И нарекли меня Саидом

Сергей Васильев Всеволожский
30 марта 1970 года на киноэкраны Советского Союза вышел художественный фильм в жанре истерн под названием «Белое солнце пустыни». Снят этот фильм был на базе киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм».

Сценарий для картины написали Рустам Ибрагимбеков и Валентин Ежов, а её режиссером после длительных уговоров согласился быть Владимир Мотыль. Причину своих сомнений и последующего согласия мастер объяснил так: «После фильма «Женя, Женечка и Катюша» я был загнан в угол властями. Я скрепя сердце согласился прочесть сценарий. Считал, что не могу ставить приключенческий фильм, это не мое. И, прочитав сценарий, отказался.

Потом костлявая рука голода приблизилась еще и к дыхательным путям… Я снова перечитал сценарий и снова отказался.

А когда в третий раз ко мне обратилась студия Григория Чухрая, мне привиделась Катерина Матвеевна, к которой идет мой герой… Я попросил авторов о творческой свободе, и они мне ее дали.

Почему я согласился взяться за чужой сценарий Ежова и Ибрагимбекова, хотя и с большими оговорками и условиями? Потому что этот сценарий посвящен такому явлению человеческой души, как способность к самоотверженности. Что такое самоотверженность? Это значит отвергнуть свой собственный корыстный интерес и служить идее, служить ближнему. Не тому, кого ты любишь, обожаешь, а совершенно незнакомому человеку».

Свежеиспечённый фильм, как многие знают, повествовал о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема басмача-бандита Абдуллы в годы Гражданской войны...

Кинокартина была буквально разодрана на цитаты. Да что тут рассказывать? Я не сомневаюсь, что в нашей необъятной стране не найдётся человека, который бы не видел этого шедевра Советского киноискусства.

Прошло три с небольшим года и вот, наконец, автор настоящих строк поступил в Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО (ЛВВПУ ПВО).

Во время присяги я был коротко подстрижен. Однако вскоре мне захотелось подстричься налысо. Наверное, для того, чтобы уменьшить "парусность" головы при беге на короткие дистанции?

Шучу, конечно. Однако и сейчас я не думаю о причёске, и когда волосы начинают касаться ушей, с удовольствием стригусь "под ноль". Мне кажется, что от этого я становлюсь свободнее.

В Вооружённых Силах есть такое понятие, как вечерняя поверка. Суть этого "священного ритуала" заключается в ежевечернем построении личного состава батареи (роты) для поимённой проверки его наличия, а также объявления приказов (приказаний), наряда на следующий день, производства (уточнения) состава караула, боевого расчёта и т.д.

И вот, сразу после моего "пострига в спринтеры" на очередной вечерней поверке произошло событие, которое существенно повлияло на формирование моего воинского мировоззрения.

Здесь важно упомянуть два обстоятельства. Одно заключалось в том, что накануне этой поверки в училищном клубе мы — курсанты в очередной раз посмотрели вышеупомянутую кинокартину.

Другим же обстоятельством было то, что все мои одногруппники знали, что я родился в "городе хлебном" Ташкенте и прожил в Средней Азии аж шестнадцать лет.

А вечерняя поверка проводится так: весь личный состав батареи строится в одну шеренгу, а ответственное лицо, встав напротив её левого фланга, начинает делать боковые шаги вправо, останавливаясь перед каждым курсантом. При этом курсант должен представиться.

Ответственным за проведение той памятной вечерней поверки был командир первого отделения сержант Михаил Зозулев. За походку мы его прозвали Пингвином. Шутником он был изрядным. Да и опыт имел колоссальный, поскольку до поступления в училище полностью отслужил срочную.

И вот наш глубокоуважаемый сержант, наконец, встал передо мной, "как лист перед травой". При этом моя лысина блистала, как только что отдраенный чайник.

Как и положено по воинскому уставу я громко произнёс: "курсант Васильев!" А сержант, хитро прищурившись, вдруг громче обычного спросил: " Зачем ты убил моих людей, Саид?!"

В этот миг мне показалось, что произошло "землетрясение" магнитудой баллов в пять. От того, что вся наша батарея численностью в сто десять человек покатилась со смеху. Как сейчас помню.

С тех пор все мои ратные сотоварищи стали меня величать не иначе, как Саидом. За четыре года обучения об этом узнали даже преподаватели.

Признаюсь, мне это импонировало. Ведь, согласно сюжету кинофильма, Саид был борцом за справедливость. А борьба за эту "совершенную добродетель" (Аристотель) — моё кредо!

Также читайте: https://dzen.ru/sergej_vasilyev