12. 6 Законы восприятия

Лариса Болотова
               Рассмотрим закон восприятия  движения.

 «Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причём это относиться в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному.  Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причём характер движений, совершаемых в перцептивной (воспринимаемой) системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира.  Было, например, замечено, что создание искусственных условий, исключающих движение зрительного воспринимаемого предмета по сетчатке, приводит либо к искажению, либо к полному исчезновению образа. Происходит это, вероятно, по причине адаптации зрительных элементов, палочек и колбочек, или их запредельного торможения.

Много полезного в понимании связанных с движениями психологических механизмов восприятия внёс русский физиолог И. М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М. Сеченов, всё это продукты «мышечного чувства», то есть ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становиться измерителем времени.

 Человек, следя глазами за движущимся объектом, концентрирует на нём свой взор, и, пока объект находится в состоянии покоя, мышцы глаз также сохраняют это состояние. Но как только объект начинает перемещаться, тотчас же и мышцы переходят в состояние движения и повторяют  направление, траекторию и динамику движения объекта в поле зрения.

При рассмотрении неподвижного объекта зрительные оси, связывающие центры сетчатки с воспринимаемым объектом. Можно уподобить двум длинным щупальцам, способным то вытягиваться, то сокращаться и как бы ощупывать данный объект наподобие того, как это делает рука, скользя по поверхности осязательно воспринимаемого объекта. Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движения самого объекта.

Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах».

                Получается, что между органом восприятия и объектом восприятия возникает канал связи?

                Обладают ли относительной устойчивостью уже сформировавшиеся образы?

«Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

В одном опыте людям с нормальным зрением предлагалось некоторое время носить очки, искажающие воспринимаемое пространство, формы и расположение в нём предметов. Выяснилось, что человек, только что надевший такие очки, вначале видит окружающие предметы в искажённом свете, то есть именно так, как его восприятие оптически изменяют очки. Однако затем сознание человека постепенно научается не замечать, корректировать оптические искажения и человек начинает видеть вещи обычным для него способом, как если бы зрительно воспринимаемое пространство в действительности оптически не было искажено. Со временем индивид во все перестаёт замечать имеющиеся у него очки. Однако когда внезапно снимает их, то некоторое время его обычное зрение оказывается искривленным сообразно тому, как раньше изменяли восприятие носимые им специальные очки.

В одном из опытов подобного рода человек носил очки, которые оптически переворачивали для него видимый мир. Со временем он настолько привык к этим очкам, что начал воспринимать всё в нормальном свете, без переворотов и инверсий зрительного пространства. Парадоксальность данного опыта состоит в том, что когда человеку сняли очки, то первое время уже без них он видел обычный окружающий мир также перевёрнутым. Д. Бом, обсуждая результаты подобных экспериментов, писал : «В этих опытах интересно то, что способность «переучиваться» … очень сильно зависит от возможности активно перемещать в пространстве  своё тело …. Те люди, которые имеют возможность ходить по помещению, оказываются способными довольно быстро приспосабливать своё зрение к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, либо вообще не приспосабливаются, либо такое обучение протекает у них значительно менее эффективно».

                В чём причина такого поведения сознания человека? Где-то в памяти сохраняется картина образов, искаженных очками. Поэтому снятие очков является импульсом для её извлечения из памяти. Права ли я?

                Что нужно для правильного восприятия?

«Для того, чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ.

Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Людей погружали в сосуд с водой, температура которой была весьма комфортной. Человек, оказавшийся в такой воде, не имел возможности видеть и слышать в течение довольно длительного времени. Специальное покрытие, которое было на руках, не позволяло получать в достаточном количестве и осязательные ощущения. В этих условиях у испытуемых отмечались заметные изменения восприятия. У них возникали галлюцинации и нарушения восприятия времени».

                То есть они были отключены от внешних органов ощущений. Работало только мышление и память. Были ли у них желания, то есть внутренние чувства? Например, пространства и времени?

«Когда период сенсорной изоляции заканчивался, то у многих испытуемых обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в пространстве и времени. Люди, прошедшие через эти опыты, оказались неспособными сразу после их окончания отчетливо воспринимать формы предметов. Так же существенно изменилось у них и восприятие цвета.

Из этих опытов Д.Бом делает следующий вывод; «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающей соответствующей структурой.

Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создаётся и развивается  с детства. В начале и в ходе своего развития ребёнок постепенно открывает для себя структуру окружения в процессе  длительных и разнообразных экспериментов в общении и играх, учении и труде.

С возрастом процесс непрерывного перцептивного исследования окружающей действительности в разных видах практической деятельности превращается у человека в жизненно важную привычку. Для её ускоренного формирования существует специальный врождённый рефлекс, называемый ориентировочным. Он автоматически возникает и подкрепляется всякий раз, когда в поле восприятия оказывается новый стимул или происходят какие-либо существенные изменения».

                Откуда возникают врождённые рефлексы? Особая программа?

«Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам, обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости от постоянного притока информации, подтверждающей их  правильность или ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством действующих  глубинных структур и механизмов мозга. Об этом говорит известный факт, называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что после ампутации руки или ноги человек в течение длительного времени  может продолжать «чувствовать»  отсутствующую часть конечности, причём ощущать её так, как будто она сохранная и по-прежнему находится на своём обычном месте. Он ощущает в ней боль, пытается двигать ею, забывая о том, что она на самом деле уже удалена, время от времени даже предпринимает попытки воспользоваться ею для захвата, касания и движения предметов».

                Получается, что фантом конечностей подтверждает наличие какого-то тела, кроме физического, у человека. Тогда возникает вопрос:  «Какое из тел человека отвечает за боль?»

«Фантом конечности почти всегда наблюдается после ампутации у взрослых людей, причём такие явления обычно возникают только в отношении тех частей тела, которых человек имел возможность достаточно хорошо освоить. Фантом в отношении тех частей тела, которые отсутствовали с рождения, практически не бывает».

                Возможно, это связано с отсутствием этой конечности в эфирном теле человека.

«Начиная примерно с 9 лет, ампутация почти всегда ведёт к возникновению фантома конечностей. Это и есть время, к которому мозг человека, его структуры, управляющие движениями, их связи с сенсорными процессами окончательно оформляются.

Таким образом, на базе рассмотренных фактов мы можем сделать вывод о том, что характер образов человека и связанных с ними ощущений отчасти определяются внутренними процессами, происходящими  в организме, но это случается лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же его развития образ непосредственно и напрямую зависит от получаемого опыта».

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 162).