4. 4. 4 Истинное разумение и истинная мудрость

Лариса Болотова
«351. В мире думают, что те, кои весьма сведущи в учении церковном и Слове или в науках, глубже и острее видят истину, чем другие, что, следовательно, в них более разума и мудрости; эти люди такого же мнения о себе самих; но теперь будет показано, что такое истинное разумение и мудрость и что такое мнимое  (spuria) и ложное.

Истинная мудрость и истинное разумение состоят в том, чтоб видеть и постигать, что такое истина и благо и, затем, что ложь и что зло и делать между тем и другим должное различие силою  внутреннего воззрения и постижения. В каждом человеке есть внутреннее и внешнее; внутреннее есть всё, что принадлежит внутреннему, или духовному человеку, а внешнее всё, что принадлежит внешнему, или природному человеку: по мере того как внутреннее образуется  и составляет с внешним одно, человек видит умом и постигает. Внутреннее в человеке может образовываться только на небесах; внешнее же образуется в мире; когда внутреннее на небесах образовалось, тогда оно влияет на внешнее, приходящее от мира, и приводит это внешнее к соответствию, чтобы внутреннее с внешним составляло одно; когда это сделано, тогда человек видит и постигает от внутреннего начала».

                Как раскрыть своё внутреннее начало человеку?

«Для образования внутреннего начала есть только одно средство, а именно, чтобы человек обращался взорами своими к Божественному началу и к небесам, ибо, как было сказано, внутреннее образуется на небесах; человек же обращается к Божественному началу, когда он верит в него и верит, что от него же исходит всякое благо и истина, следовательно, всякая мудрость и всякое разумение; верит же он в Божественное начало тогда, когда он хочет, чтоб оно управляло им; таким образом, а не другим раскрываются внутреннее в человеке (начало). Человек, который исповедует такую веру и коего жизнь согласна с ней, имеет силу и возможность стать разумным и мудрым; но для того чтобы ему  действительно сделаться разумным и мудрым, он должен узнать многое, относящееся не только к небесам, но и к миру; первое он и должен узнать из Слова и от церкви, а второе из наук. По мере того как человек приобретает эти знания и прилагает их к жизни, он становится разумным и мудрым; ибо по мере того  внутреннее зрение, принадлежащее его разуму, и внутреннее чувство, принадлежащее его воле, совершенствуются.

Простые люди … этого разряда суть те, коих внутреннее начало раскрыто, но не развито … истинами духовными, нравственными, гражданскими и природными;  они постигают истину, когда слышат её, но не видят её в себе: мудрые же люди этого разряда суть те, коих внутреннее начало не только раскрыто, но и развито; они видят истину в себе и постигают её.

352. Мнимое … разумение и мнимая мудрость состоит в том, чтобы не видеть и не постигать от внутреннего начала, что такое истина и благо, ни, затем, что такое ложь и зло, но только верить, что благо и истина, зло и ложь есть то, что называется так другими, и затем подтверждать это. Те, кои не видят истину в самой истине, а в словах других, могут тогда вместо истины принять ложь и верить в неё и даже подтверждать её в такой степени, что она покажется истиной, ибо всё УТВЕРЖДАЕМОЕ принимает вид истины и нет того понятия, которого бы нельзя было утверждать. Внутреннее начало таких людей раскрыто только снизу, а внешнее начало раскрыто у них только в той мере, насколько они утвердились в своих понятиях».

                Что значит внутренние начала раскрыты снизу? Атеистический взгляд на окружающий мир?

«Итак, свет, посредством которого они видят, не есть небесный свет, а мирской, который называется природным светом; при этом свете ложь может светиться, как истина, и даже когда она подтверждается, может исполниться блеска, но этого не случится при небесном свете.  Менее разумные и менее мудрые в этом разряде суть те, которые сильно утвердились в этих понятиях; те же, кои менее утвердились, более разумны и более мудры.

Из этого видно, что такое не подлинное разумение и не подлинная мудрость. К этому разряду, однако ж, не перечисляются те, кои в детстве принимали за истину то, что слышали от своих наставников, и которые, взросши и начав думать по собственному разуму, не прилепляются к этим понятия, но желают знать истину и вследствие этого желания ищут её и, когда находят, внутренне проникаются ею; так как эти люди любят истину ради истины, то они видят истину прежде, чем утверждают её. Это будет пояснено примером; духи рассуждали между собой о следующем вопросе: зачем животное, а не человек рождается во всяком, его природой сообразном, знании? На это им было сказано, что животное живёт в порядке своей жизни, а что человек этого не делает, вследствие чего он и должен быть приведён к порядку посредством познаний и наук; но что если бы человек рождался в порядке своей жизни, состоящем в том, чтоб любить Господа выше всего, а ближнего – как самого себя, то он рождался бы в разумении и в мудрости, а затем и с верой в каждую истину по мере своего знакомства с нею. Добрые духи тотчас увидели и постигли, что это так,  единственно по свету самой истины; но духи, утвердившиеся в одной вере и вследствие того отбросившие любовь и благостыню, не могли этого понять, потому что свет  утверждаемой ими лжи заменял свет истины». 

                То есть, от того, что утвердилось в мировоззрение человека трудно избавиться. Оно переходит вместе с ним на небеса.

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 175).