Научи меня прощать. Книга вторая. Глава 34

Наталья Говорушко
Начало повести: http://proza.ru/2020/02/28/1946
Предыдущая глава: http://proza.ru/2024/03/12/1526

Первый день на работе в пиццерии показался Наде вечностью, хотя она провела там всего восемь часов.

Олег рассказывал чистую правду: как новичка, Надю не допустили к поварским столам даже близко, зато остальной работы было столько, что девушка не знала ни одной свободной минуты. Остановить это бесконечное «беличье колесо» было невозможно даже для того, чтобы перекусить, пришлось есть «на бегу».

Отработав неделю, Надя поймала себя на мысли, что постепенно привыкает.

Конечно, темп работы был прямо-таки устрашающий. Помогали молодость, сильный, выносливый организм и, как ни странно, почти постоянное, негласное, присутствие рядом Олега. Всё это, вместе взятое, не давало расслабиться.

Хорошо ещё, что дома Надя сейчас осталась одна, Владимир вдруг решил, что ему нужно срочно навестить родителей.

***

- Раз ты теперь работаешь, то со мной поехать всё равно не сможешь, - заявил он ей, собирая дорожную сумку. – Нет смысла уговаривать тебя оставить всё, как есть, поэтому – работай. Ты сама так решила.

- Ты надолго? – единственный вопрос, который задала ему Надя перед отъездом.

- На неделю точно, - ответил Володя, отправляя в сумку подарки для родителей, которые он ей даже не показал.

- Хорошо, - Надя спокойно смотрела на него.

- Что, так ничего не скажешь? – не выдержал Володя, бросая уже собранную сумку возле шкафа, у самой двери в комнату.

- Зачем? – удивилась Надя, - ты же всё решил?

- Но ведь и ты всё сама решила, - тут же отозвался Владимир, - далось тебе это море?

- Может быть, и не далось, - неожиданно согласилась Надя, а потом добавила, - Володя, мне надоело просить у тебя деньги на каждую мелочь.

- Так вот в чем дело, - Владимир вдруг разозлился, - тогда зачем ты придумала всю эту историю с отпуском?

- Я ничего не придумывала, - отозвалась Надя, уже жалея, что затеяла этот неприятный разговор именно сейчас, - я, действительно, хочу заработать на отдых. Но, не буду скрывать, это только одна из причин, по которой я пошла на работу.

- Значит, всё-таки деньги? – молодой человек нахмурился, - мне казалось, у нас всё хорошо, нас обоих всё устраивает.

- Устраивает тебя, - кивнула Надя.

Немного помолчав, продолжила, видя, как Володя уже ищет свои кроссовки на обувной полке:

- Володя, я не хочу идти к тебе с поклоном, когда мне нужно купить, к примеру, лишнюю булочку в магазине.

- Я же даю тебе деньги, что не так?

Надя видела, что парень начинает заводиться.

- Да, даёшь, - согласилась она, - но я уже просила тебя выделять мне ежемесячно определенную сумму. Ты мою просьбу проигнорировал. Мне каждый раз приходится обращаться к тебе, когда нужно купить какую-то мелочь. Думаешь, это приятно? Я хочу, чтобы у меня были свои средства, разве это плохо?

- Нам же на всё хватает, - не выдержал Володя и заговорил, слегка повысив голос, - я хорошо зарабатываю! Я бы понял ещё, если бы ты начала «пилить» меня из-за отсутствия денег, но выносить мне мозг из-за их присутствия – это уже чересчур, Надя. Ладно, мне сейчас некогда, поговорим, когда я приеду. Кстати, деньги я тебе оставил на эту неделю, они в тумбочке.

- Спасибо, - Надя кивнула.

***

Конечно, она выбрала неудачное время для подобного разговора, это верно. Просто как-то само вырвалось то, над чем она много думала в последнее время.

Владимир не ограничивал её в деньгах.

Вернее, если траты были разумны и необходимы, Надя не знала отказа. Но кое-что её всё-таки беспокоило.

Ей всё чаще казалось, что Володя специально уходит от разговора о финансовой стороне их совместной жизни.

Поначалу она сама не была против сложившейся традиции: Володя всегда давал ей нужные суммы на необходимые расходы.

Изменилось всё с течением времени: эти суммы сначала выделялись на месяц. Затем на две недели. Потом на неделю. А теперь и вовсе свелись к тому, что Надя практически ежедневно была вынуждена перечислять Володе, что необходимо купить.

И это при том, что ходить по магазинам и наведываться на базар приходилось именно ей. Володя, нагруженный учебой и работой, помочь не мог.

Надя, обдумывая сложившуюся ситуацию, всё больше мрачнела и приходила к выводу, что Володя делает так намеренно.

Просто ему очень нравилось ощущать себя этаким щедрым Крёзом.*

Возможно, он сам бы в этом никогда не признался, но Надя чувствовала, как расплывается в довольной, несколько снисходительной, улыбке Володино лицо, когда он, протягивая Наде названную ею же сумму,  с удовольствием наблюдает её смущение и слышит обязательное: «Спасибо».

Её история про море вовсе не была выдумкой. На море очень хотелось. Но ещё больше хотелось оторваться от этого неприятного чувства абсолютной зависимости.

- Ну, всё, пока, - Владимир подхватил с пола свою сумку, - я позвоню, когда доберусь.

- Пока, - отозвалась Надя.

Было видно, что Володя ждал, когда она подбежит к нему, с традиционным поцелуем и объятиями на прощание, но девушка продолжала стоять на своём месте.

Молодой человек ещё раз взглянул на неё, словно хотел убедиться, что Надя не передумает, потом, нахмурившись, открыл дверь их комнаты и шагнул за порог.

***

Теперь, возвращаясь домой, Надя испытывала некоторый стыд от мысли, что сейчас можно просто прийти и улечься на диван, не думая о том, что бы такого приготовить на ужин. Одной было спокойнее.

Денег Володя оставил достаточно, да и Надя не была склонна сорить деньгами. С родителями они жили без особой нужды, но и не шиковали, так что разумная экономия была девушке хорошо известна.

***

На новой работе дела налаживались.

Олег вёл себя сдержанно, но Надя видела, что нравится ему.

За неделю, что она успела проработать на новом месте, девушка сталкивалась с ним неоднократно.

Он успевал везде: следил за отгрузкой продуктов, отдавал распоряжения поварам, устраивал инспекции официантам по чистоте залов, хвалил, ругал, подстёгивал…

Нужно было отдать ему должное – Олег идеально подходил для такой работы.

- Тебе самому не хочется постоять у печей? – задала ему как-то вопрос Надежда.

- Зачем? – удивился Олег.

- Ты же пекарь по профессии? – Надя как раз закончила шинковать очередную порцию грибов и теперь аккуратно резала мелкие, крепкие помидоры на тоненькие, почти прозрачные, кольца.

- Нет, не хочется, - отозвался Олег медленно, отрицательно качая головой, словно обдумывая, стоит ли отвечать на Надин вопрос, - я в своё время успел поработать в булочной и больше меня туда калачом не заманишь.

Он весело рассмеялся собственной шутке.

- Я, конечно, пекарь, но занимаемая должность меня вполне устраивает. Да и зарплата больше.

- Так ведь и ответственности больше, - Надя внимательно посмотрела на Олега.

Сейчас она заметила, что он – вовсе не молодой человек, как её Володя.

Когда она впервые увидела его у Веры, Олег показался девушке совсем молодым, уж точно – не старше её самой, теперь это впечатление быстро исчезло.

Перед ней стоял мужчина, цепкий, хваткий, точно знающий, чего он хочет получить от жизни.

- Ответственность меня не пугает, - усмехнулся он, - гораздо больше меня пугает отсутствие работы. Кстати, я приглашаю тебя на остров.

Надино лицо недоуменно вытянулось.

- На какой ещё остров? – спросила она осторожно, - и зачем?

Олег тряхнул головой и искренне рассмеялся.

- На обычный остров, речной.

Увидев, что Надя по-прежнему ничего не понимает, принялся объяснять.

- У нас традиция: мы всей сменой раз в месяц устраиваем общий выходной. Обычно это будний день, конечно. Собираемся где-нибудь, в кафе, в ресторане, караоке поём, а летом – ездим на остров, на базу. Природа, погода, пляж, шашлык… Всё чинно и благородно, ты не думай! К тому же, хозяин базы – мой знакомый, так что берёт недорого, скидку нам делает. Девчонки купаются, ребята рыбалкой балуются. Поедешь с нами? Должна же ты влиться в наш дружный коллектив?

- Даже не знаю, - Надя замялась, обдумывая услышанное.

Предложение звучало заманчиво, только… Как к такому отнесётся Володя?

- Что, боишься, что парень твой не отпустит? – догадливо прищурился Олег. – Тогда вместе с ним приезжайте. У нас пара человек свою «вторую половину» на этот отдых с собой берут, мы не против. Так что, подумаешь над предложением?

- Подумаю, - тут же улыбнулась Олегу Надя.

Поехать вдвоём на природу – это же здорово! Надя даже мечтательно вздохнула.

Она любила воду, ей очень нравилось плавать и загорать. Попасть на море предполагалось в конце августа, а пока туристическая база вполне бы подошла.

Нужно будет обязательно поговорить с Володей, когда он вернётся…

***

Закончив дела и передав обязанности сменщице, Надя быстро переоделась, оставив форменную одежду в своём шкафчике, и заторопилась домой.

Она очень устала – с утра привезли заказанные накануне продукты, их пришлось раскладывать по полкам и постоянно бегать из кладовой к огромным холодильникам.

Всю смену Надя провела на ногах: шинковала, резала, подавала, потом мыла, убирала, чистила…

Сейчас ей казалось, что ноги гудят, как будто она пробежала марафонскую дистанцию.

Добравшись до дома, она только успела наскоро принять души и приготовить немудрёный ужин, как в дверь её комнаты постучали.

Надя,  успевшая натянуть домашний спортивный костюм и уютно устроиться на диване, блаженно вытянув уставшие ноги, с неохотой поднялась.

«Кто там ещё…» - думалось ей, пока она шагала к двери, хотя вариантов было немного.

Распахнув дверь, Надя, естественно, столкнулась нос к носу с соседкой.

Марьяна была бледна и выглядела сейчас ничуть не лучше уставшей Надежды.

- Что-то случилось? – Надя слегка отстранилась, пропуская Марьяну к себе в комнату.

До сегодняшнего дня, та к ней ни разу не заходила, встречались и разговаривали они всегда на общей кухне.

- Случилось, - молодая женщина кивнула, и её глаза обеспокоенно блеснули, - мне помощь нужна. Поможешь?

- Смотря, чем, - уклончиво ответила Надя, настораживаясь.

Хотя Марьяна ей и нравилась, она не собиралась «покупать кота в мешке».

- Мальчишки твои где? – Надя дошла до дивана, и устало плюхнулась на мягкие подушки. Всё тело ломило, как будто она не зелень шинковала, а мешки ворочала.

- В саду, - махнула рукой Марьяна, - им там нравится. Леньке через год в школу, а там и занятия, и всё, как положено. Всё равно я целыми днями на работе. Сегодня из Валентина заберёт, они у неё переночуют. Так, поможешь?

- Марьяша, - Надя устало вздохнула, - ты ведь даже не сказала, что именно тебе от меня нужно?

- Ой, прости, я совсем выбита из колеи… - женщина опустилась на диван рядом с Надей. – Я присяду?

- Ты уже присела, -  невольно улыбнулась Надя, - рассказывай, в чем дело.
Марьяна задумалась ненадолго.

- Понимаешь, я ведь говорила тебе, из-за чего была вынуждена со старого места жительства уехать?

Надя кивнула.

- Так вот… Сегодня мне неожиданно позвонили из опеки. И, вежливо так, сказали, что завтра хотели бы прийти, чтобы посмотреть на условия, в которых сейчас проживают дети.

- Откуда они узнали о новом адресе? – удивилась Надя.

- Наша семья у них на заметке была, - пожала плечами Марьяна, - после того, как соседка кляузу настрочила, из опеки время от времени приходили. А теперь позвонила одна дама оттуда, я её помню, представительная такая… Говорит, что, если условия проживания детей хорошие, то нас снимут с учета и больше беспокоить не будут.

- Так это же хорошо! – обрадовалась Надя.

- Хорошо-то, хорошо, только ты же видела, что у меня в комнате? Коробки не разобраны, мебели почти нет, занавесок – и тех нет пока…

- А чем я могу помочь? – Надя посмотрела на Марьяну.

- Можно мне свои коробки пока у тебя поставить? Всего на один день? Придут из опеки, бумажки свои напишут, я их сразу заберу обратно?

- Конечно, можно, - Надя кивнула, подумав о том, что Володя уехал на неделю очень вовремя. Он-то точно не разрешил бы Марьяне оставить у них свои вещи.

- Муж не будет против? – спросила Марьяна, слегка закусив губу.

- Володя как раз уехал, его не будет ещё несколько дней, - Надя пожала плечами, - в этом случае, думаю, поговорка: «Меньше знает - крепче спит!» будет как раз к месту. В конце концов, это всего лишь несколько коробок.

- Спасибо тебе, - Марьяна слегка заулыбалась, облегченно вздохнув. – Слушай, а на машинке шить ты, случайно, не умеешь?

- Случайно не умею, - рассмеялась Надя, - зато умею специально. Нас в школе шитью учили, так что я почти профессионал.

- Слушай, как здорово! Я материал купила на шторы и машинка у меня есть, из деревни привезла, когда наследство получила и дом продавала, то себе её оставила. Поможешь шторы подшить? Ты прости, я тебя так напрягаю… Но мне не к кому больше сейчас обратиться.

- А сестра твоя? – спросила Надя, уже предчувствуя, что отдохнуть в этот вечер у неё точно не получится.

- Валя-то? – переспросила Марьяна, с надеждой поглядывая на девушку, - она троюродная сестра, совсем дальняя родня. Помогает, конечно, спасибо ей большое. Мальчишек из сада забирает, иногда сидит с ними. Но больше я её ни о чем попросить не могу, она сама крутится, как белка в колесе – мама лежачая у неё. После инсульта парализовало, поэтому лишний раз о чем-то просить её я не могу. Незавидная у неё жизнь, хотя человек она очень хороший, отзывчивый.

- Помогу, конечно, - Надя встав, даже охнула, схватившись за поясницу.

- Ты не заболела? – забеспокоилась Марьяна, -  может быть, я не вовремя со своими просьбами? Хотя… Когда ещё просьбы были вовремя…

- Чего ты там бормочешь? – рассмеялась Надежда, - устала я, конечно, на работу новую устроилась. Но тебе и мальчишкам твоим помогу, чем смогу. Давай, тащи сюда свои занавески. И машинку заодно.

- Так…- замялась женщина, - может у меня в комнате и прострочишь? Тяжеленная машинка, я её еле довезла тогда. Зачем её туда-сюда таскать?

- Хорошо, - согласилась Надя, - это вполне конструктивное предложение. Только ты мне будешь должна!

- Эээээ… А сколько? – замялась Марьяна, явно что-то подсчитывая в уме.
Надя расхохоталась.

- Ой, Марьяна, ты точно не от мира сего… Чашку чая ты мне будешь должна! Вот прямо сейчас и начнёшь меня чаем отпаивать. Когда я за машинку твою сяду.

- Ааааа… - лицо у женщины разгладилось, она сразу же перестала хмуриться. – Чаю – это всегда пожалуйста! Только мне ещё карниз нужно на место приспособить. Ты сверлить умеешь?

Надя едва не поперхнулась.

- Нет уж, - категорично заявила она, сверлить – это не ко мне. К соседу нашему иди, на первый этаж, к Николаю Фомичу. Заплатишь ему немного, он в лучшем виде всё сделает, не сомневайся.

***

- Что это вы, девчата, на сон грядущий шуметь надумали? – ворчал Николай Фомич, перебирая в чемоданчике свой инструмент, -  я как раз кино собрался смотреть, а тут вы…

Надя с Марьяной переглянулись.

- Ты, Николай Фомич, не ворчи, - Надя, стоя на табуретке держала в руках новенький карниз. – Марьяна, смотри, так нормально будет? По высоте?

- Да! – радостно отозвалась та, - в самый раз будет!

- Николай Фомич, намечай! – командовала Надя.

- Ишь, раскомандовалась, - пожилой мужчина прятал в усах улыбку, - откуда ты, Надежда, всё знаешь? И про свёрла, и про дюбеля?

- От папы, Николай Фомич, - отозвалась Надежда, прислонив карниз к стене и, кряхтя, слезая с табурета, - как же всё болит-то… Как будто я неделю румбу танцевала… Без перерыва на обед…

Дрель пронзительно заверещала, вгрызаясь сначала в штукатурку, а потом в твёрдый кирпич.

Не прошло и получаса, как над окном появился новенький деревянный карниз с резными шишками на концах, а Николай Фомич, довольно потирал руки, спрятав в карман штанов, испачканных малярной краской, несколько некрупных купюр.

- Всё, девчата, дальше сами… - он ловко собрал инструменты в большой пластиковый ящик, который приносил с собой и исчез.

Марьяна принялась убирать, оставленную сверлом, мелкую, сероватую пыль, больше похожую на муку, а Надя уселась за стол к швейной машинке.

Вдруг Марьяна, методично работающая веником, и как раз собирающая мусор в синий пластиковый совок, громко чихнула.

Маленькое облачко пыли немедленно поднялось из совка и окутало наклонившуюся над ним женщину.

Та бросила совок и принялась усиленно чихать. Потом, не сказав ни слова, кинулась вон из комнаты.

Вернулась она быстро. Глаза её были покрасневшими, она громко шмыгала носом.

- Всё нормально? – встретила её вопросом обеспокоенная Надя.

Та кивнула, и достала из одной из коробок специальный респиратор.

- Забыла  о нем, - пояснила она, натягивая его на лицо, плотно закрывая нос и рот.

Закончив уборку и начисто вымыв полы, она вернулась в комнату и устроилась рядом с Надей, наблюдая, как та ловко управляется с машинкой, заправляя нитку и ставя на место челнок со шпулькой.

- Я после школы в училище отучилась, - заговорила вдруг Марьяна, - должна была стать штукатуром-маляром.

Она усмехнулась.

- Теперь диплом у меня есть, а работы по специальности – нет.

- Почему? – Надя с интересом на неё посмотрела, – работа тяжелая, конечно, но денежная. И на частных заказах можно очень хорошо зарабатывать.

- Я пару месяцев только отработала, - пожала плечами Марьяна, - аллергия у меня началась на строительную пыль и на краску. Видела, как меня скрутило?

Она махнула головой в сторону окна.

- Я думала, ты просто так чихаешь, - Надя удивленно на неё посмотрела, - такое часто бывает…

- Часто, но не в моём случае, - усмехнулась Марьяна. – Хорошо ещё, что дети здоровы, а то у меня такая история…

- Расскажешь? – Надя уже заправила нить и готовилась подрубать тюль, ровно отрезанный по нужным размерам.

- С Сашей, отцом Лёни, я познакомилась на стройке. Как раз там, где успела проработать целых два месяца. Хороший мужик, работящий, спокойный… Замуж позвал, хотя я со стройки и ушла. Жили душа в душу. Он квартиру снял, комнату свою я сдала. Саша очень ребёнка хотел, непременно сына, прямо грезил этим. Словом, всё, как у всех. Только потом случилось то, чего никто не мог предположить…

- И что же? – Надя даже прекратила строчить, так ей стало интересно. Марьяна раньше никогда ничего о себе не рассказывала.

- Однажды приехал к нам из деревни его приятель, служили вроде бы они с Сашей вместе. Ну, приехал и приехал. Встретили гостя, как положено, переночевал он у нас, да отбыл восвояси. Я уже и забыть забыла про этот визит, только вдруг заметила у себя на ноге какое-то розовое пятно.

Надя вся превратилась в слух, хотя продолжала аккуратно выполнять свою работу и прилежно крутила ручку ручной машинки.

- Я забеспокоилась, пошла к врачу. Дерматолог посмотрела и выдала, что это, мол, лишай у вас, девушка. И спрашивает, с какими животными я контактировала. А у нас тогда никаких животных не было в доме. Не любитель я… Даже к уличным собакам и кошкам с большой осторожностью отношусь, никогда никого близко не подпускаю. Словом, выписали мне какие-то уколы и мазь.

- И как? Вылечилась? – Надя сочувственно подняла брови.

- Вылечиться - вылечилась, а жизнь кувырком пошла.

- Почему? – спросила Надя, аккуратно подворачивая край ткани.

- Потому, что лишай этот приятель Сашин нам на память оставил. Больше некому. А я через некоторое время поняла, что беременна. К врачу кинулась -  уколы же колола! Врач мне сказала, что рожать мне никак нельзя, риск большой. Пятьдесят процентов на пятьдесят, что ребёнок может родиться больной.

- Боже мой, - Надя почувствовала, как защемило сердце от сочувствия, -  а что сказал твой муж? То есть Саша?

- Саша сказал, чтобы я отправлялась в клинику и избавлялась от ребёнка.

Марьяна, рассказывая, смотрела куда-то за окно, на сумерки, сгущающиеся в углах комнаты.

- Как же так? – растеряно спросила Надя, бросая работу.

- Ну… Вот так. Сказал, что нет смысла так рисковать. Пятьдесят процентов – это не шутки. Мол, у нас ещё будут дети, а связывать себя по рукам и ногам больным ребёнком он не будет.

Марьяна немного помолчала, а потом продолжила рассказывать.

- Я поехала в платную клинику, к генетикам. Там сказали то же самое. Риск большой. Может родиться абсолютно здоровый ребёнок, но может быть и больной.

- Ты отказалась прерывать беременность? -  уже догадалась девушка.
Марьяна улыбнулась.

- Отказалась… Я понимала, что очень сильно рискую, но не смогла такого сделать. Молилась сама, как умела.

- А Саша? – тихо спросила Надя.

- Саша сказал, что не станет больше со мной жить, раз я сама всё решила. За двоих. И ушёл. Конечно, развестись сразу он со мной не мог, я ведь была в положении. Но как удержишь рядом с собой человека? Насильно мил не будешь.

Марьяна расправила на столе отстроченный тюль,  успевший собраться большими складками.

- Я его совсем не виню, - она грустно улыбнулась Наде, -  я знала, на что шла. Но почему-то верила, что у меня будет здоровый ребёнок. И родился Лёнька.

- Саша знает, что у него есть сын? – снова спросила Надя.

- Знает, - Марьяна кивнула. – Более того, он приходил ко мне с цветами, уже после того, как я родила: узнал через общих знакомых, что с ребёнком всё в порядке.

- Почему же вы не вместе? – удивилась девушка, откладывая в сторону тюль и вытаскивая из машинки челнок – нужно было поменять шпульку. Шторы нужно было строчить нитками другого цвета.

Марьяна внимательно посмотрела на неё.

- Ты сама смогла бы быть вместе с человеком, который поставил тебе подобное условие? Я ведь к тому моменту уже поняла: если бы, даже без этой истории с уколами, по какой-то случайности, у нас появился бы на свет больной малыш, Саша бросил бы и меня, и его. Ему нужен был только здоровый ребёнок. Другой вариант его просто не устраивал. Знаешь, это для матери любой ребёнок – всегда радость и счастье. Она любит его просто потому, что он – есть. У мужчин иначе… Многие мужчины любят своих детей за их достижения. Любят ими хвастаться, к примеру, даже больше, чем это делаем мы, женщины. А чем можно похвастаться, если твой ребёнок от рождения прикован к инвалидной коляске? Это очень сложный вопрос, Наденька… Саша не захотел рисковать, я его понимаю. Сама я море слёз пролила и гору дум передумала, пока беременной ходила. Мы с Сашей расстались мирно, никаких претензий у меня к нему нет. Но я сразу же перестала любить этого человека. Как отрезало…

- Дааа… – протянула Надя, - сложная у тебя судьба, Марьяна… Кстати, ты совсем не похожа на человека, выросшего в детдоме.

- Я была там не одна, -  улыбнулась Марьяна, - у меня были друзья, и дальние родственники забирали меня к себе на выходные - это как раз семья моей сестры Вали. Ещё я там пристрастилась к чтению, закончила школу вполне образованным человеком.

- А Никитка? – Надя подвину к Марьяне коробочку с маленькими стальными колечками, которые та принялась ловко, вручную, нашивать на готовые шторы и тюль.

- Никитка – «ребёнок из-под ёлки», - улыбнулась Марьяна.

- Как это? – не поняла Надя.

- Новогодние праздники, случайное знакомство и моё легкомыслие… Если позволишь, подробности я рассказывать не буду. Я счастлива, Надя, у меня – двое прекрасных сыновей. Да, сейчас я работаю официанткой, но это ведь не будет продолжаться всю жизнь. Подрастут дети, пойдут в школу, я что-нибудь придумаю. Вот увидишь!

Надя улыбнулась в ответ, тоже берясь за иглу.

- Я ведь тебе чай обещала! – вдруг спохватилась Марьяна, - а сама байками тебя кормлю…

- Подожди, - остановила женщину Надя, - давай всё доделаем, тогда уже и почаевничаем. Составишь мне компанию?

- Конечно, - Марьяна повозившись среди коробок, вытащила утюг. – У тебя есть гладильная доска? Я на столе обычно глажу, но сейчас он занят.

- Сходи в мою комнату, - отозвалась девушка, - доска сразу за дверью стоит, увидишь.

Вскоре окна украсили шторы.

Тюль, ниспадая вниз крупными, ровными волнами, был, как положено, лёгким и воздушным.

Комната сразу же преобразилась, стала обжитой и уютной.

- Спасибо тебе, Надежда, -  было видно, что Марьяна очень довольна, - теперь осталось только коробки перенести, и ещё раз вымыть всё. И пусть тогда приходят, смотрят, составляют свои акты…

Быстро справившись с переселением коробок, которые заняли в Надиной комнате целый угол и всё свободное место под письменным столом, Марьяна предложила:

- Теперь можно и поужинать! Дети сегодня у Вали ночуют, а я на два дня взяла выходные. Будем пировать?
Надя, у которой теперь, после всех трудов, спина ныла ещё больше, отказалась:

- Марьяна, давай в другой раз? Завтра выпроводишь опеку, заберёшь свои вещи и устроим праздник вместе с Ленькой и Никитой, идёт? Я сегодня так устала, что уже ничего не хочется, честное слово.

- Хорошо, ловлю тебя на слове, - улыбнулась Марьяна, - спокойной ночи! И ещё раз спасибо за помощь!

Надя закрыла за ней дверь, привычно повернув два раза круглую ручку замка, и забралась на диван.

Через минуту она уже крепко спала…

***

Вера и Тамара наблюдали, как толпа прихожан подходит к иконе, выставленной посреди храма. Икона была искусно украшена цветами.

Отец Алексей, стоя у иконы, радостно улыбаясь, благословлял всех по очереди.

Галина на клиросе аккуратно складывала ноты.

Вера увидела, как к иконе подошла молодая  женщина с маленькой девочкой лет пяти. Ручонками малышка сжимала большого, симпатичного, плюшевого зайца.

Женщина, приложившись к иконе, о чем-то заговорила с отцом Алексеем, он принялся отвечать и вдруг весело рассмеялся вслед за всеми прихожанами.

Вера и Тамара тоже засмеялись.

Галина, отвлекшись от нот, с недоумением переводила взгляд с развеселившихся певчих на не менее довольного, хохочущего мужа.

Мама девочки оглянулась…

Сосредоточенная малышка, подтянувшись руками за край аналоя и встав на цыпочки, поцеловала святыню.

Потом, внимательно посмотрев на своего плюшевого зайца, взяла его одной рукой и тоже приложила к иконе, громко причмокнув при этом губами несколько раз, изображая поцелуй.

Видевшее это действие люди покатились со смеху.

Мать маленькой прихожанки в одно мгновение сделалась пунцовой и кинулась к дочери.

- Нина, детка, ты что? Так нельзя делать! – громко зашептала она, оглядываясь на отца Алексея, но тот продолжал веселиться, вытирая слёзы, выступившие от смеха.

- Наталья, оставьте, не нужно, - сказал батюшка, успокоившись, - не пугайте ребёнка. Она, конечно, сделала неправильно, но ведь от чистого сердца.

Он подошел к девочке и присел перед ней.

- Ниночка, это твой зайчик?

Девочка серьёзно кивнула, внимательно глядя на отца Алексея ясными, карими глазами.

- Ты его очень любишь, правда?

- Да, - звонко ответил ребёнок, улыбнувшись.

- Это очень хорошо! – улыбнулся в ответ отец Алексей. – Ты уже большая девочка и я хочу дать тебе задание. Как думаешь, ты справишься?

Ниночка снова кивнула.

- Когда в следующий раз придешь с мамой в храм, то зайчика своего посади воооон там, на скамеечку. Пусть он тебя там ждёт. Ведь ты уже большая, а он – совсем маленький. Он сильно устаёт, а ты уже нет. Я ведь прав?

Ниночка снова важно кивнула.

- Да, Степашка ещё маленький, - произнесла она снисходительно.

- Тогда договорились. Вот эта бабушка, - он показал девочке на Жанну Андреевну, - научит тебя следить за свечами, хорошо? В следующий раз ты будешь ей помогать, согласна? А зайчик твой посидит и подождёт тебя. Как ты думаешь, он справится? Не будет плакать?

Ниночка, подумав немного, опять внимательно оглядела своего зайца, из-за которого поднялся такой переполох и ответила:

- Я ему скажу. Он плакать не будет. А я, правда, буду помогать?

- Конечно, - отец Алексей так же серьёзно кивнул, - это ведь я даю тебе задание, а я тут из людей – главный. Договорились?

Он протянул ей руку.

Ниночка, посмотрев снизу вверх на мать, протянула отцу Алексею свою ладошку, а потом взяла женщину, продолжающую краснеть, за руку.

Улыбаясь, отец Алексей пожал маленькую, тёплую руку ребёнка, поднялся и посмотрел на Наталью.

- Идите с Богом, - сказал он и перекрестил обоих. В его глазах продолжали плясать искорки смеха.

***

Когда Вера, выйдя из храма, спустилась по знакомой лестнице и зашагала на трамвайную остановку, она услышала, что её кто-то догоняет.

Инстинктивно обернувшись, она увидела незнакомого мужчину.

Он, резко остановившись, посмотрел на Веру виновато.

- Извините, я не хотел вас напугать, - произнес мужчина, - вы очень быстро шли, а я боялся упустить вас из вида.

- Зачем? – Вера с непониманием воззрилась на неожиданного попутчика.

- Что – зачем? – не понял тот.

- Зачем вы за мной шли? – поинтересовалась молодая женщина, с интересом разглядывая собеседника.

Старше её лет на пять, резко очерченные скулы, тонкие губы, лицо не красивое, но интересное, мощная, крупная фигура, глаза серые, внимательные, видно, что немного смущен, но старается скрыть смущение…

- Понимаете, я случайно в ваш храм зашел, первый раз увидел церковь прямо в доме многоэтажном, первый раз такое вижу… Стало интересно…

- Да, церковь у нас особенная, - неожиданно улыбнулась Вера, - здесь раньше магазин был, а потом помещение под временный храм епархии отдали. Большой храм строится, мы совсем скоро туда переедем.

Она даже не поняла, как вышло, что она рассказала незнакомцу подробности. Это было на неё не похоже…

Было в этом человеке что-то такое, что располагало к себе.

- Меня, кстати, Андреем зовут. А вы – Вера, я знаю.

Андрей улыбнулся.

- Откуда? – Вера была удивлена.

- Прихожане между собой вас так называли. Говорили, что поёте вы очень уж хорошо. Молитвенно. Да, так и сказали.

- Ну… - Вера совсем смутилась, - это не я пою, это хор наш поёт.

- Вас просто хорошо слышно, - отозвался Андрей, подавая Вере руку, чтобы ей было легче перепрыгнуть большую лужу после недавно прошедшего дождя, – у вас узнаваемый голос. Если честно, я на ваш голос и зашел.

- Как так? – снова удивилась Вера, ей стало любопытно.

- Окна в храме открыты, хор стоит у самого окна, ваше пение очень хорошо слышно на улице. Вы что-то такое очень красивое пели… К сожалению, я плохо в службе разбираюсь, да и в текстах церковных не силён. Но так мне захотелось вдруг зайти, послушать, что не удержался. В детстве, когда бабушка была жива, она меня с собой часто в церковь брала. Конечно, время от времени я и сам захожу - свечку поставить, помолиться… Но сегодня, как зашел, так и остался… Даже сам не заметил, как служба закончилась.

- Это хорошо, - немного смущенно улыбнулась мужчине Вера, - это значит, что в храм вы обязательно вернетесь.

- Можно, я вас провожу? – вдруг спросил Андрей.

Вера, неожиданно для самой себя, кивнула…
__________________________
*Крёз  — последний царь Лидии из рода Мермнадов, правивший в 560—547 гг. до н. э. Считается, что Крёз одним из первых начал чеканить монету, установив стандарт чистоты металла (98 % золота или серебра) и гербовую царскую печать на лицевой стороне (голова льва и быка). По этой причине он слыл в античном мире баснословным богачом, его имя стало нарицательным.

Продолжение здесь: http://proza.ru/2024/04/03/1821