Товары в интернете стоят дороже, чем в обычных магазинах!
Удивлены? Выживут ли маркетплейсы? Часть 1.
Давайте немного отвлечемся от здоровья и питания и попробуем узнать, где же нам выгоднее приобрести товары для здоровья и питания? В магазине рядом с домом, на сайте производителя или на маркетплейсе.
Озон и Валдберрис пытаются убедить что самые выгодные покупки на их платформе. Так ли это? Надо только посмотреть на ценники.
Нас всегда убеждали в том, что покупая товары на маркетплейсе или в крупной сети магазинов по интернету мы платим меньше, чем покупая непосредственно в магазине.
Еще лет пять-семь назад знакомый сказал: «Ты еще покупаешь в обычном магазине? Я заказываю по интернету в той же ….– получается и удобней, и дешевле!»
По прошествии долгих лет я так и не разучился покупать офлайн в обычных продовольственных магазинах. Привычка? Возраст? Не только.
Все вместе.
В чем преимущество торгующих в интернете? Совершенно верно. Для них существенно ниже затраты по аренде торговой площади, а это может составлять очень и очень существенную часть цены товара. И когда кто-то продает телевизор в интернете, то он имеет большое преимущество по цене.
Но только в тех случаях, когда стоимость товара существенно выше стоимости его транспортировки и обработки заказа.
Идеальный товар для торговли в интернете - бриллианты и автомобили люксового класса (не только в он-лайн).
Попробуем разобраться с более привычными товарами. Возьмем диетический напиток «Очагор таёжный» (цифрами легко оперировать, поскольку мы сами его и производим).
За последние несколько месяцев баланс торговли на маркетплейсе Озон и Валдберрис стал отрицательным. То есть, при продаже товара на маркетплейсе продающий был ДОЛЖЕН в зависимости от количества проданного товара. Условно при продаже 10 бутылок должен был заплатить 100 рублей, а при продаже 1000 уже 10000 рублей. И это с учетом того, что всю выручку за проданный товар маркетплейсы оставляют себе. Это и штрафы, и возвраты, и хранение дольше срока, и многое другое.
Сколько стоит доставить один товар в пункт выдачи заказа? Допустим, в Москве. Если по времени, то часа 2-3 и, с учетом транспортных расходов, рублей 100-200 в день. Если нанимать курьера, то это в пределах 200-500 рублей.
То есть, любой товар, который стоит до 2-3 тысяч рублей становится нерентабельным для продажи на маркетплейсе. Общий объем «вознаграждения» сервиса может доходить до 20-30-40 процентов от стоимости товара.
Нормально с прибылью работать на маркетплейсах могут только крупные магазины (те же маркетплейсы только помельче), которые сосредотачивают товары производителей и имеют налаженную логистику.
Тогда почему на маркетплейсах так много тех, кто пытается продать свои товары?
1. Первое и основное - цены на маркетплейсах СУЩЕСТВЕННО выше цены, по которой товар продается на сайте компании. Обычно вместо 200 рублей на маркетплейсе, товар можно купить за 70-100 рублей на сайте компании.
2. Основная задача продажи на маркетплейсах - не получение прибыли, а ПРОДВИЖЕНИЕ торговой марки и компании.
А в следующей части расскажу про формирование стоимости товаров в продовольственных магазинах.
Товары в интернете стоят дороже, чем в обычных магазинах!
Удивлены? В продовольственных – точно. Часть 2.
Теперь вернемся опять к продовольственному магазину у дома, который входит в сеть …. Что ему проще и дешевле: продать товар через кассу пришедшему за покупкой непосредственно в магазин покупателю или продать товара через интернет он-лайн. Ответ очевиден. Не надо идти сотруднику в зале собирать заказ, не надо его обрабатывать в системе (систему заказов также не надо организовывать - а это очень-очень непростое дело, тяжелое программное обеспечение), не стоит организовывать и оплачивать доставку товара до клиента. Насколько велики такие расходы? Они очень существенны, можно их оценить до 5-10 процентов от стоимости заказа.
Именно на такую сумму стоит сейчас по оценочным данным больше стоимость продажи товаров «он-лайн».
А откуда же тогда всеобщее мнение, что покупая продовольственные товары в близлежащем магазине в интернете мы платим меньше?
Здесь опять же несколько хитростей:
1) Хитрость первая - маркетинговая политика. Любая сеть не только заботится о прибыли, но и о том, чтобы ее выбирали покупатели. Есть преимущество по цене, есть преимущество по качеству товаров, есть иные способы - дополнительные услуги, удобство, оформление магазина, приветливость продавцов. Вот этот вариант и используется в первую очередь. Точнее использовался. В каком магазине Вы купите товар скорее всего? Правильно, в том, который привезет его домой после заказа в интернете. Вам дадут бонусы, вас поцелуют во все места, и Вы будете счастливы. А со временем стоимость товара начнет меняться, но вы не почувствуете это или почувствуете, но не сможете отказаться.
Я лет сто назад перешел на расчеты в магазинах по кредитной карточке. Как это произошло? Банк дал мне кредит в несколько сотен тысяч (с отсрочкой платежа 50 дней) и предложил в течение месяца совершать покупки только по кредитной карте. А по итогам месяца сумма возврата на карту должна была составить 10 процентов! (но не больше 10000 рублей). В течение месяца я с особым удовольствием совершал покупки (честно зарабатывая свои 10000 рублей), зная, что мне вернутся мои 10 процентов. И по прошествии месяца я получил свои 10000 рублей.
И вот после данной акции размер возврата упал до 1-2 процентов (сейчас фактически исчез), но я продолжаю уже десятилетие пользоваться банковской карточкой, отказавшись от наличных и расплачиваюсь ими только тогда, когда нет банковского терминала.
Сейчас другие банки предлагают похожие варианты, но я знаю, что через год-два будет такой же финал.
Также происходит или (повторюсь) уже произошло с магазинами.
2) Хитрость вторая - размер покупки. Чтобы оплатить самую дорогу часть услуги (последнюю милю) необходимо увеличить стоимость приобретенного товара. Одно дело покупка на 500 рублей, с нее не заплатишь курьеру 200 рублей. Другое дело покупка на 3000-5000 рублей. С такой покупки можно напрячься и послать курьера к клиенту.
3) Ну и конечно, различные варианты распродаж, ценников, скидок\наценок и так далее. Это в принципе также связано с маркетинговой политикой, но решил вынести в отдельный пункт. Разобраться в этой системе и сопоставить стоимость товаров НЕВОЗМОЖНО.
Производителю предлагают провести акцию по его товару - он соглашается, но акцию проводят только для он-лайн продаж, или делают ее более длительной на этой платформе.
Для чего все это написано?! Чтобы мы с вами реально смотрели на наши покупки.
Если предпочитаете удобство и комфорт, то скорее на макретплейс (в большинстве случаев) или на он-лайн площадки ретейла, если для вас важно обслуживание, сервис и ответственность, то это скорее непосредственные покупки в интернете у компаний, которые являются продавцами. Ну а если вы любители прогуляться и пощупать товар руками, а заодно и чуточку сэкономить - то увы, ничего нового за последние миллион лет не придумано - вперед в ТОЧКУ продажи, сейчас они пришли к нам поближе!
И выскажу свою точку зрения, что маркетплейсы в последнее время теряют ауру того инструмента продаж и удовлетворения потребностей потребителей, который они имели еще пару лет назад, а многие продавцы уходят из этого сегмента, так что не очень понятно, что с ними будет через несколько лет.