Не бывает чужих детей

Юлия Васильевна Королева
Часть 1
Неужели у всех это происходит вот так? Надя сидела в кухне, а перед ней на столе лежал клочок бумаги, повествующий о том, что Михаил ушёл и больше не вернётся. Никогда. Странно, она всегда считала мужа смелым человеком, а он. Ушёл исподтишка, тихонько, когда дети были в школе, а она на работе.
Собрал вещи, оставил клочок бумаги с бессмысленными буквами - вот и вся смелость. А сказать в глаза? А поговорить об этом? Зачем бежать вот так, тихо, словно бы боишься, что устроят истерику, будут валяться в ногах, и что ещё хуже - умолять остаться...
Нет, Надя человек гордый. Она бы не стала так делать, не по её это характеру. Неужели за пять лет совместной жизни он так и не понял, не разгадал её? А пытался ли? Ну живёт рядом человек - привлекательная женщина, заботится о нём, в квартире чистота-порядок, дети накормлены, напоены, учатся хорошо, в секции-кружки ходят...
Не было промеж них какой-то большой любви, но уважение, понимание, взаимное какое-то чувство благодарности было. Их соединяла скорее общая какая-то боль, которая присутствовала и в его, и в её жизни.
В кухню вошла Верочка, молча взяла записку со стола и ушла в комнату. Надя даже внимания на это не обратила. Так и продолжала сидеть в ступоре, думая о том, что же теперь делать.
Они познакомились через год после того, как Надя потеряла мужа. Владик, первый муж, очень любил её и был единственным человеком, который принимал её творческую натуру и сложный характер, как само собой разумеющееся.
Даже когда он узнал, что Надя не может иметь детей и ей не суждено стать матерью, сказал просто: "Ну и что? Я же люблю тебя. Захочешь - возьмём ребёнка из детского дома, нет - будем просто жить вдвоём и радоваться жизни."
Она тогда думала, что с ума сойдёт от горя. Так ей хотелось иметь ребёнка от любимого мужчины. Куда она только не ездила, как только не лечилась, лишь бы выносить и родить. После очередной неудачной попытки ЭКО, Владик сказал ей: "Надя, не надо. Не мучай нас обоих. Эти надежды, которые в итоге не оправдываются только изматывают нас. Ты зациклена, а в жизни много других радостей."
Она смирилась тогда, но после смерти мужа, когда осталась совсем одна, поняла, что зря бросила эти попытки - сейчас у неё была бы частичка её Владика рядом.
Два года она жила, как в тумане - жизнь проходила мимо неё, а сердце покрылось толстой коркой холодного, непроницаемого льда.
Не было рядом человека, с которым она могла бы поделиться своей болью, единственная подруга, правда, всячески пыталась вытянуть её из этого болезненного состояния, но Наде словно нравилось там. Всё кончено. Нет рядом любимого мужа, родить от него ребёнка она не сумела, зачем она вообще живёт на этом свете, для чего...
С Михаилом её познакомила всё та же подруга. Симпатичный, темноволосый мужчина сразу приглянулся Надежде, и в сердце впервые за это время что-то ворохнулось. Что-то живое...
Держась за руки, в кухню вошли близнецы. Игорёк как-то испуганно посмотрел на Надю и сказал, подойдя к ней:
-Мам... Мама... А ты нас теперь в детдом отдашь?
Недоуменно посмотрела на него, сердце сжалось, к горлу подступил противный ком. Господи, откуда такие мысли?
-Да ты что, Игорёк? Почему ты так решил?
Верочка тоже подошла, встала рядом:
-Игорь сказал, что таких, как мы, в детский дом забирают.
И разревелась. Слёзы брызнули в разные стороны.
-Мама, не отдавай нас!
Притянула её к себе, погладила по косичкам, следом Игорька.
-Да вы что? Ну куда же я вас отдам. Вы же мои дети.
Она долго не могла привыкнуть к тому, что у Миши оказалось двое детей-близнецов. Старалась не привыкать к ним - мало ли как сложится у них с Мишей... Опять теребить своё сердце, опять терять, отвыкать...
Миша тоже был вдовцом, и на момент знакомства с Надей деткам только-только исполнилось по четыре года. Держалась с ними несколько холодно, не проявляя особо ласковых чувств, стараясь держать на замке сердце. Миша знал её историю и не осуждал за это. Знал, что Надя так делает не потому, что она плохо относится к его детям, просто не позволяет себе сильно привыкать к ним. Терять - страшно.
Но когда однажды они на отдыхе катались по озеру на лодке и Игорёк потянулся к воде за чем-то там интересным, и рыбкой выскользнул прямо в тёмную воду, Надя, не раздумывая, стремительно нырнула следом. Заплакала испуганная Верочка, метался Михаил, не зная, что делать - он не мог оставить дочь и нырнуть следом... Тогда и понял он, что лучшей матери для своих детей ему не найти.
Они поженились и прожили пять лет, ни разу за эти пять лет не поссорившись, не накричав друг на друга. Надя сильно привязалась к детям, старалась давать им то, что дала бы родная мать.
И вот - "...прости, я думал, у меня такого больше никогда не будет... Люблю её безумно, так, что сердце заходится. Живым себя чувствую.." Живым... А она? Чувствует ли она себя живой?
"Детям лучше будет с тобой, наверное... Ты замечательная мать, и они очень к тебе привязаны..." Боится, что его новая жена будет плохо относиться к детям?
Она позвонила матери. Та сразу взяла трубку, голос, как всегда, невозмутимый и спокойный.
-Мама, Миша ушёл - сказала как-то безучастно.
-Ну что теперь переживать. Я тебе говорила, что он тебе не пара, и рано или поздно уйдёт. Теперь тебе не надо будет напрягаться с его детьми...
-Мама, дети со мной...
-Что? Ты с ума сошла, Надежда? Это его дети, не твои. Их нужно определить в детдом. Я помогу тебе с документами.
-Мама, о чём ты говоришь? Какой детдом, какие документы? Я не поступлю так с ними. Их оставил и предал отец, и ещё я так же сделаю? Это мои дети, мама, я к ним привязалась всей душой, а ты говоришь - в детдом?
-У тебя, похоже, совсем крыша поехала. Делай, как знаешь.
В трубке раздались гудки.
Вот и здесь не получит она поддержки. В своё время Надежда не оправдала чаяния своей матери. Та мечтала вырастить из дочери крутого адвоката - свою копию, но Надя стала дизайнером, и от всего, что любила её мать, а её мать любила юриспруденцию и законы больше, чем дочь, Надя была далека.
Мать была существом холодным, расчётливым и безэмоциональным. Все эти качества она с удовольствием переносила и на отношения с дочерью. Но адвокатом была настолько первоклассным, что к ней обращались даже из других городов. Дочь же она считала неудачницей, для неё профессия дизайнера была бесполезной и ненужной никому. Не нравились ей ни её первый, ни второй муж - быстро прибегала на свадьбу, "клевала" Надю в щёку, дарила какие-то букеты и мчалась на очередное "дело" в каком-нибудь там суде. Такое отношение матери Надя списывала на то, что та растила её одна, бросив неудачника-отца, да и профессия накладывала на характер матери свой отпечаток.
Они стали привыкать жить втроём. У Нади сжималось сердце, когда по ночам она слышала, как тихонько в комнате плачет Верочка, а Игорёк грубоватым баском её утешает. Однажды вошла так в комнату, дети тут же притихли, глядя на неё.
Присела к Верочке на краешек постели:
-Ну и что нас так тревожит, что мы чуть не каждую ночь слёзы льём? - спросила ласково.
-Она по папе скучает - ответил Игорь за сестру.
Надя не знала, что сказать дочери, прижала к себе её голову и гладила мягкие волосы, вдыхала чистый запах нежной детской кожи, чувствуя, что бессильна, что самой впору сейчас расплакаться, завыть, да так громко, чтобы все слышали. Нельзя - напугает детей.
-Мам, а ты нас правда никому не отдашь?
-Конечно, нет, Верочка. Вы же мои дети, никому не позволю вас отнять у меня.
-А если папа вернётся? - спросил Игорь.
Ничего ему не ответила, прижала к себе. Вернётся? Она не думала об этом. И мысли не было, что придёт Михаил и заберёт у неё детей.
Так они и жили. Сначала переживали из-за отсутствия Михаила в их жизни, а потом смирились. Развод прошёл тихо - Надя на заседания не ходила и их развели заочно. Она вернула себе фамилию бывшего мужа, которого когда-то сильно любила и от потери которого так страдала.
Теперь страдать было некогда - у неё было двое детей, которых она полюбила всей душой, как своих родных. Им было весело и хорошо втроём, Игорь и Верочка старались слушаться её и помогать во всём, хорошо учились, выполняли несложные домашние дела, а к приходу Нади с работы могли и ужин приготовить. Потом они все втроём шли гулять в парк. Ели мороженое, сахарную вату, пили молочные коктейли, катались на аттракционах.
Надя оттаивала, воскресала, глядя на деток. О Михаиле думала теперь как-то отстранённо, как о постороннем, чужом человеке. Он нашёл своё счастье, и она была за него только рада. А её счастье - это дети. И другого ей не надо. Так прошло два года.
-Мам, в дверь стучат! - громко крикнула Верочка, стоя в комнате на стуле и протирая полки. Была суббота - день уборки. Игорька отправили в магазин за пиццей - полакомиться после трудов, а сами с Верочкой принялись до блеска драить квартиру.
-Я открою!
На пороге стояла незнакомая, эффектная женщина в длинном плаще и туфлях на каблуках. Беременный живот был обтянут цветастым платьем, выкрашенные в платиновый цвет волосы идеально уложены, на лице переизбыток (по мнению Нади) косметики - глаза густо подведены, капризный рот накрашен ярко-красной помадой.
-Здравствуйте - голос её был высоким, с неприятными, скрипучими нотками - вы Надежда?
-Да. А вы кто?
-Скажите, я могу войти. Там будет удобнее разговаривать.
Часть 2
Поговорим здесь - Надя решительно закрыла дверь квартиры - вы незнакомый мне человек, а у меня дети. Извините, но впустить вас к нам домой я не могу.
-Вот как раз о детях я и пришла с вами поговорить.
-А какое отношение к вам имеют мои дети?
-Я жена Михаила - сказала, как отрезала. Сильно подведёные глаза сузились, она не отрывала взгляд от Нади, стараясь прочесть её реакцию на свои слова.
-Ах вот оно что... Ну а что же он сам-то не пришёл? Трусит? Как впрочем, и всегда. А вы зачем пришли?
В это время дверь открылась и показалось личико Верочки. Она с подозрением посмотрела на гостью и вопросительно - на Надю:
-Мам?
-Иди, иди, Верочка, я сейчас приду.
Она закрыла за девочкой дверь.
-Это не ваши дети...
-И не ваши тоже...
-Это дети моего мужа. Ему без них очень плохо, а если плохо ему, то плохо и мне...
-Плохо? - насмешливо спросила Надя - но все предыдущие два года ему было хорошо...
-Не ёрничайте. Если вы не привезёте детей, нам придётся вступить с вами в судебный процесс. Должна вас предупредить - я адвокат, довольно успешный, и в суде от вас камня на камне не оставлю. Вот адрес. Если на следующей неделе дети не будут дома, я начинаю процесс против вас по определению места жительства детей у отца.
Она сунула в руку побледневшей Надежде бумажку с адресом и ушла.
Так вот кого она ей напомнила! Собственную мать. Неужели все адвокаты такие - холодные, с тяжёлым взглядом, бесчувственные, без эмоций... Неужели и эту битву она проиграла? И теперь опять остаться одной? Это невыносимо! Она так сильно полюбила детей, как же она будет без них?! Без их смеха, без домашних заданий, без наблюдений за их успехами в учёбе, без прогулок с ними и поездок в отпуске на море? Как ей жить без их шуток, шумных игр, весёлых компаний одноклассников, которые любили бывать в их доме. Пустые стены будут давить своей пустотой, от тишины в квартире будет звенящая тишина в сердце. Нет, она не может просто так их отдать!
Надя бессильно опустилась вдоль двери. Не показывать детям своё настроение! Ни в коем случае!
К ней подошёл Игорёк, который пришёл из магазина. Опустился рядом.
-Мы к нему не поедем.
Слышал весь разговор?
-Только Верочке ничего не говори, хорошо, сынок. Я обязательно что-нибудь придумаю.
Они вошли в квартиру и прошли в кухню. Бледная Надя села за стол, Игорёк стал налаживать чай.
Верочка остановилась в проёме, на глазах блестели слёзы. Сказала со злостью в голосе:
-Не знаю, как Игорь, а я с тобой останусь, мама.
-Ты что, Верочка, под дверью подслушивала?
Девочка кивнула.
-Я знаю, что это плохо, мама, но эта тётка выглядела...опасной.
О чём она, Надя, думает? Ведь она должна думать о благополучии детей, в первую очередь.
-Игорь, Вера, я не знаю, как поступить. Может быть, так наоборот будет лучше для вас? Он ваш родной отец, у него полноценная семья, скоро появится ещё один ребёнок. А я? Одинокая, без мужа... Мой единственный козырь лишь в том, что я люблю вас...
-Мы тоже тебя любим, мам - Игорь обнял несчастную женщину - и никуда от тебя не уйдём. Пусть он живёт со своей этой...губошлёпкой платиновой. Мы два года были ему не нужны, и если бы не ты, оказались бы в детдоме. А он... Просто предатель!
Они обнялись втроём, Надя смахнула слёзы с глаз и предложила, наконец, пообедать пиццей.
Для начала она решила посоветоваться с подругой, той самой, которая познакомила её с Мишей. С тех пор, как он ушёл от Нади, она оборвала с ним все контакты, считая его поступок грязным и подлым. Для Нади же она была единственным человеком, с кем можно было поговорить и посоветоваться.
Они встретились в кафе за ароматной чашкой крепкого кофе. После услышанного Рита спросила:
-Ты что намерена делать, подруга? У Михаила есть все шансы вернуть себе детей.
-Бороться - Надя пожала плечом - разве у меня есть другой какой-то выход, Рит?
-Да уж, ситуация. Тебе придётся нанять адвоката, Надя. Без адвоката ты сама не выстроишь себе защиту и проиграешь. Дело-то сложное.
-Я понимаю. У тебя никого нет на примете?
-Слушай, а почему бы тебе не обратиться к матери своей? Она же первоклассный адвокат. От этой Мишкиной свистелки на суде ничего не останется.
-Я не могу, Рита. Она не одобряет, что я оставила себе его детей. За последние два года если и была у нас пару раз, то так, наскоками. Старается держаться от меня подальше. Я для неё плохая дочь - не оправдала её надежд - профессию получила не ту, замуж выходила не за тех...
-Да уж. Ты прости меня, подруга, за прямолинейность, но мамаша твоя - настоящая стер@ва.
-Да не извиняйся - усмехнулась Надя - на правду не обижаются.
-И всё-таки - не сдавалась Рита - тебе бы лучше поговорить с ней об этом, попросить помощи. Всё-таки она твоя мать, неужели у неё совсем за тебя душа не болит. И потом - не убьёт же она тебя за это. Чего ты боишься?
-Да я не боюсь, Рит. Просто так не хочется выступать просительницей у неё.
-Ну милая моя - Рита развела руками - речь идёт о твоих детях. А ты ради них на всё готова, я это вижу.
-Ты знаешь, Ритка, я сначала подумала было, что должна о них думать в первую очередь. Ведь он их родной отец и у него полноценная семья, там им было бы лучше. А я им никто...
-Никтооо? А кто эти два года вытирал Верочке слёзы, когда она плакала по ушедшему отцу? Кто заботился о них, помогал с уроками, возил отдыхать?! Да ещё много чего! Да ты им больше, чем родная мать, Надя! А Игорь прав - папаша их - предатель. Оставить родных детей и вот так бежать! Это же уму непостижимо!
-Они говорят, что не пойдут к нему жить, Игорёк вообще говорит, что если на суде им определят место жительство у отца, они с Верочкой сбегут.
-Господи, ну вот о чём он думает, этот дурак! - воскликнула Рита - так поступить с детьми, а потом рассчитывать на то, что они с радостью пойдут жить в его новую семью.
-Ладно, Ритка, сейчас дети должны сюда прийти после школы. Я отпуск взяла на работе, мне нужно их покормить и мы решили сегодня идти в аквапарк. Составишь нам компанию? Только чур, ни слова об этом обо всём. Не хочу лишний раз напоминать им об этом...
-С радостью пойду с вами. Но всё-таки послушай моего совета - обратись к матери. Вряд ли она откажет. Где ты ещё найдёшь адвоката такого уровня. Время уйдёт на то, чтобы найти настоящего профессионала, сейчас шаромыжников и обманщиков море...
-Хорошо, я подумаю.
В кафе, весело болтая, влетели Игорёк с Верочкой. Смеясь, повисли на Наде и Рите. Надя заказала им еду и вскоре все четверо отправились веселиться в аквапарк.
В воскресенье вдруг пришла бывшая свекровь - Мишина мать. Надя открыла входную дверь, поздоровалась, стараясь скрыть удивление - свекровь вообще к ним не приходила, Надя подозревала, что она не очень нравится Мишиной матери. Провела её на кухню, предложила чаю.
Свекровь по-хозяйски оглядела уютную, блестящую чистотой кухоньку, и напрямую спросила:
-Что делать думаешь, Надежда?
-Вы о чём?
-Ты прекрасно знаешь, о чём я.
-Вы уверены, что я должна вам отвечать?
-Но ведь речь идёт о моих внуках?
-Что-то вы не вспомнили о своих внуках, когда ваш сын позорно сбежал из этого дома - резко сказала Надя.
-А ты стала дерзкой, Надежда.
-Не нравится слушать правду?
Женщина помолчала, а потом заметила:
-Тебе было бы лучше смириться и отдать детей, но я вижу, что ты, дурочка, знать не знаешь, во что лезешь.
-Может быть, я сама разберусь, что лучше, а что нет. Не для меня - для детей в первую очередь, о них мы должны думать...
И тут вошёл Игорёк. Настороженно посмотрел на бабушку, поздоровался и вдруг выпалил:
-Мы с Верочкой к нему не поедем. Если бы не мама, мы бы сейчас в детдоме были. Пусть живет своей семьёй.
-Игорь - остановила его Надя - иди к себе.
Увидела, что сын вот-вот взорвётся, попросила спокойно:
-Пожалуйста.
Игорь вышел из кухни.
-Настраиваешь детей против отца? - усмехнулась свекровь - хорошая позиция.
-Он сам своим поступком их против себя настроил. Ни ему, ни вам за эти два года не пришло в голову мысли прийти и навестить детей. А теперь вы требуете, чтобы я вам вот так их отдала! Они что - вещь, которую можно купить, а потом вернуть в магазин? Почему никто из вас не подумал о их чувствах?
-Ты знаешь - бывшая свекровь встала - Наташа, Мишина жена, очень хороший адвокат. Сомневаюсь, что после суда дети останутся с тобой. Было бы лучше, если бы ты сейчас, до суда, отдала бы их отцу.
-Так это он вас послал? - догадалась Надя и усмехнулась свекрови в лицо - и что за мужик-то такой - прятаться за бабьи юбки. То жену свою посылает, то мать. Господи, где были мои глаза, когда я замуж выходила за него.
-А ты его не вини - оборвала её свекровь - сама-то ты не лучше... Пустоцвет, как раньше говорили. Грехов, видать, на тебе немерено, раз Господь тебя радости материнства лишил.
Это был удар ниже пояса. Надя почувствовала, как начинает кружиться голова от злости и несправедливости. Она резко подняла руку и ударила бывшую свекровь по щеке.
-Вон - показала на дверь - ещё раз придёте - полицию вызову.
Свекровь, не попрощавшись, вышла из квартиры. Надя обессиленно опустилась на стул. Дети подошли с двух сторон и обняли её.
Она должна быть сильной и не показывать детям, как же она боится этого суда. Должна. Ради них.
Вечером, когда близнецы уже спали, женщина позвонила матери.
-Мам, привет. Мне нужна твоя помощь...
Часть 3
-Что случилось, Надя? - голос матери был, как всегда, холодным и невозмутимым. "Господи, мама, я же твоя дочь, ну поговори со мной хоть раз нормальным тоном, чтобы в голосе хотя бы немного теплоты было" - подумала Надя.
Но вслух, конечно, этого не сказала. Зная занятость своей родительницы, она постаралась кратко изложить проблему, при этом не забыв упомянуть о визите бывшей свекрови.
-Это что за известный адвокат? - первым делом спросила мать о новой жене Михаила. Видимо, её задело то, что кто-то ещё, кроме неё, берёт на себя смелость считать себя успешным адвокатом - Наталья, говоришь, зовут? Платиновая блондинка с ярко накрашенными губами? Странно, не знаю такую. Ну, город большой, мало ли в какой коллегии может быть...
Наконец, удовлетворив своё любопытство, она стала монотонным и спокойным, как и всегда, голосом, выговаривать дочери:
-Вот видишь, Надежда, я тебя предупреждала, что ты наживёшь проблем с этими детьми. Но вот почему ты меня никогда не слушаешь? У тебя шансов не будет в суде, даже несмотря на то, что ты их усыновила, и в документах твоё имя стоит напротив слова "мать". Ты им неродная, понимаешь. А Михаил - родной отец, и он имеет все шансы забрать детей. Да, суд примет во внимание их мнение, но оставит с тем, с кем посчитает нужным сам.
Она ещё долго выговаривала Надежде, бубня в трубку о том, что та никогда не принимала во внимание её мнение, всю жизнь всё делала по своему, адвокатом не стала, замуж выходила как попало - и вот результат.
-Мама! - Надя потеряла терпение - прекрати пожалуйста, ну хоть сейчас прекрати! Разве так часто я просила у тебя помощи? А сейчас, когда единственный раз она мне наконец нужна, ты вместо того, чтобы принять участие в судьбе моих детей, выговариваешь мне, как какой-то школьнице! Скажи просто - ты мне поможешь?
-Я не могу, Надя, не могу, понимаешь. У меня сейчас такая куча набранных дел, что я разрываюсь просто. Извини, не могу взять твоё дело.
-Ты готова помогать другим и отказать в помощи собственной дочери? Если вопрос в деньгах, то я знаю, сколько ты берёшь, и у меня достаточно средств, чтобы заплатить тебе.
-Надя, ты не понимаешь - я адвокат, адвокат с безупречной репутацией и богатым опытом. Я не могу взять твоё дело, пойми. Меня не поймут в адвокатских кругах. Ты моя дочь...
-Мама... Мама - поражённо произнесла Надя - какая адвокатская честь, мама? Я твоя дочь! Твоя дочь, мама. Ладно, всё, хорошо, я поняла тебя. Буду сама выходить из ситуации. До свидания, мама.
Надя старалась говорить ровно и спокойно, но внутри всё кипело от обиды. Вот и сломалась последняя соломинка, за которую она, Надя, цеплялась. Как же так... Она, получается, совершенно одна в этом мире, она и дети. Ну нет, есть ещё конечно Ритка, решительная и смелая Ритка, возможно, она чем-то поможет, что-то подскажет. Надя решила, что обязательно позвонит подруге завтра.
Но Ритка позвонила сама и предложила встретиться в их кафе, где они любили пить кофе. Сказала, что у неё есть для Нади сюрприз.
-Благоверный твой мне звонил - сообщила она, как только им принесли по чашечке любимого латте и пирожные.
Надя удивлённо посмотрела на подругу:
-А что ему надо от тебя-то?
-Не знаю. Возможно, хотел что-то выяснить, или через меня на тебя подействовать. Но когда он меня спросил, общаемся ли мы, я ему сказала, что триста лет тебя не видела и спросила, в чём дело. Ну он мне и сказал про детей. Я состроила из себя дурочку и поинтересовалась, так, между делом, зачем ему это надо. Всё, что он мне ответил на этот вопрос - я скинула вот сюда. Он не подозревал, что я наш разговор записываю. Навряд ли суд примет это, как доказательство, но попробовать можно.
Она протянула подруге флешку.
-Дома послушаешь - сказала она - ну рассказывай, как дела у тебя.
Надя рассказала ей о визите бывшей свекрови и разговоре с матерью. Ритка покачала головой:
-Не повезло тебе, подруга, с родительницами ни с со своей стороны, ни с его. Они друг друга стоят, прости - свекровь и мать твоя. Надо что-то делать, искать хорошего адвоката. Господи, ну какая может быть адвокатская этика! Она ведь прекрасно понимает, что ты не сможешь жить без детей.
Она пообещала Наде поискать адвоката через знакомых и позвонить в ближайшее время. На том они и распрощались.
Придя домой и убедившись, что дети ещё не вернулись, Надя вставила флешку в ноутбук и стала слушать разговор. "-Миш, а тебе-то это зачем? -Понимаешь, Рита, у нас с Наташенькой скоро появится потомство - бывший муж замолчал, словно засомневался, стоит ли говорить об этом - а Наташенька хочет побыстрее выйти на работу. Она ведь адвокат, а потеря времени в адвокатской практике это не есть хорошо. Опять же, конечно, деньги семье будут не лишними. Пока дети в школе, Наташа сможет работать из дома, а потом Верочка с Игорьком будут помогать с детьми - Наташа ждёт двойню. -Миш, вы с ума что ли сошли? Они же сами ещё дети, как вы собираетесь на них оставлять грудных детей? - Ну это же всего на полдня. Ну и сама понимаешь - или четверо детей, или двое - пособия нам будут совсем не лишними..."
Надя прошлась по комнате. Вот это да! Бывший муж собирается забрать детей для того, чтобы сделать из них нянек. И жена его, плодовитая, в отличие от Нади, ждёт двойню. Конечно, помощники ей совсем не лишние. Но мог бы нанять няньку - опытную женщину. А тут - два подростка одиннадцати лет, которым надо делать домашние задания, посещать секции и кружки, общаться с друзьями. Он хочет лишить их этого? Господи, какой абсурд! Видимо, с деньгами у них туговато, а Наталья, как подозревала Надя, привыкла ни в чём себе не отказывать. Такая женщина, как она, быстро заставит Игорька и Верочку делать всё, что ей нужно...
Она ходила из угла в угол, думая об этой ситуации, пока из школы не вернулись дети.
В дверь позвонили осторожно, словно чего-то боялись. Было воскресенье, они втроём сидели в зале на пушистом, с длинным ворсом, ковре, ели свежую клубнику, запивали молочным коктейлем и смеялись над мультфильмом.
-Я открою - Верочка пулей унеслась в прихожку. Услышав непривычное молчание, Надя и Игорь подскочили и помчались следом.
В дверях стоял Михаил. Обескураженная Верочка смотрела на него, но в его разведённые для объятий руки идти не торопилась.
Игорёк и Надя стояли чуть поодаль, наблюдая эту сцену. Михаил, увидев их, повернулся к Игорю, произнёс:
-Сынок.
Но Игорь не спешил в объятия отца. Стоял и смотрел на него исподлобья, злой, какой-то внезапно ощетинившийся, как мокрый воробей.
-Ты зачем пришёл? - вдруг спросил он.
-Сынок, я... Я не мог раньше...
-Не мог! - закричал Игорь - а ты знаешь, что Верка целый год плакала, по тебе скучала?
С этими его словами Верочка убежала в комнату, громко хлопнув дверью.
-Сынок, мне надо с мамой поговорить.
Игорь посмотрел на Надю, та кивнула ему головой.
-Мам, я рядом буду - произнёс Игорёк, бросая на отца полный ненависти взгляд.
Когда он ушёл, Михаил подошёл к женщине:
-Здравствуй, Надя.
-Здравствуй - она взглядом показала ему в сторону кухни.
-Чаю не предложишь? - спросил Михаил.
-Дома попьёшь чай. Если пришёл что-то сказать, говори.
-Ты раньше такой не была, Надя.
-Учителя хорошие были.
-Надя, ты зачем детей против меня настраиваешь?
-Я настраиваю? А тебе не приходило в голову, что уйти и пропасть на два года - это ненормально? И как ты хочешь, чтобы сейчас были настроены дети? Ты ожидал, что они тебе на шею кинутся? То, что сказал Игорёк про Верочку - это правда, Миша. У девочки был настолько сильный стресс от твоего ухода, даже не ухода, а бегства, что мы с этим стрессом полгода психолога посещали.
-Да, я виноват, виноват - произнёс мужчина, опуская голову - я виноват. Но я не мог, я не мог прийти... Наталья, она...
Надя рассмеялась:
-Миша, ты что, подкаблучником стал с этой женщиной? Что за отговорки? У тебя есть их телефоны, Миша! И знаешь - они тебе звонили, но почему-то очень быстро оказались в "чёрном списке". Объяснишь, почему? И почему они думали, что их заберут в детдом, Миша? Почему дети чувствовали себя брошенными и никому не нужными? Я еле их из этого вытащила...
-Надя, послушай, я не принижаю твоих заслуг. Я благодарен тебе, но, они мои дети, а ты им никто. У нас будет полноценная семья, а ты одинокая женщина, у тебя шансов нет в суде. Я пришёл в последний раз тебя нормально попросить, чтобы ты вернула детей.
-А я их у тебя и не забирала - произнесла Надя - ты сам себя у них забрал. И я прекрасно знаю, зачем тебе сейчас понадобились дети. Тебе и твоей блондинке. Поэтому встретимся в суде - и крикнула - дети, папа уходит, попрощайтесь с ним.
Михаил покачал головой, и когда Игорь с Верочкой пришли, спросил:
-Игорь, Верочка, поедемте со мной, будем жить все вместе. Тётя Наташа хорошая очень, мы будем о вас заботиться.
-Сам живи со своей тётей Наташей - выпалила Верочка.
-Мы к тебе жить не поедем - поддержал её брат -мы с мамой хотим остаться, понятно тебе.
Они не попрощались с Михаилом и ушли в комнату. Тот развёл руками:
-И это твоё воспитание, Надежда?
-Нет, Миша, это последствия твоего ужасного поступка.
Она тоже не стала с ним прощаться и не пошла проводить до двери.
Вечером позвонила мать. Вместо приветствия сказала просто:
-Надя, я сама не смогу вести твоё дело, действительно. У меня очень много сейчас процессов, взвалила на себя и гражданку, и уголовку... Но всё же помочь тебе я смогу. У меня в коллегии есть очень хороший адвокат, он спец по таким делам, профи в семейных спорах. Тебе нужно встретиться с ним и всё ему объяснить. За оплату не беспокойся - я с ним сама договорюсь. Записывай адрес, встретитесь с ним завтра в кафе...
-Спасибо тебе, мама - только и смогла сказать Надя.
-Не благодари. Всё-таки ты моя дочь. Если эти дети так тебе дороги, Сергей сделает всё, чтобы они были рядом. Остаться в одиночестве - это самое страшное для человека.
-А ты, мама, разве ты не одинока?
-С моей работой, дочка? - мать усмехнулась - одиночество мне не грозит. По крайней мере, ближайшие годы, пока я могу практиковать, точно.
Она, не попрощавшись, положила трубку.
Часть 4
В маленькое кафе на окраине улицы Надя приехала точно к назначенному времени. Она была всегда очень пунктуальной, за что её ценило руководство, а здесь, к тому же, дело касалось детей, поэтому чем раньше она встретится с хвалёным адвокатом, которого рекомендовала мать, тем лучше.
Она сразу определила его среди небольшого количества посетителей - темноволосый мужчина в сером костюме встал из-за столика и помахал ей рукой.
-Здравствуйте. Вы Сергей? - он кивнул, поцеловал ей руку и предупредительно отодвинул кресло, помогая ей присесть. Он был напыщенно-галантен, что Наде не очень нравилось в мужчинах. Но орехово-карие глаза светились необыкновенной теплотой и были бархатисто-мягкими, какими-то необычно добрыми. Разве могут быть такие глаза у адвоката?
Надя заказала кофе, Сергей пил чай с мятой.
-Надя, ваша мать настоятельно просила меня взяться за это дело. Честно говоря, я восхищаюсь вашей мамой - она настоящая "железная леди" и ведёт дела на раз-два. Все клиенты со сложными делами стараются попасть к ней, и у неё очень маленький процент проигранных дел. Поэтому когда она попросила меня взяться помочь вам, я не смог ей отказать.
Надя не любила разговоров о своей матери и тем более, не собиралась обсуждать её с незнакомым человеком. Ровным голосом ответила ему:
-Да, моя мать настоящий профи своего дела. Но у нас с ней разные интересы. Поэтому давайте не о ней, а ближе к делу.
-Да, конечно. Покажите пожалуйста, что у вас есть, какие документы, объясните мне всё подробно. Ваша мама рассказала мне всё довольно кратко и поверхностно.
-Сегодня мне позвонили и пригласили в суд для предварительной беседы...
Они проговорили где-то около двух часов. Надя рассказала всё о Михаиле, о его "бегстве", о приходе его жены и матери к ней, о том, как он сам пришёл к ним, и о том, как Ритка записала разговор. А потом отдала ему флешку с записью. Внимательно выслушав Надю, посмотрев все документы, Сергей обнадёжил её тем, что шансы у них есть. Если они правильно построят линию защиты, Игорь и Верочка навсегда останутся с Надей, а для Михаила будут выделены дни свиданий с детьми.
-Я ведь не против, чтобы он приходил и общался с ними, Сергей. Но он не появлялся два года, сами понимаете, как это сказалось на их психике. Особенно Верочка - она очень чувствительный ребёнок, нам пришлось долгое время посещать психолога из-за поступка Михаила.
-Я попробую уговорить врача выступить свидетелем в суде, это будет очень важным для нас.
На беседу они пошли вдвоём. В просторном коридоре зала суда уже сидел Михаил со своей женой. Сергей, увидев Наталью, побледнел и резко повернулся к Наде.
-У нас ещё есть время, пойдёмте, поговорим.
Растерянная Надя отправилась за Сергеем.
-Жена вашего мужа - моя бывшая супруга -сказал он, когда они отошли на достаточное расстояние.
Надя посмотрела на Сергея, не скрывая удивления.
-И вы откажетесь теперь от моего дела? - спросила она - не бросайте нас с детьми. Нам больше никто не поможет, кроме вас. Мама сказала, что вы профи в семейных спорах.
-Нет-нет, конечно, я не оставлю вас - рассеянно сказал Сергей - но я хочу, чтобы вы знали. Мы учились вместе, и расстались уже очень давно. Были молоды, амбициозны... До этого мы окончили университет, прошли курсы повышения, и стали практиковать юристами. Ей было важно состояться, как специалист, Наталья по сути своей карьеристка и карьера была для неё важнее, чем всё остальное. Нам досталось тогда дело, где мы были на противоположных сторонах. Для неё это тогда имело очень большое значение, а я сказал ей, что мы ведь семья, не надо придавать этому такую роль, отношения наши не должны страдать из-за этого. Она проиграла то дело... А проиграть первое дело для юриста - это плохой знак, хотя нам и не свойственно суеверие. И сказала, что должна развестись со мной - я мешаю ей реализоваться. Я думал, она уехала в Москву, она собиралась туда, говорила, там больше шансов сделать головокружительную карьеру. Никак не ожидал увидеть её здесь, тем более, беременной, и конечно, не ожидал, что она окажется супругой вашего мужа.
-Но это не помешает вам? - спросила Надя - вести наше дело?
-Всё давно прошло и остыло. Просто я никак не ожидал, что в очередной раз мы окажемся соперниками в суде, через столько лет. За все эти годы мы с ней ни разу не встретились. А тут... Это словно судьба... Не знаю, как это назвать, я не слишком верю в мистику, но и не верю в такие совпадения. И знайте - Наталья очень любит деньги, она достаточно прижимиста, но при этом не привыкла себе в чём-либо отказывать, поэтому я не удивляюсь сейчас, зная о том, для чего им понадобились дети. Кроме того, Наташа достаточно холодна и безжалостна, как бы это грустно не звучало. Навряд ли дети Михаила будут много для неё значить... Я не хочу порочить свою бывшую супругу, но вы должны знать, с кем вы вступаете в борьбу, Надя. Наталья - тот человек, который может "ходить по трупам", если это для неё выгодно. Теперь интерес к вашему делу у меня усилился - желание выиграть тоже, нельзя допустить, чтобы детей отдали Михаилу.
-Вам нужно успокоиться и собраться - сказала Надя - это важно.
-Я спокоен - сказал Сергей - просто действительно не ожидал встречи с ней.
Они вернулись к кабинету судьи. Вскоре секретарь суда пригласила их пройти. Мужчины пропустили вперёд женщин, и когда Наталья проходила мимо Сергея, она посмотрела ему прямо в глаза и сказала полушёпотом:
-Вот теперь я тебя раздавлю. Как ты сделал это когда-то...
Всё это слышала Надя, она понимала, что Наталья пытается оказать на Сергея моральное давление, и молилась про себя, чтобы Сергей не сломался. Он был очень мягким для адвоката человеком, но прекрасно знал своё дело. Наталья же - волевая, холодная и рассчётливая, попытается сделать всё, чтобы выбить из колеи и его, и Надю.
Перед каждым заседанием суда, а их уже прошло два, они тщательно готовились, обговаривая каждое слово, пытаясь понять, какие вопросы будет задавать противоположная сторона, и как нужно на эти вопросы отвечать. Нервы Нади были, как натянутая струна, но она старалась сохранять спокойствие, особенно при детях, для неё это было очень важно - они не должны были чувствовать её волнение и страх.
Судья, дородная, высокая женщина в чёрной мантии, представляла из себя грозное зрелище, а высокий, зычный голос вызывал дискомфорт у всех присутствующих. Тем не менее, она была достаточно справедлива, и Михаил, который пытался объяснить своё "бегство" из семьи и причину, по которой бросил детей, просто трепетал перед ней. В одно из заседаний судья задала Наде прямой и жёсткий вопрос:
-Ответчик, насколько мне известно, вы не замужем, и в ближайшем будущем изменений в отношении семейного положения у вас не предвидится, верно?
-Да - ответила Надя.
-Как же вы, ответчик, понимая, что дети должны воспитываться в полной семье, тем более, дети-подростки, намереваетесь это исправлять? Вы, похоже, выражая просьбу оставить детей с вами, и не подозреваете даже, какую роль играет отец в постоянном, я бы сказала, даже круглосуточном, воспитании детей.
Надя повернулась в сторону Михаила и увидела победную улыбку на лице его жены. Затем вновь посмотрела на судью:
-Я, ваша честь, нисколько не препятствую и никогда не препятствовала общению детей с их отцом. Истец сам закрыл себе дорогу к общению с ними. Но никогда не поздно что-то исправить. Отец всегда может участвовать в воспитании своих детей, но важно делать это на постоянной основе, не пропадая на два года.
Судья вздохнула и жестом руки показала Наде, что она может сесть.
Перед последним заседанием позвонила мать. Как всегда спокойно, ровно и без эмоций, поинтересовалась, как Сергей ведёт дело.
-Ты не ошиблась, мама, описывая мне его, как настоящего специалиста. Он действительно хороший адвокат, его речь остроумна, вопросы каверзны, а доказательства неоспоримы.
-Вот я же говорила. Не жалей теперь, что не я веду это дело.
-Кроме того, Наталья - его бывшая супруга, с которой он много лет назад расстался.
-Ничего себе, поворот - на этот раз Надя уловила в голосе матери нотки удивления и любопытства - расскажи поподробнее.
Они проговорили дольше, чем всегда.
На последнем заседании Сергей представил суду несколько значимых доказательств - флешку с разговором Михаила и Риты, распечатку с телефонов детей, когда после ухода Михаила они пытались дозвониться ему, кроме того, он сделал просто невероятное - у оператора связи был затребован "чёрный список" с телефона мужчины, в котором оказались номера его детей и Нади.
Увидев это, судья поджала свои тонкие, сухие губы, и на миг Наде показалось, что на её лице промелькнула то ли ярость, то ли свирепость. Она подняла Михаила, протянула ему распечатки и спросила:
-Истец, как вы можете это прокомментировать?
Видимо, совершенно не ожидая подвоха с этой стороны или забыв об этом, Михаил смешался, занервничал и ответил, что возможно, занёс их в "чёрный список" случайно.
-Всех троих? Сразу? - судья замахала распечатками.
Михаил не нашёл, что ответить. Она покачала головой и разрешила ему сесть.
Целых полтора часа судья находилась в совещательной комнате. Если бы в этот момент участники процесса видели её, они бы подумали, что на плечи этой властной женщины легла невыносимо тяжёлая ноша. Ей было очень трудно принять справедливое решение. Она с тёплой улыбкой вспомнила разговор с детьми в присутствии психологов. Этого мальчика, так похожего на отца, с чистым, искренним, ещё детским взглядом, который готов был "драться" за мать и сестру, как лев. Мальчика, который глядя ей в глаза сказал серьёзным баском: "Если вы заберёте нас у мамы, мы с Веркой сбежим. Он не отец нам - он предал маму и нас. Если бы вы слышали, как Верка плакала по ночам..." Она слышала... Вернее, понимала, что было тогда с этой девочкой с длинными косами. Слышала - через отчёт психиатра, к которому тогда водили девочку...
Наконец их впустили в зал суда для оглашения решения. Наде казалось, что она может упасть в обморок. Шум в ушах не давал ей создать общую картинку в голове, до неё долетали лишь обрывки фраз:
"Именем Российской Федерации..."
"Действуя в интересах несовершеннолетних детей..."
"Определить место жительства..."
Опомнилась она только тогда, когда Сергей коснулся её холодной руки ладонью. Казалось, через его прикосновение к Наде стала поступать жизнь. Увидела его тёплые глаза напротив, он улыбался.
-Надя, вам плохо? - спросил шёпотом - всё уже кончилось, мы выиграли, Надя.
Она услышала, как судья попросила их сесть, а потом заговорила:
-Разъясняется решение суда...
Говорила она долго, тщательно подбирая каждое слово... Михаилу определили дни недели и время, когда он может видется с детьми.
Они вышли на залитые солнцем ступени суда. Вслед за ними вышли Михаил и Наталья. Наталья попросила мужа подождать её и подошла к ним. Обратилась к бывшему Сергею, недобро усмехнулась:
-Ты в очередной раз "сделал" меня. Но не всё ещё потеряно. Я не теряю надежды встретиться с тобой вновь и камня на камне не оставить от тебя.
Она чмокнула Сергея в щёку ярко-красными губами, стёрла платком отпечаток помады, кивнула головой и ушла, оставив их в замешательстве.
В кафе за круглым столом собрались Надя с детьми, приехала довольная Ритка, вскоре показался Сергей. Он принёс Наде шикарный букет, и Ритка многозначительно улыбнулась подруге. Они совершенно не ожидали, но в кафе скоро появилась и мать Нади. Поприветствовав всех в своей обычной сдержанной манере, она вручила Наде букет цветов, детям - по большой шоколадке. Они, довольные, о чём-то болтали, дёргали её, задавая вопросы и называя "бабулей", и Надя с радостью видела, что мать уже так не раздражает это слово, она словно оттаивает перед этими озорниками. Она поздравила Надю, детей и Сергея и даже немного побыла с ними, пригубив шампанского, а потом, как всегда, под предлогом того, что надо готовится к процессу, так же быстро уехала...
Они возвращались домой вчетвером, Сергей вызвался проводить её. По дороге он спросил, несмело взяв её за руку:
-Надя, у нас может быть когда-нибудь что-то большее? Я понимаю, что я зануда, но может быть...
Надя улыбнулась, сверкнув глазами:
-Вы на свидание меня приглашаете? Так я одна не хожу - и она кивнула на убежавших вперёд детей.
-Приглашаю - улыбнулся Сергей - всех троих.