мастеру.

19 марта этот же полк понёс ещё одну тяжкую потерю. В бою был подбит и разбился на вынужденной посадке Сидоровский Андрей Назарович, имевший 9 побед на счету. Как отмечено, в ходе группового боя с фв-190 внезапно двое из них, совершив крутой вираж, атаковали пару Сидоровского. Его ведомый Ожиганов был сбит сразу, а Сидоровский пытался дотянуть до своих, но разбился насмерть.

На сей раз претендентов на победу сразу несколько. Например, очень вероятно, что эту победу одержал лучший венгерский ас Сентдьерди Дежё (конечно же, противниками советских пилотов в том бою были бф-109, а не фв-190), который как раз в указанном месте заявил Ла-5. Благо совпадают и детали: атака на Ла-5, сопровождающие Илов, и, кроме того, Дежё честно не видел падения атакованного Ла-5, поэтому ему победу в итоге не засчитали. Но ведь Ла-5 действительно упал только на нашей территории. Но есть и другие претенденты, например лейтенант Петер Дюттманн и командир II группы Вильгельм Батц. Впрочем, зная их феноменальную честность, я бы скорее эти победы отдал венгру. Другое дело, что был сбит ещё и Ожиганов. По месту победа венгра тоже хорошо подходит, и вероятно, что сбившим Ожиганова был унтерофицер Келлмайер из 7 отряда, который был по ситуации напарником Сентдьерди. Тем более место победы также совпадает.

Также 19 марта понёс тяжелую потерю ас 866 иап Илья Фёдорович Чёрный, имевший 8 побед на счету. Кстати, это была единственная потеря асов 288 иад в 45 году. А вот немецких асов пилоты 288 иад, как мы уже видели, сбивали исправно. Да и то - эта потеря понесена при штурмовке от огня ЗА и, скорее всего, так и было.

21 марта сбит был пилот 164 иап Пузыренко Виталий Григорьевич. По одним данным, он имел 7 побед на счету, по другим всего три. Бой был очень схож с тем, где сбиты были Ожиганов и Сентдьерди. Снова во время группового боя с фв-190 внезапно два истребителя атаковали пару Пузыренко. Сбит был и Пузыренко, и его ведомый Ларичев, последний к счастью выжил. Атака получилась весьма дерзкой. Один из победителей нам точно известен - это всё тот же Хельмут Липферт.

Последнюю потерю результативного пилота 17 ВА понесла 28 марта 45 года - сбит был лётчик Анапреев Василий Федосеевич на Ла-5фн и попал в плен, у него на счету было 5 побед. Причём скорее всего он сбит был не в воздушном бою (так как атак немецких истребителей не зафиксировано), а огнем ЗА.

Если подводить общие итоги, то мы видим, что порой немцы здесь действовали весьма успешно, инициативно, грамотные и расторопные действия их пилотов помогали одерживать внушительные победы. Причём асы более тяжелых Ла-7 были для них целью более лёгкой, чем юркие Яки. Дело в том, что основная угроза исходила от Липферта и его товарищей, а они ставку делали именно на мастерство пилотажа. Это были опасные враги. Но превосходство советских пилотов все же сомнения не вызывало, даже Липферт был однажды сбит в 45 году, не избежали этой участии и Дюттманн, и Батц, и Эвальд, и большинство румынских асов. Эти случаи мы ещё освятим в дальнейших наших работах.